Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(67)
Рубрика журнала: История
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ - «ТЮРЬМА НАРОДОВ» ИЛИ МОДЕЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ?
С распадом СССР в бывших союзных республиках возросла тенденция формирования отрицательного образа России и отрицания позитивного влияния Российского государства на исторические судьбы народов. Поэтому, проблема этноконфессиональных отношений между государством и представителями народов, населявших присоединенные к России территории, остается одной из актуальных на сегодняшний день.
На протяжении столетий Россия вела активную национальную политика на окраинах и внутри государства. В связи с чем всё население Российской империи относилось к двум разрядам: к роду и к инородцам. Люди, родившиеся на территории Российской империи назывались «народонаселение, население». К роду относились люди, родившиеся на территории Российской империи, главным признаком которых была православная вера. Обитатели неправославной веры именовались «инородцами».
Если же обратиться к «Своду законов Российской империи», то становится понятным, что в Российской империи коренные народы, населявшие территории, вошедшие в её состав, претерпевали значительные измения в своем правовом положении в различные исторические эпохи в зависимости от приоритетных направлений политики российских императоров. В некотрых случаях они только уравнивались в своих правах с русским народом, но, зачастую, пользовались определенными привилегиями: дополнительными правами и освобождением от известных обязанностей. Однако, в отдельных случаях, так называемые «инородцы» могли подвергаться угетению и дискриминации со стороны российского правительства. Например, с точки зрения европейских либералов и демократов XIX в., Россия представлялась «тюрьмой народов».
Фразеологизм «тюрьма народов» появился еще в середине XIX в. на основе книги фрацузского писателя и путешественника Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году». Основным значением фразеологизма являлось стереотипное представление о Российской империи как об отсталом авторитарном государстве. Кюстин подчёркивал незавидное положение всех народов, находящихся под властью российского императора, включая русский, и отсутствие в России гражданского общества.
Дело в том, что государственно-правовая система царской России, считавшая нехристиан подданными второго сорта, на протяжении столетий была ориентирована на религиозную унификацию. Нерусский человек не мог изменить свою национальную принадлежность, но имел возможность изменить вероисповедание, а значит, и весь свой государственно-правовой статус. Поэтому с точки зрения закона «инородец», принявший крещение и ставший православным, получал все права, которые имел и любой русский человек, принадлежавший к соответствующему сословию.
Впервые положение «инородцев» стало регулироваться в законодательных актах при Алексее Михайловиче Романове с изданием «Соборного Уложения» 1649 г. При нём все «не русские люди» стали именоваться «иноверцами» , «ясачными людьми». В последующие годы выходили «Уставы» и «Регламенты», регулирующие правовое положение той или иной категории населения.
Значительные изменения российского правительства по отношению к национальным меньшинствам происходили во второй половине XIX в. под влиянием «великих реформ» императора Александра II. Постепенно насильственная христианизации сменялась относительной гибкой политикой приобщения народов России к русской культуре. Вместе с тем происходило формирование национальной интеллигенции, развитие языка, системы образования.
С вступлением на престол Александра III российское правительство ужесточила политику в отношении нерусских народов, преследовавшее цель христианизации «инородцев». Правовое положение «инородцев» оставалось приниженным.
Как указывал министр внутренних дел граф Д.А. Толстой в 1887 г., «для охлаждения ревности пропагандистов, вразумления отступников и в предотвращении дальнейшей пропаганды, по моему мнению, нужно обратиться к административно-репрессивным мерам». С этих слов началась новая волна христианизации, котрая получила название «система Ильминского» [4, c. 24].
Профессор духовной академии Н.И. Ильминский, разработал новую систему христианизации народов с использованием национального языка для христианизации коренных народов. С этой целью, по инициативе Н.И. Ильминского были организованы Центральная крещёно-татарская школа, миссионерское «Братство св.Гурия», начиная с 60-х гг. XIX в. открываются русско-татарские школы, готовившие миссионеров. Задача такой школы, как писал Ильминский, состояла в том, чтобы «воспитывать религиозных и нравственных людей по началам и в формах православной церкви и русской народности» [2, с. 229].
В российской историографии обозначились различные точки зрения по поводу высказывания «Россия - тюрьма народов». Например, по мнению историка Цимбаева, на формирование политических отношений большое влияние оказывала не национальная, а социальная ассимиляция народов России, когда местные правящие верхи не лишались своего привилегированного положения, а включались в состав господствующих в России сословий, сохраня, свою веру, свои особые права и преимущества. Таким образом, автор показывает, что покоряя новые территории российское правительсво создавало мощную правящую верхушку в составе местной знати, которая давала свои знания, авторитет для укрепления Российского государства [3, с. 27].
Так же некоторые историки подчеркивают, что в Российской империи никогда не проводилась целенаправленная национальная политика. Такие методы были крайне невыгодны правящим кругам страны. Но если бы у правителей России и появилось желание уничтожить какой то народ, чисто технических возможностей для этого у них было немного. Так как, Российская империя была в военно-техническом и экономическом отношениях слабее ведущих западноевропейских держав, не останавливавшихся при строительстве своих империй перед истреблением целых племен и народов [1, с. 428-455].
Таким образом, несмотря на длительные территориальные противоречия в Российской империи отсутствовала целенаправленная национальная политика. Названные некоторые общие установки формировались по большей части исторически, стихийно, в ходе развития российской государственности. Однако вопрос остаётся сложным и неоднозначным, что требует дальнейшего исследования.
Список литературы:
- Никитин, Н. И. Историческое значение территориального роста России // Аксенов А.И. Российская империя. От истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории. - С. 428-455.
- История татарского народа / Р.Г. Фахрутдинов, Р.Р. Фахрутдинов. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. - 407 с.
- Цимбаев Н.И. Россия и русские (Национальный вопрос в Российской империи) // «Вестник МГУ». Серия «История», 1993, № 5. С. 27.
- Чичерина С.В. Как началось дело просвещения восточных инородцев. - СПб., 1907.
Оставить комментарий