Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(62)
Рубрика журнала: Психология
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОП-КУЛЬТУРЫ
Массовая культура, или поп-культура, - термин, используемый в современной культурологии и социологии для обозначения специфической разновидности культуры, рассчитанной на широкого потребителя и распространяемой с помощью средств массовой информации. [3] Роль влияния поп-культуры на личность необыкновенно велика и не подвергается сомнению. П.А. Сорокин отмечает, что «не существует личности как социума, то есть как носителя, созидателя и пользователя значениями, ценностями и нормами без корреспондирующих культуры и общества» [7] В этой статье мы изучим психологический аспект современной молодежной популярной культуры, выявим психологические ожидания молодежи от поп-культуры и выясним особенности восприятия её в молодежной среде.
А.В. Костина отмечает, что распространение поп-культуры может осуществляться как искусственно – через СМИ, так и естественным образом – путем использования интересных широкому кругу сюжетов, реалистичностью или типичностью героев. Поп-культура 21 века, по словам публициста и критика Юрия Сапрыкина [9], характеризуется цитатностью, обращением к первоисточникам, перемешиванием символов прошлых эпох, ретроманией. Это приёмы, считает Сапрыкин, поп-культура позаимствовала у постмодернизма
Молодежная культура выступает несколько обособившейся от общественной культуры в целом. Т. Парсонс связывает развитие понятия молодежная культура в 20 веке с развитием общественных систем. Полностью оправдывая одно из первейших назначений культуры, молодежная культура на заре своего становления оказывала поддерживающее влияние на нестабильный возрастной класс. «Молодежная культура представлялась независимым социальным пространством, в котором молодые люди могут обрести аутентичность, когда как в семье или школе они лишены реальных полномочий и полностью контролируются взрослыми. [5] По прошествии многих лет общественные формации претерпели изменения, однако молодежная культура по-прежнему несколько отделена от популярной культуры и имеет почти то же практическое значение.
Молодежная культура интересна тем, что в практическом своём значении она отвечает актуальным в этот период психоэмоциональным устремлениям личности, (таким, как, например, построение внутренней системы ценностей, усвоение гендерной роли и интеллектуальное развитие) [8], и в то же время возрастные особенности создают прекрасные условия для восприятия и обработки ценностного потенциала объектов культуры. Так, в этот период психофизиологические процессы организма обретает стабильность, активно развиваются сенсомоторные реакции, например, достигаются оптимум цветовой чувствительности, остроты зрения, сенсомоторные реакции и т.д. Происходит это, как правило, в 20-25 лет. [6]. Подъемы в уровне развития внимания приходятся на 22 и 24 года – в это время происходит спад в уровне развития мышления. Наивысшие отметки подъема показателей развития интеллекта фиксируются в 19 лет, 22 года и 25 лет. Единовременное повышение уровня развития трех показателей — памяти, мышления и внимания — обнаружено только в периодах 22— 25 лет и 30—33 года.
[1] Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что именно юность является этапом, наиболее подходящим для активной интеллектуальной деятельности, в том числе и восприятия культуры, поскольку психофизические показатели достигают своего оптимума.
Несмотря на то, что у поп-культуры существует множество противников, связывают её с такими негативными явлениями, как формирование клипового мышления и потребительского сознания, создание неправильных ценностных ориентиров и психологических установок, психологами всего мира признаются положительное влияние в области досуга и отдыха. Так, поп-культура способcтвует «снятию напряжения и компенсирует затраты психической энергии на противоречивые социальные взаимодействия.» [2]
Несомненна важная роль поп-культуры в процессе социализации. В качестве транслятора поп-культуры сейчас выступает огромное количество её элементов, начиная от личных блогов до масштабных домов мод. Она выступает объединяющим фактором, ярким примеров чего является существование «фандомов» (всемирных глобальных фан-клубов, посвященных какому-то конкретному объекту культуры – кинофильму, музыкальной группе, книг, распространённых активно в Сети). Чаще всего излюбленной площадкой для молодёжи становятся социальные сети и веб-пространство в целом, и всё меньшим влиянием пользуются ТВ-, радио- и бумажные источники. За счет СМИ, активно развивающихся в качестве главной площадки для трансляции поп-культуры, последняя с каждым голом увеличивает своё влияние как «серьёзного конкурента традиционным факторам социализации». [2] Таким образом, мы подошли к вопросу о том, какие потребности реализует молодежь в объектах популярной культуры, какие психологические ожидания возлагает на неё, какие личностные цели преследует в процессе познания.
