Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 13(57)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ СПАРТЫ
Аннотация. Изначально, может показаться, что древнегреческое государство Спарта и философия между собой не имеют никакой взаимосвязи. Но все далеко не так. Платон и Аристотель восхищались Спартой, они называли ее лучшим образцом государственного устройства. Дело в том, что Лакедемон был рабовладельческим государством, жители которого жили войной, они учились военному искусству с самого раннего детства.
Ключевые слова: свобода, Спарта, Законы Ликурга, военное искусство.
На юго-востоке самого крупного греческого полуострова Пелопоннеса в области Лакония, в долине реки Эврот - располагалась могущественное государство Спарта. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Спарта прославилась своим жестоким обычаем, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации. Они считали, что только здоровые и сильные младенцы будут достойными приемниками. В возрасте 7 лет мальчиков забирали из семьи и на протяжении всего времени их взросления они жили в лагерях, где формировались черты характера как смелость, самостоятельность, дисциплина, хитрость, сила воли, развивались лидерские качества и умение действовать в команде.
Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления основной рабочей силы, людей плененных и ставшие работы после завоеванных государств, которые именовались илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство. [1, 2]
В эпоху своего расцвета Лакедемон был небольшим, но сильным и богатым государством. Не смотря на то, что жители Спарты умели лишь воевать, что не мешало им быть свободными. Понятие «быть свободным» появляется даже прежде, чем понятие свобода. Об этом говорит уже Гомер в своем эпосе: «Быть свободным значило быть хозяином на своей земле, не находиться ни под чьим господством».
Спарта оказала на греческую философию двойственное влияние: Во-первых, это через свою действительность, а во-вторых через миф. Благодаря действительности Спарта нанесла поражение Афинам, а миф оказал влияние на политическую теорию Платона, который в пик своего развития содержится в «Жизнеописании Ликурга».
Ликург создал новый государственный строй, или же новое полисное государство. Он дал Спарте законы, благодаря которым спартанцы получили евномию, то есть благозаконие, которые касались политического устройства государства-полиса.
Законы Ликурга так же касались и личной жизни спартанцев. Полис имел полное право устанавливать новые законы, которые включали в себя нравственно-этические, направленные на улучшение жизни граждан. Тем более граждане имело право решать, принять данный закон или же отказать.
Спартанцы жили войной, именно поэтому военному искусству они начинали заниматься с самого рождения. Их учили быть смелыми, равнодушными к боли и дисциплинированными. Дисциплина и по сей день является основным элементом любой армии. Каждый свободный спартанец обязан был владеть оружием не только для участия в битвах, но так же и в защите своей Родины. Ликург и его последователи создали идеологию воинского братства и доблести, позже внедрили в народ. Основной ценностью являлось не только доброта и честность, но и способность побеждать и добиваться поставленной цели.
Так же, кроме военного ремесла, спартанцев учили правильно говорить и мыслить. Кроме того, с не меньшим энтузиазмом их обучали пению и музыке. Поэзия в Спарте была хороша развита.
Одним из благ и преимуществ, которые дал гражданам Спарты Ликург, являлось изобилие досуга, свободного времени, которое человек мог потратить на личные цели. Именно поэтому образование и воспитание спартанца продолжалось и в зрелые годы. [3]
Государственное устройство Спарты имело два царя, которые принадлежали двум различным семья, власть которых передавалась по наследству. Один из царей командовал армией во время боевых действий, однако в мирное время их власть становилась ограниченной. Так же цари являлись членами совета старейшин, состоявшего из 30 человек, 28 из которых были старше 60 лет и избирались на пожизненный срок общим народным собранием. Совет старейшин рассматривал уголовные дела и подготавливал вопросы для рассмотрения их на собрании. Ни один закон не мог вступить в силу без согласия собрания.
Кроме всего выше перечисленного имелась и четвертая отрасль управление, которая была свойственная только Спарте. Ею являлись 5 эферов, это обычные граждане населения города, которые избирались путем вытягивания жребия. Задачей эферов заключалась в том, что они являлись «демократическим» элементом государственного устройства Спарты. Ежемесячно цари произносили клятву, что они будут поддерживать государственный строй Спарты, а эферы в свою очередь клялись поддерживать царей. Во время войны, когда один из царей командовал армией, его сопровождали два эфера, задачей которых заключалась в наблюдении за его поведением.
Как говорит Бэри: "Чужестранцу из Афин или жителю Милета, посетившему в V веке до н.э. широко раскинувшиеся деревни, которые образовали ее не обнесенный стенами скромный город, должно было казаться, что они перенеслись в давно минувшие века, когда люди были смелее, лучше и проще, не были испорчены богатством и обеспокоены идеями. Для такого философа, как Платон, занимающегося наукой о государстве, спартанское государство казалось наилучшим приближением к идеалу. Обыкновенный грек считал, что государственный строй Спарты обладает строгой и простой красотой, является дорическим городом - величавым, подобно дорическому храму, значительно более благородным, чем его собственное место жительства, но не таким удобным для того, чтобы жить в нем."
Одной из многих причин восхищения греков Спартой является ее устойчивость, спартанское государственное устройство не изменялось даже спустя многие века. Так же нельзя отрицать, что спартанцы имели успех в достижение своей главной цели – в воспитании народа непобедимых воинов. Сражение при Фермопилах служит самым лучшим примером их мужества и доблестного сопротивления. Фермопилы представляли узкий проход в горах, в котором спартанцы попытались задержать персидскую армаду. Триста воинов со вспомогательными отрядами сдерживали все лобовые атаки врага, как бы они не пытались. Но все же персы обнаружили скрытый проход через горы и обрушились на спартанцев с тыла. Они вели бой на два фронта. Каждый спартанец погиб на своем боевом посту. [4, 5]
Какое мужество и доблесть должны были иметь воины Спарты, что бы на протяжении многих дней противостояли все мощи персидской армии.
Спарта изначально являлся воинственным государством. Спартанцы учились военному искусству, начиная с самого своего рождения и до конца своей жизни. Даже не смотря на все это, они умели быть свободными. По сравнению с другими древнегреческими государствами Спарта была поистине могучим и сильнейшим полисом-государством.
Список литературы:
- http://fb.ru/article/147463/sparta---eto-istoriya-spartyi-voinyi-spartyi-sparta---rastsvet-imperii
- http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1438017000
- http://lidersblog.ru/filosofija-gumanizma/zakony-likurga-ili-pochemu-drevnie-filosofy-voshishhalis-spartoj.html
- https://xstud.ru/72476/filosofiya/vliyanie_sparty
- https://studwood.ru/976590/istoriya/nasledie_sparty
Оставить комментарий