Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(33)

Рубрика журнала: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Пахтусова А.А. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL: https://sibac.info/journal/student/33/114579 (дата обращения: 28.12.2024).

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ

Пахтусова Анастасия Андреевна

студент, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников Челябинского государственного института культуры,

РФ, г. Челябинск

В праздничные дни с большим удовольствием и трепетом собираются люди разного возраста, национальности и верований под открытым небом. Следование народным (своим) традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, раскрепощению, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях. Каждый этнос объединен в единую праздничную атмосферу. В массовых гуляньях, как в городе, так и сельской местности все участники представляют нацию, народ (общность) в целом своей страны. Люди раскрепощаются, раскрываются становясь не только зрителями, но и активными участниками праздничного действа. Все становятся как общее целое праздничного действа. Ведь человек идентифицируя себя с праздничной общностью сам становится её частью и целостностью.

Народные праздники — это давнее народное наследие наших предков (потомков), из глубины веков явившееся нам, которое оказывает неоценимую значимость в наши дни для всего населения. Многие детали забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому мы по крупицам вынуждены собирать все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, возобновлять, преумножать, дополнять своими современными традициями. Когда-то растеряв и утратив их через многие века все равно возвращаемся к нашим истокам традиций, потому что этого требует наша сущность и человеческая душа. Радует, что все чаще и чаще мы возвращаемся и обращаемся к истории возникновения и существования народного праздника, пытаемся осмыслить, исследовать, сделать определенные выводы о том, что народный праздник — это многогранный источник духовного и эстетического развития людей [3, с. 8]. Особенно важно использование народного праздника в формировании личности подрастающего поколения в детском саду, школе и т.д. Это поможет решать важные воспитательные, патриотические и эстетические проблемы. Применение в воспитательных целях народных традиций и календарно-обрядовых праздников, к сожалению, еще не так развит. Но мы на верном пути и постепенно возрождаем и применяем народные традиции в различных сферах жизнедеятельности человека.

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор, но и создает условия для самовыражения, самовоспитания и самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску и художественно-эстетическому приобщению. Для детей праздник становится постижением природы и всего окружающего мира в целом. Народный праздник позволяет раскрыть подлинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами [4, с. 35].

С давних времен праздник и праздничные действа имели и имеют по настоящее время сакральных характер. Отношение к различным обрядам и традициям носило глубокий культ. Сейчас возрождая и приобщая к обрядово-календарным праздникам, языческим в том числе, подрастающее поколение мы закладываем в них тот истинный и подлинно верный культ народных традиций и праздников.

Таблица 1.

Характеристика традиционных празднеств

Период времени

Характеристика традиционных

празднеств

В древние времена

  • Не было деления на артистов и публику
  • Каждый участник был задействован
  • Состояние пассивности не одобрялось
  • Праздник социальный

Механизм укрепления национальной сплоченности

Современность

  • Деление на организаторов, ведущих, артистов и публику
  • Состояние большинства участников праздника – сторонние наблюдатели

праздничного действа

 

  • Праздник дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре

 

Таблица 2.

Календарно-обрядовые традиции в разные периоды времени

Старый вариант

Современный вариант

Праздник зимнего солнцеворота —

Коляда, Новый год

Новый год: колядки

Масленица

Проводы русской зимы

Праздник Герасима Грачевника и

сорока мучеников

Праздник прилета птиц (отмечается,

в основном, детьми)

Выход в поле, первая запашка

Праздник первой борозды

Семицко – троицкие праздники, проводы Ярилы

Праздник русской березки; к этой

группе близко примыкают праздники цветов

Купальская неделя

Праздник Ивана Купалы

Зажиночные и дожиночные

праздники

Праздники урожая

Осенние посиделки: «капустки»,

«супрядки»

Осенние помочи

 

Таблица 3.

