Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(40)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Алексеева Л.В. ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, НА ПРИМЕРЕ ДШИ Г.ЛЕНСКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/118719 (дата обращения: 30.11.2024).

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, НА ПРИМЕРЕ ДШИ Г.ЛЕНСКА

Алексеева Любовь Викторовна

студент, кафедра этнологии и народной художественной культуры, Восточно – Сибирский Государственный институт культуры,

РФ, г. Улан-Удэ

В настоящее время поиск человеком своего места в жизни ставит перед образовательными учреждениями задачу гуманизации образования и возрастания ценности воспитания на основе традиционной культуры. Именно дополнительное образование, и в частности, этнокультурное, на основе фольклора, способно приобщить новое поколение к исторической памяти своего народа, сформировать уважительное отношение к традиционному наследию, и стать важным средством воспитания духовной культуры и развития нравственных качеств личности.

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических норм национального характера. Важнейшей составной частью народной культуры является фольклор. Фольклор – это коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание и, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа он активно использовался и используется в народной педагогике. Обращение к фольклору  имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. [1, с. 5]

Вытеснение фольклорных традиций из нашей жизни, сферы наших художественных интересов наносит большой ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Большую роль в преодолении этих проблем играют организации дополнительного образования как важнейший социальный институт реализации творческих способностей детей.

Город Ленск Республики Саха (Якутия) является одним из самых многонациональных городов Республики Якутия. При общем населении 23 693 человека, город населяют 66 разных национальностей. Многонациональный народ города Ленска является наследником и носителем национальных традиций и их взаимодействия в ходе длительной совместной жизнедеятельности на данной территории. Условия жизни на Севере сформировали определённый менталитет его жителей и стиль их взаимоотношений, основанный на таких качествах, как добрососедство, толерантность, взаимопомощь, дружелюбие. Поэтому, нам необходимо воспитывать в нашем подрастающем поколении те же качества, а также приобщать их к национальным традициям, в целях сохранения системы культурных ценностей народов проживающих на территории Ленского района. Проживающие в городе Ленске национальности обладают развитыми этническими культурами, обогащающими культурное пространство района, создавая условия для развития уникальной образовательной системы, удовлетворяющей культурные интересы и потребности полиэтнического населения.

По нашему мнению, народная художественная культура (НХК) – это средство воспитания толерантной личности, способной к межкультурному взаимодействию в полиэтническом окружении. Создание фольклорного отделения на базе ДШИ - это создание условий для этнической самоидентификации личности, развития индивидуальности ребёнка средствами народной культуры, и овладение социокультурными нормами через освоение традиций и опыта своего народа.

Для изучения степени включённости детей в свою этническую культуру, нами был проведён социологический опрос по методике С.А. Баклушинского среди детей фольклорного отделения ДШИ и детей СОШ №4 г. Ленска. Исходя из полученных данных, было установлено, что дети, изучающие фольклор, с большим уважением относятся к различиям в этнических культурах, часто используют на практике полученные знания, а также более толерантны по отношению к другой нации.

Культурная политика Республики Саха (Якутии) в условиях глобализации, сопровождаемой стиранием различий между нациями и социальными группами, разрушений традиций и обрядов, ценностей, присущих национальным культурам, направлена на сохранение идентичности человека и культуры, укрепления культурного кода нации. Разработана Концепция культурной политики Республики Саха (Якутия), которая определяет основные направления культурной политики региона до 2030 года. В рамках данной концепции осуществляется реализация программ, направленных на популяризацию народной культуры.

Школа искусств города Ленск является единственной организацией дополнительного образования в Ленском районе, осуществляющей этнокультурное образование детей. Деятельность фольклорного отделения предполагает разработку следующих идей: формирование характера ребёнка с опорой на национальную культуру; воспитание нравственной разборчивости детей в современной массовой культуре; организация эмоционально-духовной жизни детей, через привлечение различных жанров фольклора.

Духовно-нравственные ценности отражены во всём многообразии народного художественного творчества, закреплены в образах-идеалах  народа и произведениях искусства, основанного на фольклорных традициях. Это, прежде всего, ценности: матери и материнства, семьи и традиционных семейных отношений, отношение к природе, к родной земле и Родине, к учению и учителю, к труду.

В современной народной культуре, так или иначе связанной с традиционным материалом, существует несколько типов в её воспроизведении: аутентичный фольклор (бытует в естественных условиях), традиционная культура в нетрадиционной ситуации (в образовательных учреждениях), сценическое фольклорное исполнительство (фольклоризм – изменение фольклора), универсальный (адаптированный), авторское творчество, ориентированное на элементы этнической культуры. [4, с. 3-4]

Остановимся подробнее на традиционной культуре в нетрадиционной ситуации. Как правило, такой тип бытует в фольклорных коллективах, в образовательных учреждениях, в Центрах народного творчества или специальных учреждениях, занимающихся изучением и сохранением традиционной культуры. Находятся эти коллективы преимущественно в городской среде. В них сохраняется установка на подлинность, достоверность в воспроизводимом материале и личностная идентификация с этим материалом.

Наибольшую популярность приобретают детские фольклорные ансамбли. И это очевидно, т.к. приобщение к родным истокам происходит естественнее именно в детском возрасте. Через фольклор ребёнок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. В этой связи изучение фольклора приобретает особую актуальность. И поэтому организация фольклорного отделения на базе ДШИ, а также создание на базе школы детского фольклорного ансамбля «Соловейко» является практическим ответом на актуальный социальный заказ.

Известно, что каждой национальной культурой выработан идеальный образ человека, т.е. образ целостной личности, характеризующейся как изменяемостью, так и неизменяемостью, без которой не может быть отождествления в разные эпохи. Народные идеалы – то неизменяемое ядро, на основе которого формируются духовно-нравственные качества личности и лучшие черты характера этноса. [3, с. 49]

Среди учащихся фольклорного отделения, в ходе изучения данной темы, был проведён опрос на тему: «Образ любимого героя». После чего, совместно с учениками было проведено небольшое исследование, чтобы раскрыть принципиальную разницу этих героев, осмыслить мотивы поведения, поступки и их последствия.

Создание фольклорного отделения на базе ДШИ - это и создание условий для этнической самоидентификации личности, развития индивидуальности ребёнка средствами народной культуры и овладение социокультурными нормами через освоение традиций и опыта своего народа.

Следовательно, миссия этнокультурного образования заключается в воспроизводстве (идентификации) национального типа личности путём формирования национального самосознания; воспроизводстве и трансляции культуры этноса, его базовых ценностей, составляющих генетический код нации. А важнейшим средством в этнопедагогическом процессе будет являться использование фольклора, что создаёт благоприятные условия для творческого развития личности, привносит национальный компонент в учебный процесс, способствует аккультурации ребёнка в национальной культуре и осознанию себя членом своего народа.

 

Список литературы:

  1. Байтуганов В.И. Русское народное пение и традиционная культура Сибири. – Новосибирск, 2005. - 32
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: ACADEMA, 1999. – 168с.
  3. Нестеренко А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учебное пособие. – М., 2008. – 209с.
  4. Работа с фольклорным ансамблем / Сост. Зенкова Т.М. – Чита: ГУК «Краевой учебно-методический центр культуры и народного творчества», 2008. - 14с.
  5. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие по курсу «Педагогика народного художественного творчества». – М.; Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. – 177с.
  6. Этнокультурное образование детей и молодёжи в Бурятии: статьи, учебные программы и методические материалы/Под ред. Т.К. Солодухиной. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. - 175 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.