Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(33)

Рубрика журнала: Педагогика

Секция: Физическая культура

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Антонюк Е.О. СУЩНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГАРМОНИИ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL: https://sibac.info/journal/student/33/113823 (дата обращения: 29.11.2024).

СУЩНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГАРМОНИИ СПОРТИВНОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Антонюк Екатерина Олеговна

магистрант факультета физической культуры, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

Россия, г. Новосибирск

Аннотация. В статье рассмотрен такой компонент в танцевальном спорте, как гармоничность взаимодействия партнеров, которая обусловлена степенью развития каждой личности, составляющей дуэт. Показана целесообразность применения в педагогическом аспекте не только методики тренинга, но и какую роль играет в тренировочном процессе общекультурное, эстетическое, духовное развитие. Как взаимодействуют танцевальные партнеры внутри своей пары.

Ключевые слова: гармонизация, спортивные бальные танцы, танцевальная пара, соревнования.

 

Спортивный бальный танец, как стиль танцевального искусства, обладает характерными только этому виду деятельности свойствами. Изначально оно представляет собой художественное обдумывание и переосмысление процесса познания, которое уже есть у человека, и проявляется при помощи языка тела. В отличие от слова, которое несет семантическую нагрузку – язык танца служит для проявления эмоций, чувств. Личности в дуэте проявляют свои эмоции по-разному. Один более раскрепощен в своих танцевальных действиях, другой же наоборот более скован. Чаще всего это происходит все из-за недопонимания друг друга. Этот момент должен не упустить именно тренер. От него в большую степень зависит результат самих танцоров. Он должен вывить проблематику, с чем именно связана эмоциональная недостаточность в танце. А эмоциональная недостаточность – это слабость внешнего и внутреннего выражения эмоциональных реакций человека, их несоответствие тому, что происходит с этим человеком и вокруг него. Ведь нарушение эмоций приводит не только к проблеме результата в танцевальном спорте, но и в жизни.

Спортивные бальные танцы неразрывны с реальностью, ведь в искусстве танца, красота и совершенство формы очень плотно связаны с его содержанием и структурой. Именно в этом единении и заключается его педагогическое воздействие. Сам продукт танца, его исполнение – это уже и есть элемент творческой деятельности. Исполнитель танца хочет стремиться при помощи эстетики и красоты движений показать весь свой внутренний мир. Ведь танцевальные образы отображают непосредственно саму суть человеческой жизни, и с помощью них человек постигает ее истинную сущность. Танцевальный дуэт не просто должен исполнять заученные движения, но именно проживать каждый исполняемый им танцевальный элемент. Грация, эстетика, пластичность – вот что свойственно спортсменам в спортивных бальных танцах.

Но мы не можем согласиться с высказываниями, встречающимися в российской научной литературе, в которой только за искусством балета сохраняется право «на правдивую идеализацию» [1].

Данное мнение складывается, я думаю, из-за того, что спортивно-бальные танцы рассматриваются односторонне, так как смотрят лишь его спортивную сторону. Если только взять его идеализированную составляющую, то можно согласиться с данным высказыванием, так как не любой идеальный образ соответствует такому виду танцев. Но не стоит забывать о его возможности передать еще и духовность.

По мнению Алана Торнсберга, известного зарубежного специалиста в области спортивного бального танца, в России многие танцевальные пары не могут подняться на вершину своих возможностей. Происходит это по причине того, что во время участия в спортивных соревнованиях, в процессе исполнения танцев обязательной программы, у партнеров танцевальных пар отсутствует гармония, танцоры неэмоционально исполняют свои затанцованные вариации, стремятся показать уровень техники исполнения отдельных движений, в связи с этим пропадает целостный танцевальный образ [2].

По истине, в русском танцевальном спорте, как говорят многие специалисты, техника стала вытеснять эмоции, душу самого танцевального произведения. Именно из-за этого можно увидеть на соревнованиях пары, которые исполняют танец технично: смело, сильно, точно, но без эмоций, гармонии, наполнения смыслом. Они не раскрывают сути танца, его предназначения. Танцоры-спортсмены используют только ритм, когда нужно проникнуться мелодией, музыкальностью танца. Танцевать в музыку – это просто отображать ритм песни, а танцевать музыкально – это уже искусство заполнять каждую «перебивку» в музыке. Танцевальный дуэт исполняет танец «бездушно». Движения танцоров не имеют объема, пластика движений бессвязна, партнеры не чувствуют друг друга. Это происходит потому, что при подготовительных тренировках спортивных танцевальных пар нередко преобладают методики тренинга, которые были испытаны не одним поколением тренеров. Смысл этих методик заключается в том, чтобы танцоры развили в себе такие качества как гибкость, скорость, сила, выносливость, а также сформировали необходимые технические навыки: баланс, вращения, умение запоминать танцевальные вариации; развивали слух и координацию. Все эти методики имеют такую систему упражнений, которая направлена на тренировку таких качеств, которые понадобятся танцору для того, чтобы достичь хороших результатов.

Когда спортивно-танцевальные пары занимаются, то 80% тренировок они работают над устранением технических  недостатков, отрабатывают мелкие детали, и только после этой работы, они собирают все наработки вместе для получения конечного результата. Но, к сожалению, многие тренера сводят подготовку к ежедневной отработке правильности схем, до тех пор, пока они не будут производиться автоматически. Тренера и спортсмены работают уже над готовым продуктом танца, обходя промежуточные этапы создания танца, показывая лишь многочисленные повторения готовых танцевальных схем.

Другие же педагоги-тренеры, при постановке тех же задач используют другие методики для того, чтобы их пары стали мировыми чемпионами. Они очень щепетильно относятся к определенным, упрощенным, повторяющимися элементам движений, которые требуются  для каждого этапа в  танце, и только после делают из них  целостную вариацию, в то же время  забывают о том, что нужно развить у подростков определенные знания, умения и навыки для того, чтобы предотвратить «зацикливание». Ведь спортсмены должны уметь преодолевать физические препятствия, заниматься творческим развитием и раскрытием чувственной сферы подростков.

В обоих вариантах итог этих методик идентичен. Появляется танцевальная пара, которая механически исполняет танец, технически выполняет все элементы, но не может передать душу танца, его характер, эмоцию. Такие пары не цепляют зрителя. А у зрителей должны гореть глаза от увиденного выступления спортсменов. И возможно после этого человек «загорелся» танцами, и либо сам захотел быть частичкой этого прекрасного спорта либо отдал своих детей на занятия спортивными бальными танцами. Отсюда и возникает популяризация этого вида спорта.

Поэтому я соглашусь с мнением А. Торнсберга о том, что выводя техническую составляющую обучения в процессе подготовки танцевальной пары на первый уровень, а эстетику и общекультурное развитие на второй, приводит к застою, спортивной несостоятельности, дискомфорту спортсменов и, как следствие, к проблеме самореализации личности не только в мире танцевального спорта, но и вне его. И главный человек, который может как-то повлиять на ситуацию – это тренер! Отсюда следует вывод, что тренера должны включить в свою программу тренировки урок актерского мастерства. Чтобы танцевальные партнеры могли раскрепощаться и правильно проявлять в танце эмоциональную составляющую, без которой не смогут добиться высокого результата в танцевальной сфере.

 

Список литературы:

  1. Волошин М. А. Культура танца // Балет. 2000. – Т. Х. – 52 с.
  2. Четвертая научно-методическая конференция по проблемам развития спортивных танцев. Тезисы докладов // Бюллетень РГАФК. – М.: 2002. – 55 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.