Художественные элементы в старых календарных и современных народно-традиционных праздниках

 

Календарные народные праздники Старый вариант

Народно-традиционные праздники

Современный вариант

Действа, связанные с огнем

  • Светящаяся звезда на Коляду
  • Костры на Ивана Купалу
  • Прогон скота через костры с целью очищения на Новый год
  • Прыгание через масленичные костры
  • Масленичные костры
  • Сожжение чучела зимы
  • Новогодние свечи
  • Купальские свечи на воде
  • Факельный огонь от вечного огня в семейных праздниках

Действа, связанные с водой

  • «Молчаливая вода» в крещенско-новогодних обрядах
  • Очищение водой в ивановскую ночь
  • Вода при крещении детей
  • Купание и обливание водой в летних днях молодежи
  • Обливание Засухи в празднике Русской березки

Действа, связанные с растительностью

  • Украшение елки — зимой, березы — летом, снопа — осенью
  • Поиски сон-травы, папоротника, иван-чая в Ивановскую ночь, спуск венков на воду и прочие
  • Украшение новогодней елки, вербы в купальских праздниках, завязывание ленточек березку, плетение венков на ивановскую ночь, культ цветов в праздниках цветов, тополя, снопа

 

Сегодня посмотрев на таблицы 1, 2, 3 (см. выше) современный человек удивится, узнав насколько значимы и знаковы художественные элементы в старых и современных народно-традиционных праздниках. Человек утратил ту связь и понимание с природой, которая существовала у наших предков. Но ведь каждый праздник не случаен, он несет в себе определенный смысл. Например, в старые времена праздник обязательно был связан с явлениями природы и культами богов. Сегодня мы не задумываемся о происхождении праздника, но забывать его «стержень» мы не должны.

В наши дни возрастает значимость духовного возрождения культурно- досуговой среды, в том числе детских центров дополнительного образования и детских дошкольных учреждений, в стиле народных традиций. Это расширяет рамки традиционного функционализма, так как, включая в понятие функций осуществление духовной деятельности, связанной с восприятием культурно-досуговой среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей. Если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария, ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам и обрадам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу действо. Современному человеку сложно понять те действа и обряды, которые с легкостью могли сделать без подготовки наши предки. Поэтому через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура — это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный и культурный оттенок [5, с. 32].

Воспитательная и культурная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Особенно это проявлялось в древности, когда праздник считался «священным» выходным днем.  Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения и идентификации себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Если начинать прививать и приобщать с помощью фольклора и всевозможных народных традиций, и календарно-обрядовых празднеств любовь к своей культуре, национальности, то можно избежать различных проблем связанных с воспитанием детей. Потому что традиционная культура благотворно влияет и формирует полноценного человека с чувством эстетического вкуса, любви к своему народу и традициям.

Современные массовые народные праздники — это наиболее доступная и естественная форма реализации творческого потенциала, который выявляется в обрядово-праздничной культуре. В системе организации досуга в культурно-досуговом учреждении, центрах дополнительного образования очень важную роль играют и занимают одно из первых мест именно календарно-обрядовые народные праздники; имеющие языческую основу, они способствуют сохранению, дополнению и преумножению достижений родной культуры, которая передается последующим поколениям [1, с. 263].

«Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая» [6, с. 189].

 

Список литературы:

  1. Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. Минск 2010. — 590 с.
  2. Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.: Паритет, 2004. — 442 с.
  3. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 2010. – 251 с.
  4. Лазарева, Л. Н. Традиционная праздничная культура как культура этнической и социальной памяти: Избранные статьи. Указатель трудов Л. Н. Лазаревой / Л. Н. Лазарева; сост. библиогр. части Т. Н. Моковая, Ю. Б. Разина; Челяб. гос. культуры и искусств. – Челябинск: ЧГАКИ, 2015. – 245 с.: цв. фот. – (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).
  5. Романова Г.А. Празднично-обрядовые   формынародной культуры: зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. — 164 с.
  6. Чекулаева Е.О. 100 Великих праздников М.: Вече, 2009. — 431 с.

Оставить комментарий