Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Маркова Р.С. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/161000 (дата обращения: 27.12.2024).

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ В МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ

Маркова Ростислава Сергеевна

студент, Институт искусств, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Новосибирск

Одним из фундаментальных вопросов изобразительного искусства является проблема взаимодействия формы и содержания художественного произведения. Понятия формы и содержания были разработаны немецкой классической эстетикой еще в конце XIX начале XX века. Но до сих пор не понятно, как должны правильно взаимодействовать эти две категории, чтобы создать художественный образ. Сложность состоит в том, что каждое из этих понятии многогранно и при этом, они все тесно связаны между собой.

В энциклопедическом словаре под редакцией А. А. Ивиной, художественную форму трактуют двояко:

В узком толковании художественная форма есть структура, подразделяющаяся на части, элементы. В широком понимании художественная форма является средством (или комплексом средств), с помощью которого «формируется» художественное содержание произведения. Искусство формотворчества всегда есть искусство формирования нового содержания. То есть, художественная форма, это не только внешний облик произведения, но и его внутренняя организация [4]. Из этого следует, что существует внешняя и внутренняя форма. Внутренняя форма, в монументально-декоративном искусстве, представляет собой связанные элементы целого, внутреннюю организацию всего произведения и взаимодействие этих элементов с интерьером. Но поскольку в монументально-декоративном искусстве в первую очередь ставится задача поместить произведение в определенный архитектурный ансамбль, то очень важную роль играет внешняя форма. Внешняя форма понимается как «язык», которым написано произведение, нужно учитывать к кому обращается автор. От внешней формы зависит яркость образов, сможет ли содержание, которое автор уже выразил во внутренней форме, дойти до «зрителей». Внутренняя форма должна нести содержание, которое, в свою очередь, должно учитывать архитектурный ансамбль. Произведение монументально-декоративного искусства не может рассматриваться отдельно от окружающей среды, так как оно создавалось для нее, для того, чтобы донести идею до масс, а не до узкого круга лиц [2]. То есть в монументальном искусстве очень важна связь не только между внутренней и внешней формой, но так же связь этой формы с окружающей действительностью.

Возникает новая проблема: поколения меняются, меняется идеология, а монументальные произведения остаются на фасадах, внутри зданий, их ведь нельзя убрать в запасник музея. Поэтому со сменой идеологии меняется и облик города, страны. Многие произведения монументально-декоративного искусства видоизменяются, закрашиваются, застраиваются, на их место приходят новые, в новой форме, но не всегда с новым содержанием.

Понятие «содержания», так же как и понятие «формы», не однозначно.

Содержание – это то, что наполняет форму, то, что ее формирует, делает способной воплотить мысль автора [1]. Художественное содержание не может существовать без формы, которая его раскрывает. То есть, содержание, существующее в неподходящей ему форме, полностью или частично утрачивает свой первоначальный смысл и обретает новые черты [2].

Форма должна служить для выражения содержания. Из этого следует, что форма является вторичной, так как она не представляет ценности, если в ней не выражается художественное содержание произведения. Она служит своеобразным сосудом, для существования содержания. Но в то же время, содержание не сможет существовать без подходящей формы. Значит можно сделать вывод о том, что содержание и форма неразрывно связаны между собой, только единство содержания и формы создаст художественный образ.

Впервые эти категории появляются в древнегреческой философии. Категория «формы» выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела [3]. Категорию «содержания» отражало в себе понятие «материя», означающее вещественное первоначало, то есть сохраняющаяся основа предмета.

Единство содержания и формы, пожалуй, самая важная составляющая монументального искусства, так как без этого единства нельзя говорить о создании художественного образа, а значит, произведение теряет художественную ценность. Интересная форма, в которой нет содержания не сможет долго привлекать к себе внимания, она перестанет быть интересной и в конце концов исчезнет.

