Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(71)

Рубрика журнала: История

Секция: Этнография

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Коржов А.А. ЧАСТУШЕЧНЫЙ МИР ЮЖНОГО УРАЛА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 27(71). URL: https://sibac.info/journal/student/71/150434 (дата обращения: 30.11.2024).

ЧАСТУШЕЧНЫЙ МИР ЮЖНОГО УРАЛА

Коржов Алексей Александрович

ассистент-стажёр, композитор, Кафедра концертмейстерского мастерства и камерного ансамбля МаГК им. М.И. Глинки

РФ, г. Магнитогорск

Данная статья посвящена особому жанру народной вокально-инструментальной традиции – частушке. Она представляет общероссийское явление и заслуживает пристального внимания не только любителей (к счастью, любителей у рассматриваемого жанра немало), но и профессионалов, так как в связи с большим объёмом частушечного материала необходима его систематизация, так же важны программы по сохранению и распространению частушечной традиции. Это исконно русское явление, которому нет аналогов за рубежом. Отец частушки – народ. Родившись в глубинах крестьянского народа, как житейская необходимость, как своеобразный отклик русского народа на политические изменения в середине 19-го века, спровоцировавшие ломку многих народных устоев, частушка и по сей день остаётся излюбленным народным жанром. Поскольку она отражает народную ментальность и определённые социокультурные поведенческие нормы.

В чём особенность частушки? По сути, каждая частушка представляет собой маленькую сценку, в юмористической, сатирической манере (в этой связи можно трактовать частушку как особый поэтический вид анекдота), выявляющая определённые взаимоотношения между людьми. Существуют песни, во многом похожие на частушки, но «частушка, в отличие от песни, не обобщает, а выделяет жизненные ситуации, чувства героев, предметы и явления» [2, с. 133]. «Отличие песен частушечного типа от частушек, их главные жанровые черты, вероятно, стали осознаваться не сразу. […] Если в частушечных песнях последовательно от куплета к куплету стала развиваться одна и та же тема, начал выделяться один сквозной сюжет, то в собственно в частушках всё более определялись завершённость поэтической мысли в рамках четверостишия, независимость четверостиший друг от друга» [1, с. 197].

На Южном Урале бытует особый вид частушек – корильные частушки. Но их зафиксировано не так много. Они являются частью свадебного обряда и исполняются на второй свадебный день.

Меня сватали – корили,

И просватали – корят.

А хорошие ребята

На коренье не глядят.

 

Теперь новые права:

Не стали венчаться.

В сельсовете два стола –

Только расписаться.

Обратим внимание на нижеприведённую частушку, относящуюся также к корильным. В ней присутствуют фразеологизмы, характерные для многих регионов России, кочующие из одних частушек в другие:

Полюбила гармониста –

Заругала меня мать.

Не ругай меня, мамаша –

Развесёлый будет зять.

Корильные частушки представляют собой цикл из четверостиший. «Циклы – это довольно случайный набор частушек, объединённых тематически» [1, с. 198]. Две частушки, объединённые одной темой – это уже цикл, но, поскольку циклы частушек не замкнуты, то их количество в циклах может быть неограниченно. Внутри цикла частушки могут связываться припевами, как правило, припевы короче частушек.

Мы весёлые подружки

Всюду часть нам и хвала.

Пропоём мы вам частушки

Про совхозные дела.

Припев:

Карманчики, да карманочики.

Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)

Штат на ферме сократили –

Надо же беречь рубли.

Двух доярок сократили

Трёх учётчиков ввели.

Припев:

Карманчики, да карманочики.

Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)

Из ремонта трактор взяли

И полдня «ура» кричали.

Ну, а он задел за пень

И стоит четвёртый день.

Припев:

Карманчики, да карманочики.

Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)

Мы весёлые подружки

Всюду часть нам и хвала.

Мы пропели вам частушки

Про совхозные дела.

Припев:

Карманчики, да карманочики.

Да карман вышитый, да уголочики (2 р.)

В статье частушечный цикл приводится в сокращении. Обратим внимание как структуру частушечного цикла. Во-первых, он имеет куплетно-припевную форму, причём, куплеты исполняет солист, припевы – хор (в данном случае понятие «хор» весьма условное, так как под ним понимаются все желающие, принимающие участие в исполнении частушек). Во-вторых, цикл обрамляется «вступлением» и «завершением», образуя арку.

Тематика южноуральских частушек разнообразна, затрагивает политические, социальные, духовные, нравственные темы, но подавляющее количество частушек адресовано семейным и любовным отношениям. Например, как представлена тема отношения молодых людей до вступления в брак:

У кого какой милёнок,

У меня мастеровой.

Он за ночку сделал дочку

И с кудрявой головой.

***

Меня милый провожал

Рано на рассвете.

То ли будет ли чего,

Толи будут дети.

На Южном Урале частушки могут исполняться без сопровождения, то есть a`cappella, если с сопровождением, то здесь мог подключаться гармонист, баянист, балалаечник, или же ложечник, если отсутствуют обозначенные инструменты. Или же можно в качестве аккомпанемента можно использовать хлопания в ладоши и (или) топания ногами, фактически выплясывать себе сопровождение. Подавляющее количество частушек имеет трёхаккордовое сопровождение в различных его комбинациях: S, T, D, T, исполняются преимущественно мажорном ладу. Частушку в размере хорея удобно подходят под четырёхчетвертной размер сопровождения.

В заключении необходимо добавить, что мир частушечный мир Южного Урала очень разнообразен и в рамках одной статьи представить всё его богатство не представляется возможным, но можно приоткрыть дверь в него, чему и послужила данная статья. Жанр частушки – это живой организм, продолжающий жить полной жизнью и сейчас носители народной традиции создают остроумные поэтико-музыкальные миниатюры - частушки, многие из которых будущие поколения исследователей назовут жемчужинами русского фольклора.

 

Список литературы:

  1. Современность и фольклор. Статьи и материалы. Сост. В. Е. Гусев, А. А. Горковенко. М., «Музыка», 1977.
  2. Эпитет в частушках Южного Урала (к постановке вопроса о соотношении слова и музыки). И. И. Люксембург // Фольклор Урала. – Свердловск: [Урал. гос. ун-т], 1984. – [Вып. 8]: Современный фольклор старых заводов. – С. 132-139.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.