Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Анциферова Д.А., Кравченко К.А. РЕЛИГИОЗНЫЙ КАНОН И ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЁВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/161622 (дата обращения: 22.11.2024).

РЕЛИГИОЗНЫЙ КАНОН И ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЁВА

Анциферова Дарья Александровна

студент, Новосибирский государственный педагогический институт,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доцент ВАК РФ, профессор кафедры изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический институт

РФ, г. Новосибирск

Сложной, но одновременно интересной и актуальной является проблема соотношения канона и творческой индивидуальности художника. Даже мастера прошлого, которые по традиции рассматриваются как строгие последователи канона, обращались к данной проблемой в своих работах. Более подробно рассмотрим творчество гениального древнерусского живописца Андрея Рублева.

Андрей Рублёв наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.

Невозможно хронологически проследить творческий путь Рублёва, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублёва крайне бедны фактическими и последовательными данными, противоречившими друг другу.

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких «идеалов». То было время, когда в русской культуре слово принадлежало художникам. Постепенно отходя от беспокойного и напряженного искусства XIV века, Рублев и мастера его круга обращаются к более сосредоточенному, спокойному восприятию, к опыту древнего искусства. Они пишут свои иконы в соответствии с каноном, но с помощью незначительных авторских изменений в целом меняют всё представление о художественном видении канона.

Например, Плугин В.А. пишет об иконе Андрея Рублёва «Спас Звенигородский из Деисусного чина»: «..., чтобы найти контакт между изображенным божеством и молящимися, чтобы чудесные глаза Спаса смотрели не в сторону, а согрели своим теплом склонившегося перед иконой человека, иконописец чуть‑чуть сдвигает вправо зрачки. Взгляд немного искоса... Это уже миллиметры. Но здесь во всем присутствует какой-то минимум движения, том минимум, который отделяет создание Рублева от многочисленных застывших Спасов, населявших древнерусские церкви и жилища...» [3, с.453].

Целостность образа, соподчиненность его частей ‑ характерная особенность живописи Рублева. В работах его никогда не бросается в глаза деформация форм, чрезмерная вытянутость пропорций. Он ограничивается тем, что облегчает формы, слегка сужает конечности тел. Это заметно уже в его ранних произведениях, сохраняется и позднее и всегда отличает собственноручные работы Рублева от работ его учеников, которые безмерно вытягивали фигуры и этим лишали их органической цельности. Средневековые мастера нередко изображали более крупным то, что является более важным. Преувеличенные глаза византийской иконописи должны повышать духовность человека и, вместе с тем, этим подчеркивается чувственность образа. Андрей Рублев действовал иначе. В «Спасе» из Звенигородского чина его черты лица, особенно глаза, нос, губы безмерно уменьшены по сравнению с довольно крупной фигурой. Вместе с тем, его облик становится более одухотворенным, изысканным, тонким.

В иконе «Преображение» Рублева впервые в русской истории искусств евангельская сцена преображения изображена не как тяжёлая и трагичная сцена, а как торжественное событие, наполненное ясностью и светом.

По-новому трактует Рублев и традиционную тему «Страшного суда» во фресках Успенского собора во Владимире, которые были признанные всемирным достоянием ЮНЕСКО. В центре внимания Рублев изображает не муки и кара грешников в аду, а наоборот радость и ясность встречи с Христом. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость. До и после Рублева, как отмечает академик Д. Лихачев, так никто не писал.

В своих произведениях Рублев не только соединил человеческое и божественное с явным преобладанием первого, но и достиг почти абсолютной гармонии и единства художественной формы и содержания произведении. Именно эти свойства живописи и органическое единство содержания и формы стали кульминационной точкой не только искусства его времени, но и всей древнерусской художественной культуры.

Если имя Рублёва является главным символом древнерусской художественной культуры, то икона Троица ‑ наивысшее достижение этой культуры.

Данную икону Андрей Рублёв создал в память Сергия Радонежского. Наиболее достоверная дата ее исполнения - 1411 год, когда на месте погребения Сергия была построена деревянная церковь.

Несомненно, «Троица» Рублева ‑ одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Содержание Троицы многогранно. Сюжет иконы основан на 18‑й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у маврийского дуба. Однако библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублёва утратил все те повествовательные черты, которые традиционно включались в композицию иконы на этот сюжет. Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотворенности, высокой просветленности и торжественного покоя.

Единоличность его иконы основана на том, что все три ангела наделены совершенно схожими чертами, следовательно, равными друг перед другом. Но с помощью легким намёков Рублев указывает на различия ангелов: у них разные позы, разные одеяния. Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает единости. Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Мы видим, что ангелов три, а чаша одна ‑ это композиционный и смысловой центр иконы. Так, в своей знаменитой «Троице», «...желая обратить особое взимание зрителя на чашу, являющуюся идейным центром изображения, и на среднего ангела, склонение которого предельно эмоционально выражает милосердие и любовь, Рублев сместил чашу и руку, на нее указующую, несколько вниз и вправо от центра иконы, а голову среднего ангела - несколько влево от основной вертикали построения. Зритель действительно воспринимает их поэтому в первую очередь» [2, с. 61-62.]

Силуэты ангелов, в особенности центрального ангела, обладают такой музыкальной выразительностью линий, какую напрасно было бы искать в созданиях византийских художников (в этом отношении, пожалуй, Рублеву ближе итальянские мастера). Такое произведение могло быть лишь плодом величайшего творческого напряжения и многолетних поисков и раздумий. Очевидно, что в процессе творчества Рублев неоднократно обращался к теме Троицы и создал ряд ее интерпретаций, некоторые из них стали образцами для позднейших русских иконописцев.

Рублев знаменует не поворот в развитии русского искусства, а одну из его замечательных вершин. Вот почему искусство его чарует такой цельностью и совершенством, почему при всей относительности подобных обозначений он может быть назван «русским Рафаэлем».

Искусствоведческий анализ и сами признания художников доказывают, что Андрей Рублёв – прародитель русской живописи, идеал искренности и чистоты, которым черпаются в своих работах современные художник. Искусство Рублёва и его последователей имеет огромное художественное влияние. И в этих поисках конечно невозможно не осознать всю эту силу высшей правды в искусстве, приближение к которому проходят в своём творчество множество великих художников.

Рублев смог придать иконописи глубокий философский смысл, он не стремился к точному воспроизведению предмета и ограничивался «несходными подобиями», метафорическими образами, которые помогают постигнуть связь явлений.

 

Список литературы:

  1. Дёмина Н.А. Троица Андрея Рублёва. Москва. Искусство, 1963 ‒ с. 61-62.
  2. Платонов О.А. Очерки истории русской иконы; М.: Институт русской циви лизации, 2011. С.584
  3. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. – СПб.: Миф рил–Русская книга, 1993. – С. 1–175. То же: Соч. в 4-х тт. – Т. 2. – М.: Мысль, 1999. – С. 419–527

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.