Другая необходимая составляющая монументального произведения – художественное формирование среды, необходимо при создании произведения учитывать возможность как быстрого охвата взглядом произведения в целом, так и вдумчивого рассматривания его вблизи [2]. Это требует от художника умения сочетать выразительные средства внутренней и внешней формы. Умелое решение этой проблемы, придает художественному произведению глубину, наполненность содержанием, возможность возвращаться к созерцанию произведения снова и снова.

Третья проблема связана с размером монументального произведения. Здесь важно учитывать не только размеры архитектурного ансамбля, но и размеры человека, то есть того, для кого в первую очередь создается произведение. Следует учитывать местоположение предмета монументального искусства в окружающей предметно-пространственной среде, перспективные искажения, особенности освещения.

Еще один серьезный вопрос монументально-декоративного искусства – это, на какого зрителя следует рассчитывать при создании росписи, мозаики, рельефа. Именно в этом и стоит сложность выбора формы, которая будет затрагивать чувства каждого и при этом отражать художественное содержание произведения. Монументальное искусство всегда будет находиться рядом с людьми, поэтому нельзя ориентировать его только на одно единственное восприятие, каждый человек должен найти отклик лично для себя, для своего внутреннего состояния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема художественной формы в монументально-декоративном искусстве заключается в создании выразительного произведения искусства, способного оказать мощное эстетическое воздействие на зрителя, при помощи грамотного использования художественно-выразительных средств, таких как: масштаб, ритм, пропорции, силуэт, материал, цвет, фактура. Для того, чтобы создать произведение искусства, художник должен виртуозно владеть всеми средствами художественной выразительности и грамотно их применять.

В каждую эпоху создавались различные произведения монументально-декоративного искусства, немногие можно назвать произведениями искусства. Ими являются те, в которых форма достигла максимальной выразительности и отражает содержание, создавая этим художественный образ. Важно отметить, что художник находится в зависимости от времени, в котором он непосредственно живет и работает. Каждая эпоха имеет свои особенности, свои стремления, свои цели – этим и объясняется такое многообразие и разнообразие монументальных произведений, известных человечеству.

По словам А. Гильдебранда, формообразование – это не простое копирование действительности, а осмысленный процесс преображения и обогащения предмета нашими ощущениями и знаниями о нем [3]. То есть изображение не самого предмета, а его художественный образ. Именно с помощью языка формы художник может передать истинный смысл произведения. Для того чтобы автора понимали в разные эпохи были свои средства выражения содержания, определенные рамки, правила.

Так, в Древней Греции и Древнем Риме перед художниками стояла задача: показать всю красоту «идеального» духа в «идеальном» теле. В отличие от художников Древнего Египта, для которых, прежде всего, было правильное изображение внешнего вида, как человека, так и всей сюжетной сцены; для древних греков было важно не только создать идеальную форму, но и наполнить её содержанием, создать художественный образ.

Наивысшего расцвета монументально-декоративное искусство достигло в 1950-1970-х годах в СССР. В это время уже не было сильного давления идеологии и художники чувствовали больше свободы, поэтому в этот период можно увидеть такое разнообразие форм, сюжетов и техник. Игра с пространством позволяет художнику создать яркий художественный образ.

Мы видим, что форма с течением времени менялась, происходило это потому, что в разный период времени нужно было решать разные задачи, наполнять форму все более сложным и многогранным содержанием. Но основными требованиями к монументально-декоративному искусству всегда оставались: выразительность и выявление архитектурной доминанты.

В наши дни мы можем заметить, что монументальное искусство сильно меняется. Вместо мозаик, фресок, витражей практически на каждой улице есть граффити. Изменились политическая, экономическая и социальная обстановка, изменилась форма монументально-декоративного искусства, остается вопрос: наполнена ли эта форма содержанием?

 

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Ванслов В. В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.
  3. Популярная художественная энциклопедия. / под ред.: В.М. Полевого. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
  4. Философия: Энциклопедический словарь. / под ред.: А.А. Ивина. – М: Гардарики, 2004.

Оставить комментарий