Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Шашко М.А., Кравченко К.А. РУССКИЙ НАТЮРМОРТ XIX ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/161864 (дата обращения: 22.11.2024).

РУССКИЙ НАТЮРМОРТ XIX ВЕКА

Шашко Маргарита Александровна

студент, Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

доцент, кафедра Изобразительного искусства, Новосибирский Государственный Педагогический Университет,

РФ, г. Новосибирск

RUSSIAN STILL-LIFE PAINTING OF XIX CENTURY

 

Shashko Margarita Aleksandrovna

student, Novosibirsk State Pedagogical University

Russia, Novosibirsk

Kravchenko Ksenya Alekseevna

docent, Novosibirsk State Pedagogical University

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В России натюрморт получил своё развитие в XIX веке. В процессе решения своих задач, художники того времени использовали различные живописные методы и приёмы.

ABSTRACT

Still-life painting in Russia was developed in the 19th century. In the process of solving their problems at artwork, artists used specific pictorial methods and techniques.

 

Ключевые слова: натюрморт, реализм, Левитан, Серов, живопись.

Keywords: still-life, realism, Levitan, Serov, paintings.

 

В России, в отличие от исторической картины и портретного жанра живописи, натюрморт являлся «низшим» жанром вплоть до конца XIX века. Чаще всего натюрморт изображался в качестве учебной постановки и представлял из себя ничего более, чем живопись цветов и фруктов.

Сам по себе натюрморт почти всегда оставался второстепенным жанром для российского живописного искусства. Далеко не многие искусствоведы смогут назвать хотя бы одного из мастеров живописного натюрморта того периода. Однако русский натюрмортный жанр показал своё развитие лишь в XIX веке.

Русская культура на рубеже веков имела самое прямое отношение к истории импрессионистического жанра. Однако тогда Москва являлась третьим городом мира, в котором была собрана лучшая часть наследия импрессионистов в период до первой мировой войны. Главной заслугой этому оказалась деятельность представителей двух старинных купеческих фамилий. Ими являлись семья Щукиных и семья Морозовых. Именно с их помощью в начале века наша столица обогатилась уникальными коллекциями новейшей французской живописи, в которой присутствовали работы многих живописцев, от Моне до Пикассо.

В середине и второй половины XIX столетия натюрморт был сравнительно редким явлением для творчества русских живописцев, работающих в жанре реализма. Лишь на рубеже XIX и XX веков натюрморт возрос и преобразовался в художественное явление мирового значения.

Особый интерес к натюрмортному жанру в русской живописи начинает появляться в 80-е годы XIX века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам Исаака Ильича Левитана. Его картины небольшие по размеру и довольно скромны по своему замыслу. Букеты в натюрморте взяты изолированно от окружающего их пространства комнаты и изображены на нейтральном фоне. Эти работы Левитана всё ещё довольно традиционны. Задачей художника являлась по возможности наиболее убедительная передача неповторимости и красоты выбранной им натуры.

Первыми попытками изображения натюрморта как самостоятельного жанра можно считать небольшие по размеру акварельные работы Фёдора Петровича Толстого. Картины этого художника обладают неким «парадоксом точности»: мы видим верх натурализма, так называемое «копирование натуры», но при этом его работы полны искусственности, изощренности. Натюрморты Толстого предельно иллюзорны, но при этом исполнены редкой гармонии и являются образцами высокого стиля.

Далее натюрморт появляется и в творчестве художников Константина Алексеевича Коровина и Валентина Александровича Серова, в работах которых можно ощутить эти новые веяния жанра. В это время можно проследить некую тенденцию: художники стремились связать натюрморт с окружающей средой, сюжетно и живописно. «Мертвую натуру» выносили на пленэр, то есть под открытое небо, и связывали его с пейзажем или же, наоборот, соединяли его с интерьером комнаты. Тогда в натюрморте хотели увидеть настроение человека, его жизненный уклад и мироощущение.

Поиски чего-то нового в натюрморте были чрезвычайно разнообразны. В первой половине XIX века русские живописцы решали стоящие перед ними задачи натюрморта по-своему. Кто-то использовал живую достоверность для своих работ, влюблено обращая внимание на тайную и незаметную на первый взгляд жизнь природы, отмечал лучшие произведения той поры. Вглядываясь в натюрморты русских художников той эпохи, мы замечаем, насколько по-разному они подходили к задаче изображения этого жанра. Мы можем ощутить это, стоит нам только увидеть различие в характере изображения отдельных предметов.

 

Список литературы:

  1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке – М.: Республика, 1995. – 448 с.
  2. Матафонов С.М. Три века русской живописи – Сиб.: Китеж, 1994. – 416 с.
  3. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX начала века – М.: Искусство, 1970. – 147 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.