Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(30)

Рубрика журнала: Культурология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Кропулев М.Д. ДЕФОРМАЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ОБРАЗАХ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 10(30). URL: https://sibac.info/journal/student/30/107990 (дата обращения: 26.12.2024).

ДЕФОРМАЦИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ В ОБРАЗАХ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН

Кропулев Максим Дмитриевч

студент-магистрант, кафедра Всеобщей Истории, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ)

РФ, г. Волгоград

Одним из способов формирования образа о СССР в США служило создание представления образа «русской женщины». Согласно социологам из, именно образ женщин является показателем уровня жизни, условий, климата, культурных особенностей и т. д.  

Женский вопрос занимал важное место в идеологической борьбе Холодной войны. СССР пропагандировал те черты, которые присущи преимущественно социалистическому строю, тогда как в это же время медиапродукции  США изображали их как пороки коммунистического строя, утверждая, что советская идея равенства полов ложна в отличие от подобной же американской модели. «Советские женщины были вызволены из рабства у собственных мужей лишь затем, чтобы попасть в рабство к государству», - писал Бреннан М. Уивс. [1, 197]. Он же считал, что такое равенство между женщиной и мужчиной присуще исключительно  отсталым странам. Далее были заявления, что при социализме идет деформация и размежевание отношений между полами, что приводит к дезориентации понятий о женственности, красоте и мужественности. 

Наиболее демонстративным примером служит статья 1954 г. «Лук». Автор признает, что советские женщины получают хорошее образования и руководящие должности, но, тем не менее, женщина в СССР не может быть красивой: «Она может быть кем угодно, кроме как самой женщиной». По мнению автора, понятие красоты в СССР оценивается крайне низко. В качестве доказательства приводился тот факт что в Советском Союзе нет конкурса «Мисс СССР». Более того, в статье утверждалось, что девушка которая «прилично одевается и пользуется косметикой: она либо иностранка, либо балерина, либо проститутка» [2, 115-116]. 

Что касается дефеминизации в печати визуального плана, тот тут ситуация обстояла сложнее. Образ советской женщины практически не встречался в агитационных листовках, пропагандистских плакатах и т.д. По большей части визуальный образ советской (русской) женщины применялась в комикс-индустрии. Изображение советских женщин в комиксах мало отличалось от персонажей мужского пола. В комиксах героини чаще всего носили мужскую одежду (чаще всего военную), короткую стрижку (в лучшем случае каре), женские контуры прорисовывались менее качественно, чем женские героини  американского происхождения.Все это в сумме это приводило к визуальному сходству с мужчинами. Одним из примеров может служить Мария Мешкова (она же «Утренняя звезда») – героиня серии комиксов «Марвел». 

Были  советские женщины, которых изображали более продуманно, точнее передавая женские контуры, но те, как правило, был врагами главных героев, злодеями. Стоит отметить роли советских женщин в сериях комиксов: если те являлись ключевыми персонажами, то по большему счету, они были антагонистами, за редким исключением – положительными персонажами (например, Наташа Романофф – Черная Вдова); будучи антагонистами, они изображались в большинстве случаев как циничные и холоднокровные люди, хитрые и коварные. Подобные героини, как правило, получали свои способности под воздействием государства  

Более яркий процесс дефеминизации происходил в киностудиях. Так, в фильме «Железная Юбка» главная героиня Винка Коваленко так же, как и в комиксах, надевает военный мундир с боевыми наградами (которых больше чем некоторых американских солдат в фильме). Главный герой, майор ВВС США Чак Локвуд, охарактеризовал ее так: «Она на 98 % русская и на 2 % женщина». Иными словами, он дал понять, что в героине по американским стандартам мало что женского, что должно было вызывать у зрителей смех и недоумение. 

Иной способ показать «неженственость» героини – это боевые сцены. Так, Локвуд, который без особых усилий побеждал советских агентов, был сражен советским агентом-женщиной. Винка Коваленко помимо боевых навыков демонстрирует свою стать чрезмерным употреблением алкоголя и, будучи в советской форме, выглядит весьма комично на фоне американских улыбчивых девушках в платьях. В фильме целенаправленно демонстрируется комичный образ советской женщины, для создания образного представления о системе Советского Союза как системе, лишившей женщин их женственности.  

