Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛЕНЭРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается процесс обучения работы на пленэре. Одной из проблем которой является цельное видение изображаемой натуры. Также, обозначены пути ее решения, которые предполагают теоретическую основу и специальные задания. Благодаря решению данной проблемы учащийся сможет применять эти знания не только при работе на пленэре, но и в работе над аудиторными заданиями.
Ключевые слова: пленэр, пленэрная практика, пейзаж, работа с натурой.
Пленэрная практика является неотъемлемой частью в учебных программах художественных школ. Пленэр необходим с первых ступеней художественного образования. Для разной степени подготовленности учащихся ставятся свои задачи и требования. Таким образом, рисование с натуры это основа изобразительного искусства в любых его проявлениях. В ходе работы учащиеся выполняют наброски, зарисовки и этюды с натуры, что способствует развитию визуального мышления, объемно-пространственного представления, формирует навыки работы различными художественными материалами.
Согласно учебным планам большинства учебных заведений, пленэрная практика проводится после первого года обучения, что актуализирует и систематизирует знания полученные за год знания и навыки о композиции рисунке и живописи, выборе сюжета, линейной и воздушной перспективе, пластике и светотеневых отношениях и колористике.
На начальных этапах обучения процесс рисования с натуры в условиях пленэра является сложной задачей для учащихся. Они не могут сосредоточиться на цельном видении окружающего их пространства, они видят натуру дробно и уделяют внимание каждой отдельной части пейзажа. Из-за этого вся работа ведется с одинаковой пропиской как переднего, так и заднего планов. Это является одной из основных проблем учащихся в процессе пленэрной практики. Постепенно, изучая натуру и получая информацию от преподавателей, дети усваивают знания и пишут с натуры более осознанно, применяя законы и навыки.
Знания изобразительной грамоты, которые необходимы учащемуся для работы на пленэре, включают в себя: законы композиции, законы линейной и воздушной перспективы, построение светотени, колористические знания и навыки, владение различными техниками графики и живописи.
Активизация творческой деятельности учащегося по передаче конкретного природного состояния на пленэре обусловливается игрой изменения красок природы под воздействием света и воздуха. Поэтому главной задачей пленэрной практики является передача общего тонового и цветового состояния природы с элементами воздушной и линейной перспективы. Так, например, близкий к рисующему предмет будет более точным, детальным, а при удалении – предмет становится размытым.
Начинающих художников необходимо вооружить теоретическими знаниями. Работа над этюдом всегда начинается с нахождения общей массы. Лишь когда она подходит к своему завершению учащийся должен выделить главное, прописывая его более четко и детально. Тогда, эта работа станет логически завершенной. Для закрепления полученных знаний на практике педагогу необходимо подготовить специальные задания, в которых будут прорабатываться данная проблема.
Так, например, вначале пленэрной практики учащимся желательно давать такие задания, где они могут писать только широкой кистью, которая не позволяет углубляться в детали, а дает только обозначить главные цветовые пятна. Это поможет обучающимся научаться видеть пейзаж цельно.
Таким образом, в системе обучения учащихся художественных школ значительное место занимает пленэрная практика. Благодаря решению данной проблемы, в будущем обучающимся будет намного легче работать как на пленэре, так и при работе над композицией или натюрмортом в аудитории.
Она выступает как целостный художественный процесс, в котором, наряду с обучением живописи, осуществляется формирование навыков и знаний краткосрочного рисунка, живописных этюдов, создаются естественные условия для положительного влияния природной среды на развитие личности учащегося.
Список литературы:
- Беда Г.В. Живопись. М: Просвещение, 1986. – 192 с.
- Зинченко Н.В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем): авто-реф. М. 2008
- Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М: Академия художеств СССР, 1959. – 105 с.
- Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики. М: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. – 216 С.
Оставить комментарий