Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(6)
Рубрика журнала: Философия
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
МИСТИЦИЗМ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Эволюция в индустрии компьютеров и различных средств связи послужила развитию неуверенности и замкнутости в себе. Это усугубляется отсутствием жизненных целей, пассивностью при принятии важных решений и, таким образом, в обществе начинают преобладать «безликие» люди, которые очень желают изменить свою жизнь, но не знают, как им сделать первый шаг. Кроме того, в жизни людей происходят события, которые сложно объяснить рациональным способом, что пробуждает в людях непреодолимое желание постигать и осваивать новые способы познания. Многие считают одним из таких способов непосредственную связь с высшим началом (Бог, Дао, Ишвара, Брахман, Деус и т.д.), которая достигается за счет освобождения от «оков» материального мира, нахождения внутренней гармонии и познания самого себя.
Соответственно, цель данной работы: определить роль и значение мистических учений в жизни современного человека.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: определить этимологию слова «мистицизм»; показать связь мистицизма с религией; рассмотреть различные мистические практики; проанализировать значение мистических практик как способа освоения окружающей действительности и познания себя.
Ключевые слова: мистицизм, мистические практики, оккультизм, религия, Туммо, Ми-лам, самопознание.
Мистицизм – учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом[1].
Во многих религиозных учениях составной частью, как правило, является мистика, которая проявляет себя по-разному.
Так, в буддизме мистика занимает особое место. Считается, что всё существующее в этом мире пребывает в Божественной Основе. Человек обучается духовным практикам, чтобы получить мистический опыт, познать себя и соединиться с Божественным.
Православный мистицизм связан с личностью Христа: без познания его любви и осознания родства с ним, нельзя пройти путь преображения. Каждый православный христианин проходит несколько стадий: очищение (через посты, воздержание), понимание (постижение истины в скрытом), познание любви Бога.
Исламские мистики (в лице суфиев) выработали учение о пути нравственного совершенствования для соединения с Абсолютом. Для достижения этих целей использовались медитации. Суфии проникали в свой внутренний мир, приобретали мистический опыт соединения с Богом, находили ответы на интересующие их вопросы. Верным и неотделимым спутником медитаций была любовь.
Мистицизм так же проявляется в национальных религиях: индуизм (через философские и метафизические идеи, религиозные обряды, связанные с шаманством и магией), джайнизм (жертвоприношения, вера в реинкарнацию), сикхизм (слияние с Богом через медитации, использование всех граней – не только чувства любви и умеренности), зороастризм (ритуалы с использованием огня – символ очищения), синтоизм (ритуал очищения, боевые искусства), иудаизм (путь от наивного магического практикума до многоуровневой системы эзотерических воззрений).
Таким образом, в зависимости от особенностей жизни людей, их стереотипов, традиций, обычаев, мистицизм в различной степени проявляется в религии.
Помимо взаимоотношения религии и мистицизма, существует тесная связь мистицизма с оккультизмом: иногда всю совокупность видов мистицизма называют оккультизмом.
Оккультизм (от лат. Occultus – скрытый, тайный) – мистические учения, признающие существование скрытых связей, необъяснимых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта и доступных лишь избранным[3, с. 546].
После 1945 года в литературе оккультизм начал заменяться синонимичным словом «эзотерика». Однако существуют авторы, которые проводят грань между этими понятиями, считая эзотерику больше теоретическим знанием, а оккультизм практическим умением.
История человечества знает немало мистических практик различного характера от чародейства и колдовства до современной йоги и медитаций.
Для примера возьмем самые необычные и таинственные практики: тибетские. В предгорьях Кайласа, среди Гималайских вершин из поколения в поколение оттачивались техники и передавались сокровенные знания в мистериях посвящений: от учителя к ученику. Некоторые техники и опыт дошли до наших дней, а многие пока покрыты занавесом «утерянных»[5].
Йога внутреннего тепла или Туммо. Цель этой практики распространить по всему телу тепло, чтобы с легкостью переносить любые морозы. Данная практика включает в себя особые упражнения, способы дыхания и медитации. Здесь считается, что для начала приводятся в гармонию энергетические потоки от чакры Муладхара до Сахасрара. В центральном канале, проходящем через все чакры, растворяется энергия (прана), в результате чего выделяется тепло. Механизм работы данной практики объяснил отечественный биофизик К.С. Тринчер. Он выявил, что ведущую роль в терморегуляции организма человека играет легочный термогенез: снижение температуры окружающей среды и уменьшение кислорода во вдыхаемой смеси воздуха вызывает состояние гипоксии. В результате чего возрастает внутрилёгочное окисление жиров, что приводит к увеличению теплопродукции.