Для поп-культуры характерна направленность на широкие массы народа, вследствие чего возникает некая усредненность и доступность идей, представляемых её объектами.
По результатам проведенного нами исследования, в котором приняли участие 117 человек, особенно активными потребителями поп-культуры становятся люди от 14 до 21 года. Нами была разработана анкета с целью узнать отношение молодых людей к поп-культуре и выяснить, какие психологические ожидания характерны для них. Почти 60 (58,8) процентов респондентов средне осведомлены о новых тенденциях в массовой культуре и обращаются к ней больше для отдыха. Активными потребителями являются лишь 18 (17,6) процентов. Среди предпочтительных видов продуктов культуры лидируют кинематограф, мультипликация и музыка. На вопрос о том, как соотносится массовая культура с элитарной в современном обществе, 35,3 процента респондентов ответили, что поп-культура существует на равных позициях с элитарной культурной, и 29,4 процента посчитали, что поп -культура замещает массовую. Что касается влияния поп-культуры на общество, то 52,9 процента респондентов оценили его как нейтральное, и почти 50 (47,1) процентов – как положительное («Влияние популярной культуры тяготеет к модернизации общественных отношений, развитию нравственности, духовной красоте, моделям гармоничных взаимоотношений, общечеловеческим идеалам»).
58,8 процентов респондентов основной функцией поп-культуры в своей жизни называют расширение кругозора, социализацию, далее по убывающей в процентном соотношении следуют рекреационная функция, образовательная, функция вдохновения, коммуникативная и адаптивная. 76,5 % респондентов отметили положительные аспекты поп-культуры – такие, как возникновение новых положительных общественных установок, широкие возможности для самореализации и т.п. Из негативных, однако, выделили возникновение клипового мышления и культивирование «потребления ради потребления». Кроме того, нами был задан такой вопрос – чего не хватает современной популярной культуре и что в ней лишнее? К. Манхейм выдвигает мысль о том, что молодежь по сути своей маргинальна, и статус этот переносится и на культурные ценности, имеющие распространение в молодежной среде. [4]
Большинство респондентов отмечают нехватку глубины, искренности, духовности, нравственности. Негативными чертами называют идейную простоту, однотипность, подмену понятий. Однако в вопросе, связанном с тем, какие очевидные «маркетинговые ловушки», основанные на принципах потребления поп-культуры, респонденты хотели бы приобрести, 70,6 процентов неосознанно выбрали такие предметы, как любой продукт, но только после того, как он был упомянут в каком-либо популярном кинофильме/песне/блоге, или же любой предмет с изображением объекта культуры, с которым вы не знакомы, но чье изображение "примелькалось" (например - "Звездная ночь" Винсента Ван Гога).
Проведя анализ этих и других полученных сведений, мы сформировали представление о психологических ожиданиях людей 14 - 25 лет по отношению к поп-культуре. Молодежь ждет от поп-культуры легкости и искренности, чтобы стало возможным отдыхать посредством её потребления, при этом в фоновом режиме сохраняя интеллектуальную активность, ищет возможности находить друзей – одним словом, социализироваться в полном смысле, как общаясь, так и познавая мир, расширяя кругозор, становясь полноценным участником общественных течений. Поп-культура для молодежи – широкая, многоплановая идеологическая платформа, которая, несмотря на отмеченные недостатки, оценивается скорее положительно.
Список литературы:
- Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология с. 230
- Иваненков С.П. Актуальные проблемы социализации молодежи [Электронный ресурс] // Credo New Теоретический философский журнал. 1997. №3. URL: http://credonew.ru/content/view/51/22 (дата обращения: 12.03.2019)
- Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М.: КомКнига, 2006
- Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени - М.: Изд-во «РАО Говорящая книга», 2010. — 744 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; Пер. с английского Л.А. Седова и Д.А. Ковалёва; Науч. Ред. Пер. М.С. Ковалева – М.: Аспект Пресс, 1998
- Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. — СПб: Питер, 2001. – С. 23-32.
- Сорокин П. А. С 65 Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов: Пер. с англ. — М.·Политиздат, 1992.
- Шаповаленко И.В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005 с. 263-264,
- Юрий Сапрыкин. Поп-культура нового тысячелетия [Электронный ресурс] Лекториум, YouTube. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=8vMh2GZ7bk0 (дата обращения: 21.03.2019)
Оставить комментарий