Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(62)

Рубрика журнала: Политология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Морозов И.Д., Круповес О.И. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В АФРИКЕ: ПОИСК ОПТИМУМА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 18(62). URL: https://sibac.info/journal/student/62/140665 (дата обращения: 29.12.2024).

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В АФРИКЕ: ПОИСК ОПТИМУМА

Морозов Иван Дмитриевич

студент 4 курса, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Круповес Олег Игоревич

студент 4 курса, Институт истории и политики, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Аннотация. В данной статье рассматриваются причины столь частого вспыхивания этнополитических конфликтов в Африке, какова в этом роль Западных стран и почему эти конфликты нельзя отнести к цветным революциям. Также в этой научной работе основной упор сделан на изучение того, как колониальные процессы повлияли на формирование нынешнего образа Африки и почему после распада этой системы в ХХ веке, этнополитические конфликты стали происходить гораздо чаще.

 

Ключевые слова: этнополитические конфликты, Африка, Западные страны, колониальные процессы.

 

С давних времен и по сей день, Африка сохраняет за собой статус одного из самых конфликтных мест на Земле, где самым распространенным являются этнополитический. Это обуславливается процветающей дифференциацией в обществе, чему есть масса подтверждений. Но для того, чтобы в этом разобраться, нам следует дать одно из определений этнополитических конфликтов. Итак, этнополитические конфликты – это столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, определением её символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации, и по крайней мере одним из субъектов является этническая группа [1]. Также существует ряд классификаций этнополитических конфликтов, а именно: автономистские (защита интересов этнических общностей), сепаратистские (стремление к отделению от полинационального государства), этноэгалитаристские (требование уравнения представителей этноса или этносов в правах) и антииммигрантские (против заселения в свою страну представителей других этносов) [3]. В научном мире существует более широкий спектр классификации этнополитических конфликтов, мы же, выделили наиболее важные и актуальные. Предположим, большинство этнополитических конфликтов в Африке, можно отнести к классу конфликтов на этноэгалитарной почве, примером здесь может служить Алжир, где уже долгое время ведется борьба между коренным народом берберами и арабами, которые не являются исконно-проживающем народом на данной территории. Основная проблема заключается в том, что во времена колониальной зависимости Алжира от Франции, французы ставили берберов в более привилегированное положение, чем арабов, это проявлялось в том, что только берберы могли занимать государственные должности, также для берберов были открытии специальные школы, где им давалось современное европейское образование. Французам удалось разобщить алжирское общество и создать условия, при которых арабское население Алжира, было отрицательно настроено по отношению к берберам, таким образом, французы свели к минимуму возможность создания единого антифранцузского протестного фронта, что безусловно выгодно для стран Запада. Именно из-за этого, после получения Алжира независимости от Франции (1962 г.), в стране началась жесткая политика по отношению к берберам, это было связанно с тем, что к власти пришли арабы, которые помнили, как их права ущемлялись берберами. Теперь все культурные особенности берберов были запрещены, в том числе и их язык, а на государственные должности в Алжире стали принимать, только тех, кто владел арабским языком.

С 1961 года ангольцы воевали против португальских колонизаторов, а с 1975 года воюют друг против друга. Главной причиной гражданской войны, которая не утихает до сегодняшнего дня, является сложность этнической структуры населения Анголы, традиционная вражда и острые межэтнические противоречия между ее крупнейшими народностями, в том числе между амбунду и овимбунду.

Ангольская трагедия, порожденная этническими, региональными и глобальными факторами подтвердила, что региональные конфликты и гражданские войны должны урегулироваться не с помощью силы, а только исключительно путем переговоров между противоборствующими сторонами, причем большую помощь, на взгляд А.М. Хазанова, «могут оказать ООН и великие державы». [5]

Одной из основных причин всех этнополитических конфликтов в Африке, является трайбализм — форма социально-политического устройства обществ, основанная на представлении об особом, доминирующем значении своего племени, этноса, группы, его приоритетной роли в прошлом и настоящем[4]. Относительно недавний конфликт в Кот-д’Ивуаре (с 2002 по 2007 год), между мусульманами и христианами, который разделил страну на две воюющих между собой стороны. Не смотря на вражду, кровный конфликт закончился подписанием мирного соглашения, но само противоречие не удалось искоренить из общества, не на микро-уровне, не на эго-уровне,[2] так как периодически конфликт продолжает вспыхивать, что в дальнейшем может привести к новым военным столкновениям. Подобных конфликтов в Африке вполне достаточно, и большинство из них можно не заметить, так как они находятся в пассивной и регулярной стадиях, но в любой момент конфликт может активизироваться и перерасти в настоящую войну между этносами и племенами, что безусловно, приведет к новым жертвам, деградации и развалу общественного порядка.

Итак, исходя из всего изученного, мы можем сделать несколько важных выводов:

  • Одна из главных причин этнополитических конфликтов в Африке кроется в процессе формирования границ многих африканских государств. Если внимательно взглянуть на политическую карту Африканского континента, то можно увидеть, что границы государств, образуют ровные и прямые контуры. Данный факт свидетельствует о том, что страны Запада, которые колонизировали Африку не взирали на мнение африканцев в вопросе разделения границ. Это привело к тому, что многие этносы, нации и племена были разделены на разные государства, а некоторым пришлось делить исконно свою территорию с другими этническими группами, которые в свою очередь могли различаться в духовном плане.
  • Африканские этнополитические конфликты происходят из-за дифференциаций в обществе: этнические, религиозные, социальные и историко-географические разделения.
  • Борьба за власть и общественное благосостояние, так же приводят к массовым противоречиям, вследствие чего и к конфликтам.

Эти факторы стали самыми фундаментальными предпосылками к появлению множества территориальных, национальных и религиозных споров, что в конечном итоге привело к множеству этнополитических конфликтов.

Исходя из этих причин, мы можем прийти к определенному заключению, что обретение независимости стран Африки в 1960-х годах не привело к решению социальных и этнических проблем бывших колоний. Для того, чтобы в странах Африки перестали прогрессировать этнополитические конфликты требуется провести социально-политический анализ, который опирается на исторический опыт. Следующим шагом будет изучение места этносов в иерархии, также отношение правящих элит к ним. Данное исследование поможет разобраться в той или иной общественной группе, что может способствовать устранению этнополитических конфликтов, которые актуальны в Африке по сей день.

 

Список литературы:

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. – М.: Дело, 2005. – С. 22.
  2. Асонов Н.В. Политический анализ и прогнозирование, как наука и учебная дисциплина.2012, Спутник плюс, с. 20
  3. Косухин Н.Д. Этнополитические конфликты в Африке: истоки и типология. Часть 1. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология 2011 год.
  4. Маликова Н.Р.  Этносоциальный контекст формирования национальной идентичности в эпоху глобализации. 2008, стр. 418.
  5. Хазанов А. М. Политика Португалии в Африке и Азии. — М.: Наука, 1967. — 1400 экз.

Оставить комментарий