Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Своровская Г.Ю., Кравченко К.А. ПРОБЛЕМА РАБОТЫ ОСЕНЬЮ НА ПЛЕНЭРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/160874 (дата обращения: 26.12.2024).

ПРОБЛЕМА РАБОТЫ ОСЕНЬЮ НА ПЛЕНЭРЕ

Своровская Галина Юрьевна

студент, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. кафедры изобразительного искусства Института искусств Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрена проблема работы на пленэре в осенний период времени. В ней подробно разобраны сложности, которые могут возникнуть во время работы на открытом воздухе, а также даны некоторые общие рекомендации по их преодолению. Актуальность темы заключается в том, что пленэр, как и раньше является неотъемлемой частью самосовершенствования любого художника и очень полезен для обучения.

 

Ключевые слова: пленэр, свет, природа, условия, этюд, краски.

 

Пленэр - (франц. plein air, буквально - открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине богатство изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, а не в традиционной мастерской. На основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, для более полного воспроизведения в этюде её реального облика. [2, с. 49]

Некоторые моменты до появление пленэрной живописи как таковой можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII в. Однако наибольшее распространение принципы пленэра получили во второй половине XIX в. в творчестве мастеров импрессионизма - К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др. А также в русской пейзажной живописи второй половины XIX - начала XX вв., представителями которой являлись В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Именно тогда термин "пленэр" начинает широко употребляться. [1, с. 37]

Работая на пленэре, нужно почувствовать натуру в воздушной среде и научиться передавать цвет как совокупность, мозаику рефлексов, так как они ярче выражены на природе, чем в закрытом помещении.

Как бы ни был полезен и прекрасен пленэр, он имеет ряд проблем для художников. Большую трудность представляет свет. Если день солнечный, сюжет хорошо освещен, и было бы неплохо, если бы свет (не слишком яркий) падал и на холст. Свет облачного неба, которое чаще всего бывает именно осенью, создает стабильно холодное освещение, но сложен для работы на пленэре. В отличие от солнечного света, который хорошо подчеркивает основные элементы, он равномерный и не дает выразительного контраста.

Что касается именно осеннего пленэра, он имеет некоторые особенности. Это время года хоть бывает зачастую теплым и погожим, чаще всего уже достаточно холодно, ночью регулярно бывает минусовая температура. Как ни странно, именно это время многие художники считают самым красивым. Однако не смотря на всю неоспоримую прелесть работы на осеннем пленэре, он имеет ряд трудных задач, которые необходимо решить.

Одна из первых трудностей, возникающих при реализации осеннего пленэра – это холод. Подбирая одежду, надо помнить, что придется долго сидеть на одном месте. Однако, если нужно будет сперва далеко идти по сложному маршруту, до места предполагаемого пленэра, теплую одежду не следует надевать сразу, гораздо практичнее взять её с собой. Такие меры предосторожности необходимы для того, чтобы избежать перегрева во время ходьбы. И, следовательно, не простыть во время рисования.

Разумеется, как и во время работы над академическими постановками, в аудитории, нужно постоянно отвлекаться от своей работы. На пленэре это необходимо ещё и для того, чтобы разминать мышцы, а не только, отходя от этюда, замечать недочёты. Так как за несколько часов сидения над рисунком можно сильно замерзнуть даже при вполне терпимой температуре. Кроме того, не лишним будет иметь термос с горячим чаем и, если планируется длительная работа на природе, обед.

На первый взгляд незаметной, но достаточно неприятной проблемой может оказаться туман. Его легко не заметить, даже если находится внутри.

Туман вреден тем, что в нём холодно и влажно. В таких условиях быстро замерзаешь, а помимо этого, если вы пишите водорастворимыми красками, они перестают высыхать, а вот бумага, наоборот, мокнет. А иногда на поверхности красочного слоя появляется такая характерная фактура, капельки. В итоге весь ваш этюд можно считать неудавшимся. Чтобы не попасть в такое затруднительное положение, надо почаще поднимать голову и смотреть вдаль, особенно если выбрано место у воды.

Для осеннего времени года характера сырость. Она является вечной проблемой для тех, кто работает с бумагой и водорастворимыми материалами. Избавиться от неё невозможно, но для того, чтобы несколько снизить интенсивность её воздействия следует учитывать некоторые моменты. Во-первых, не стоит сидеть прямо на земле, так же следует исключить колени и всевозможные подстилки. Это нужно потому, что собственно сырость и холод сильнее у земли. А потому в данном случае лучше всего носить стульчик, а папки с бумагой стараться размещать как можно выше над землёй, и тем более не класть рядом на траву, чтобы избежать отсыревания. Во-вторых, нужно стараться сохранить ноги сухими и теплыми. Не исключено, что могут помочь специальные спортивные носки, рассчитанных на холодную погоду.

Ветер является неотъемлемой частью осеннего пленэра, особенно, если вы рисуете на природе и открытом пространстве. К сожалению, в это время года он становится пронизывающим и холодным. И часто несёт с собой дождь. На этот случай следует носить с собой дождевик. Они бывают разные, однако выбирать самый дешёвый вариант не стоит, так как тонкий полиэтиленовый материал легко рвётся и не защищает от ветра. Может, практичным вариантом будет не сам дождевик как таковой, а специальные спортивные куртки, предохраняющие и от влаги, и от ветра, и от холода. Также при выборе места для рисования не лишним будет спрятаться за камнями, за холмом или за деревьями. Так ветер помимо прочего может унести этюд, если последний недостаточно крепко прикреплен зажимами, кнопками или их аналогами, выполняющими ту же функцию. [3, с. 81]

Осенью рано темнеет. Если планируется долгий путь, наверняка стоит взять с собой фонарик. Он весит совсем не много, почти не занимает места, но зато может пригодиться, если вы сильно увлечётесь своей работой. На природе часто бывает так: наверху, на поляне еще достаточно светло, а внизу или в чаще уже сумрачно, света недостаточно и дорогу не видно. Поскольку наверняка руки будут заняты, удобнее иметь именно налобный фонарик вместо обычного. И лучше не ходить в темноте по местности, которую не знаете.

Все эти рекомендации также подходят и для весеннего пленэра. Так как оба эти времени года являются межсезоньем, в период которого особо тщательно нужно следить за погодой и собственным здоровьем, когда задумаете выбраться на природу порисовать. Особенно важно помнить, что.    каждый сеанс на пленэре — импровизационная задача, и решать ее надо творчески. Пленэр — это отличный вариант для обучения и общения с природой.

 

Список литературы:

  1. О. А. Лясковская, Пленэр в русской живописи XIX в., М., 1966.
  2. Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
  3. Карасев Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСИ НА ПЛЕНЭРЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1. – С. 92-93; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5664

Оставить комментарий