Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 6(6)
Рубрика журнала: Экономика
Секция: Регионоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО НА РУСИ X-XV ВВ
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению становления семейно-брачных отношений на Руси X-XV в.в. Этот исторический период связан с появлением первых письменных источников права, не только церковных, но и государственных. Анализ этих источников помогает понять условия зарождения норм семейно-брачного права, установившихся на Руси, а затем получивших свое развитие в законодательстве Российской Империи. Несомненно, что основное влияние на нормы семейно-брачного права исследуемого исторического периода оказали нормы церковного права, пришедшие из Византии. Православная Церковь становится в тот период своего рода законодательным и исполнительным органом, решавшим вопросы семьи и брака.
Ключевые слова: Православие; семья; брак; Номоканон; Кормчая Книга; Церковный Устав Владимира Святославовича; Церковный Устав Ярослава Владимировича Мудрого; каноническое (церковное) право; церковный суд.
Текст статьи:
Становление государственности на Руси происходило на фоне ее христианизации. В становившемся государстве церковь играла важную роль, в том числе и в сфере формирования норм поведения, которые со временем закреплялись в церковных или гражданских документах. Вместе с христианской верой византийского образца, Русь приняла и их основы законодательства. Византийский Номоканон лег в основу, в дальнейшем так называемой Кормчей Книги, которая также, как и Номоканон, соединяла в себе церковные и гражданские законы, относящиеся к деятельности церкви, а также регулировала изучаемые в данной статье семейно-брачные отношения.
В частности, Софийская (или Синодальная) Кормчая Книга (XIII в.) соединила в себе не только нормы номоканонов, но и статьи из Русской правды и церковных уставов Ярослава Владимировича Мудрого и князя Владимира Святославовича.
В частности, церковный устав Владимира Святого давал церкви право разбирать споры между мужем и женой "о животе", об имуществе. Устав Владимира ссылается на греческий Номоканон, Правила святых Апостолов, и Вселенских Соборов (семи), признавая эти источники права, и призывает руководствоваться в судебных делах в соответствии с нормами данными в них. Для семейно-брачных отношений перечисляются следующие деяния, которые подлежали рассмотрению церковного суда: развод, прелюбодеяние, похищение (жен), оскорбление или побои детьми родителей.
Церковный Устав Ярослава содержал статьи о незаконных браках, об отказе от вступления в брак после сговора и о разводе. В частности, согласно нему, были запрещены двоебрачие (состояние, когда муж имел двух и более жен) (ст. 7 и 13 Устава). Виновник наказывался по решению епископа, а вторую жену заключали в монастырь. Если же жена выходила замуж при живом муже, то она также подвергалась заключению в монастырь, а ее второй муж должен был заплатить пеню в пользу духовного судьи. Также под запретом были браки между близкими родственниками (кровосмешение). Такой брак расторгался, а на виновных накладывалась епитимья и пеня (ст. 12). Брак без согласия родителей не расторгался, но муж должен был заплатить родителям жены вознаграждение, а также пеню архиерею. Браки, заключенные под принуждением родителей, накладывают на последних наказание только в том случае, если принужденные что-либо сделают с собой.
Еще один интересный момент, присутствовавший не только в традициях, но и получивший законодательное закрепление в Уставе Ярослава - это «сговор». Под ним понималось официальное обещание жениться, которое происходило в присутствии приглашенных родственников и гостей, и подкреплялось залогами. Отказ от заключения брака после такого сговора, наказывался согласно Уставу Ярослава, выплатой пени в размере 5 гривен и уплате понесенных издержек.
Устав Ярослава предусматривал следующие поводы для развода, а именно мужу с женой в случаях:
- когда жена, зная о заговоре против князя, или заговоре против супруга, или зная о чьем-либо желании обокрасть церковь, скроет это от мужа
- доказанное прелюбодеяние жены;
- если жена ведет разгульную жизнь, несмотря на предупреждения и вразумления своего мужа;
- если жена подстрекает мужа на кражу или же сама ее совершит.
Важным замечанием с юридической точки зрения в Уставе Ярослава, являлось то развод не мог состояться без доказательства вины жены, или ее согласия с предъявленным обвинением. Если все-таки такое происходило, то на мужа накладывалась пеня, которая рассчитывалась исходя из его положения. Но также и развод супругов по взаимному согласию был вне закона и также наказывался выплатой пени, для брака, освященного в церкви 12 гривен, для брака заключенного без совершения таинства брака - 6 гривен. Процедуры, связанные с выявлением вины и определении наказания, проводились церковной властью, без привлечения светской власти.
Церковными судами помимо дел, связанных с браком, разбирались и другие дела, связанные с совершением греховных поступков, без элемента преступности. Вообще надо сказать, что Устав Ярослава разделил дела на церковно-гражданские и исключительно церковные. Последние судились только представителями церкви, без привлечения судьи княжеского, и руководствовались только церковными законами. Церковно-гражданские дела судились представителями обоих судов. Как уже было сказано выше дела, касающиеся брака, судились церковным судом, а именно:
- браки близких родственников (в близких степенях родства);
- развод по взаимному согласию супругов.
Но были и дела, которые судились церковным и княжеским судьями, это так называемые «греховно-преступные» деяния, в которых нарушение церковных правил было сопряжено с насилием, с физическим или нравственным вредом, либо с нарушением общественного порядка [1, с. 1]. В рамках брачно-семейных отношений такими делами являлись: похищение девиц, блудодеяние, самовольный развод мужа с женой без вины последней и прелюбодеяние (супружеская неверность).
Подводя итог разбору источников права X-XV вв. можно сделать несколько выводов о становлении семейного права в это время. С приходом христианства и введением церковным норм в жизнь общества.
1) Происходил отказ от многоженства, наложничества, утверждалось единобрачие (моногамия).
2) Заканчивалась эпоха языческого родового союза, на смену которому пришла христианская семья.
3) Заключение брака стало происходить в церкви, которая устанавливала свои нормы, в частности: невозможность заключать браки между близкими родственниками, похищение девиц и т.д
4) Развод стал довольно затруднительным делом, который также фиксировался церковью.
5) В целом церковь становится важным институтом общественной жизни, выполняющая роль не только нравственного ориентира, а организация, наделенная и властными функциями, помимо регистрации актов гражданского состояния (рождения, смерти, брака, развода и т.д.), церковь обладала законодательными и судебными функциями, в частности самостоятельно, либо совместно с княжеской властью решала судебные дела.
Список литературы:
- Ключевский В.О. Курс русской истории, лекция №15. - [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://web.archive.org/web/20020928223647/http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/K/KluchevskijVO/kurs/kllec15.htm (дата обращения 03.05.2017)
- Погасий А.К. Юридическое религиоведение. – Казань: ИД «МеДДок», 2016. – 196 с.
- Церковный Устав св. Князя Владимира. Списки Церковного Устава Святого Владимира, (тексты приводятся по изданию: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995, [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.sedmitza.ru/text/443883.html (дата обращения 03.05.2017)
- Цыпин В.А. «Каноническое право: учебное пособие», 1998. - 442 с. – [электронный ресурс] – Режим доступа . - URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1475 (дата обращения 03.05.2017)
Оставить комментарий