Туммо учит правильно использовать и направлять энергию тела, умению выжить в экстремальных ситуациях, связанных с регуляцией температуры организма.
Существует также такая практика, как осознанные сновидения или Ми-лам.
Сны открывают нам дверь в неизведанный мир. Мир, в котором мы переживаем удивительные эмоции: смех, благоговение, любовь, грусть. Однако мы уделяем этим переживаниям слишком мало времени.
Считается, что сон – послание от бессознательного. Интерпретируя сон, человек может познать свои скрытые желания, возможности и получить подсказки своего подсознания, которые помогут ему в жизни, но для этого необходимо научиться управлять снами. Для этого нужно во сне понять, что это сон. Многие люди, почувствовав это теряют контроль и просыпаются. Следующий шаг – это научиться владеть своими чувствами и эмоциями. Третий шаг – напоминание о том, что вы спите, чтобы ваше сознание не потеряло связь с подсознанием. Следует помнить, что чрезмерное увлечение осознанными сновидениями, особенно на начальных этапах, может привести к потере чувства реальности.
Сны благоприятно воздействуют на память. Марк Твен считал, если сразу записывать сновидения, то можно запоминать больше снов и использовать их для более глубокого постижения реальности и человеческой сущности[2]. Кроме того, сны помогают обрести уверенность в себе и справиться со страхом публичных выступлений. Так, музыкант исполнил свою партию симфонии Шостаковича, впервые не чувствуя нервозности[4].
Интерес людей к мистическому связан не только с желанием самопознания и самосовершенствования, но и с постижением чего-то сакрального, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования:
Таблица 1.
Зависимость причин начинания изучения практик от продолжительности обучения.
По полученным данным исследования можно сделать следующие выводы:
- Быстрее прекращают мистические практики люди, которые получили информацию из научно-публицистической литературы. Можно предположить, что мотивация появилась внезапно и своей силы достигла в начале обучения, потому ее не хватило на дальнейшее изучение практик.
- Фильмы с магическим сюжетом в среднем мотивируют практикующегося на несколько лет. Это может быть связано с тем, что при просмотре данных фильмов пробуждается вера в существование магических, непостижимых рациональным познанием, событий, с пониманием которых усиливается желание осмысления и постижения необычных явлений. Мотивацию в данном случае значительно увеличивает любопытство, которое обратно пропорционально зависит от степени познания, поэтому данная причина не может гарантировать высокую мотивированность в процессе изучения практик.
- Влияние наставников и учителей занимает второе место по продолжительности познания практик. Это обусловлено наличием реального примера для подражания в лице гуру, который в данном случае выполняет роль наставника и служит мотивирующей основой для развития и изучения практик.
- Наиболее длительное постижение практик встречается у людей, начавших свой путь под влиянием близких родственников. Как правило, это взаимоотношение родителей, которые сумели увидеть скрытый потенциал, и детей, прислушавшихся ко мнению родителей. В данном случае обычно наблюдается сочетание боевых искусств с духовными практиками (например, айкидо). Ребенок с радостью проявляет свою энергичность в познании боевых искусств, а с переходом на стадию полного осмысления появляется интерес к самопознанию.
В зависимости от характера мистических практик наблюдается разное их влияние на человека. Так, айкидо учит спокойствию, уверенности в себе, потере зависимости от мнения окружающих людей. Старославянские и тибетские практики способствовали пониманию мира внутри себя и вне, поиску всевозможных решений проблемы. Тайцзицюань помогает обрести спокойствие и гармонию, обладает общеукрепляющим и оздоровляющим действием. Шаолинь-Цюань и ушу учат чувствовать собеседника, распознавать степень его искренности и подавлять в себе желания и инстинкты. Йога помогает сбросить вес, улучшать настроение и обретать гибкость.
Негативное влияние мистических практик на людей наблюдается при обучении неопытными наставниками или теми, чьими целями являются не помощь другим, а достижение материальных богатств. В основном, влиянию подвергаются те люди, которые только начинают свой тернистый путь к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому необходимо научиться уравновешенности и адекватной оценке происходящего.
Список литературы:
- Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/m/mistitsizm.html (дата обращения: 26.04.2017).
- Зотова Т. Параллельная жизнь во сне // Реинкарнационика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://meditation-portal.com/parallelnaya-zhizn-vo-sne1/ (дата обращения: 26.04.2017).
- Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. – 1-е изд-е. – СПб.: Норинт, 1998. – 546 с.
- Лаберж С., Рейнголд Х. Исследование мира осознанных сновидений / Пер. с англ. Д. Е. Шумова. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1995. – С. 7.
- Рубрика: Земля Многомерность. Тибет – мистические практики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://reykinside.ru/tibet-misticheskie-praktiki/ (дата обращения: 26.04.2017).
Оставить комментарий