Также образ женщины является показателем уровня благосостояния государства. В фильме «Один, два, три» Б. Уалдера, выпущенном в 1961 г., один персонаж - партийный работник заявил: «Надо признать одно американским капиталистам: они могут сделать женщину привлекательной», а позже говорит «неудивительно, что американцы не интересуется русскими секретаршами, ибо их внешность напоминает самовар». Так зрителям дают намек – красота женщины напрямую зависит от косметики и моды, которые, в свою очередь, зависят от уровня государства и его политики. В печати не раз высмеивали (в частности, в «Ридерс Дайжест»),  советскую одежду, называя ее «грубой и скучной»[3, 240], тем самым намекая на уровень развития в Советском Союзе. Советские же девушки в образах рядовых граждан США становились завистницам американкам. Этот момент очень ярко демонстрирует фильм режиссера Дж. фон Штенберга «Пилот реактивного самолета», где главная героиня Ольга – ярая коммунистка, которая предана своей партии, но не может устоять перед шелковыми чулками, где чулки являются символом изобилия. Эту особенность подмечает доктор философских наук О.В. Рябов: он пишет, что подобные «сюжеты выступали важным элементом гендерного дискурса в самих США, убеждая аудиторию, что женщина всегда остается женщиной, которая хочет быть сексуально привлекательной и ценит личное счастье выше идеологических принципов». Постепенно граждан США  подводили к мысли, что это огромная проблема, что женщина в СССР не может быть женственной не только по причине незначительного уровня товаров и услуг, но по причине идеологии и политического режима. 

На фоне формирования образа советской женщины как  непривлекательной физически и отталкивающей психолого-морально, закономерно возникает вопрос: какое место в советском обществе занимают отношения  между мужчиной и женщиной, какое отношения у советских граждан к браку, как в СССР трактуется понятия любви и секса? За отсутствием возможности узнать ответ на вопрос напрямую, американцы «просвещались» через элементы массовой культуры. О.В. Рябов отмечает: представления «любви за железным занавесом изображаются при помощи различных приемов». Режиссером М. Андерсоном использовались образы романа «1984» Дж. Оруэлла при экранизации вышедшего в прокат 1956 г. одноименного фильма. В частности были показаны сцены, как в тоталитарных государствах идет контроль в выборе полового партнера. Нередко в журналах и кино утверждалось, что в Советском Союзе ухаживание может выглядеть нелепостью и буржуазными предрассудками. В другом фильме ранее упомянутого режиссера Дж. фон Штенберга «Шелковый чулки» зрителю сообщается: «если в России кто-то кого-то хочет, он просто говорит: «Ты! Иди сюда!» [4, 20-30] Главная же героиня фильма Нина гордо информирует, что советская наука установила, что любовь – это романтическая иллюзия, вызванная химические и электромагнитные реакции, которые и лежат в основе понимания любви.  

 

Примечание:

1. Brennan M. Wives, Mothers, and the Red Menace : Conservative Women and the Crusade Against Communism. University Press of Colorado, 2008.

2. Whitney J. Women: Russia’s Seconds Class Citizens // Look. 1954. Nov., 30. 1954. P.

3. Sharp J. P. Condensing the Cold War : Reader’s Digest and American Identity. Minneapolis : University of Minnesota Press, 2000.

4. Рябов О. В. «Советский враг» в американском кинематографе Холодной войны: гендерное измерение // Женщина в российском обществе. 2011. № 2

 

Список литературы:

  1. Баскаков В.Е. Противоборство идей на западном экране // Западный кинематограф: проблемы и тенденции. М.: Знание, 1981. 
  2. .Богомолов Ю.А. Кино на каждый день... // Литературная газета. 1989. № 24. 
  3. Гладильщиков Ю. Если верить голливудским фильмам, то «империя зла» - это опять мы // Итоги. 1997. № 10. 21.10.  
  4. Долматовская Г.Е. Исторический факт и его идеологическая трактовка в современном кино // Экран и идеологическая борьба / Ред. коллегия: 12.  
  5. Капралов Г.А. Человек и миф: эволюция героя западного кино (1965-1980). М.: Искусство, 1984.

Оставить комментарий