Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)

Рубрика журнала: Философия

Секция: Религиоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Щур Ю.С. АНАЛИЗ РЕЛИГИИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 42(86). URL: https://sibac.info/journal/student/86/164847 (дата обращения: 28.12.2024).

АНАЛИЗ РЕЛИГИИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Щур Юлия Сергеевна

магистрант Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

РФ, Самара

ANALYSIS OF THE RELIGION IN PSYCHOANALYTICAL THEORY

 

Schur Julia Sergeevna

student of the SSU named after N.G. Chernyshevsky

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

В статьи рассматривается перспектива корреляции психоаналитических подходов к интерпретации значения религии. Приводятся исследования современных представителей психоаналитической теории.

ABSTRACT

The article considers the prospect of a correlation of psychoanalytic approaches to the interpretation of the meaning of religion. The author’s position consists in the need to disclose the problems of correlation of psychoanalytic methods in the context of theological and religious studies.

 

Ключевые слова: религия, современный психоанализ, фрейдизм, юнгианство,  сознательное и бессознательное, коллективное бессознательное.

Keywords: religion, modern psychoanalysis, Freudianism, Jungianism, conscious and unconscious, collective unconscious.

 

Психоаналитическая теория даже в настоящее время выстраивается на общих положениях сформированных З. Фрейдом, который по праву может считаться основоположником данного направления. Религия, как неотъемлемая часть культуры всегда находилась в центре внимания психоаналитических школ, поскольку именно религиозное сознание в корреляции с мифологическим мировосприятием образуют отправные точки для формирования поведенческой модели личности в процессе ее социализации. Современные западные исследователи Л. Хьелл и Д. Зиглер, анализируя тенденции и перспективы развития психоанализа как научного направления, особо выделяли интерес З. Фрейда к рецепции роли и значения религии.

Для рефлексии становления религиозного мировоззрения в психоаналитической традиции, целесообразно обратиться к рассмотрению фрейдистской теории. Первой сформированной моделью психики в классическом психоанализе была топографическая, согласно которой существует три области: сознательное, подсознательное (или предсознательное) и бессознательное. Между ними существует постоянное взаимодействие и «пограничные» зоны цензуры, распределяющими жизненные события человека в соответствующую область психики. Детские воспоминания, инфантильные желания личного опыта вытесняются в бессознательное, но они полностью не исчезают из осознаваемой области психики, приводя к появлению девиантного поведения или даже неврозов. Наиболее часто встречаются такие симптомы как навязчивые идеи, непреднамеренная агрессия или отстраненность от социально-общественных отношений, не вызываемая сознательно (например, по религиозным причинам), а также появление неосознанной тревоги и страхов.

Далее З. Фрейд предложил ввести динамическую схему, совмещающую в себе структурное объяснение психики и топографическую модель. Согласно динамической модели, в психике действуют определенные энергии, которые при должной балансировки и принятии наличествующих бессознательных импульсов позволяют личности продуктивно развиваться. Динамическая схема состоит из трех слоев: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Сверх-Эго), отражающие в последовательности три уровня – бессознательное, сознательное и сверх-сознательное. По мнению З. Фреда, в случае религиозного мировоззрения Сверх-Я оказывает настолько сильное давление на осознаваемую часть личности, что Эго становится под прямым влиянием религиозной традиции, утрачивая свою самостоятельность. При этом бессознательные импульсы от Ид не исчезают, а лишь преобразовываются в неосознанные действия – в негативные, проявляющиеся в виде «фанатизма» или сублимируются, и выражаются в позитивной тенденции неуклонного самосовершенствования [4, с. 499-511]. Несмотря на негативную точку зрения создателя психоанализа в отношении религии, он, тем не менее, признает, что морально-этические нормы, укоренившиеся в общественном сознании, имеют свой исток именно в концепциях мировых религий или наиболее значимых мифах.

Идеи З. Фрейда оказали влияние на появление совершенно нового направления в психоаналитической теории – глубинной аналитической психологии, созданной К.Г. Юнга. Он выявил взаимосвязь между психическими процессами индивида и развитием культуры в целом. Оригинальной исследовательской идеей К.Г. Юнга становится концепция бессознательного, которая стала основанием для развития психоанализа в контексте социально-общественных отношений. Например, в исследованиях Э. Нойманна и В. Одайника приоритетом осознанной деятельности человека является стремление к самоидентификации в условиях постоянного давления со стороны общественного сознания, которое не может быть сознательным и рациональным, вследствие отсутствия личностного начала [2, с. 15-27]. В подавляющем большинстве случаев коллективное бессознательное имеет деструктивное воздействие на личное бессознательное и впоследствии на Эго в структуре психики человека. Оно «состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально «первичных моделей»)» [5, с. 200]. В свою очередь архетипы связаны с религиозной составляющей каждого этапа развития культуры, то есть архетип «персоны» (или «маска» от лат. persona) стал более значим после утверждения христианской традиции. В целом К.Г. Юнг признает необходимость создание единого исследовательского пространства между религиоведением, антропологией, археологией и культурологией, что отчетливо выражено в его неоднократно перерабатываемой работе «Эон: исследования о символике самости» [6, с. 311-315]. Стоит согласиться с оценкой Э. Сэмьюелза: «юнговская психология обладает способностью (возможно, уникальной) понимать степень влияния на индивида этнических, религиозных, национальных и других коллективистских элементов в их глубинных истоках» [3, с. 8].

Е.В. Змановская известный отечественный психоаналитик, отмечает, что «важными составляющими развитой организационной культуры являются мифы и легенды» в корреляции с мировыми религиями [1, с. 189]. Современное общество, которое выстраивается на принципах гуманизма и демократии, несет незримый отпечаток религиозных представлений и архаического способа восприятия мира в призме мифов.

В настоящее время, практически все направления признают важность рефлексии религиозного опыта в контексте раскрытия специфики религиозного сознания. На наш взгляд, без понимания культурного контекста, а также без должного внимания к основам религиозного мировоззрения, невозможно объективно раскрыть глубинные основания психики личности. Таким образом, представляется продуктивным раскрытие корреляции психоаналитической интерпретации религиозного мировоззрения с теологическими и религиоведческими методологическими подходами.

 

Список литературы:

  1. Змановская Е.В. Современный психоанализ: теория и практика. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
  2. Одайник, В. Психология политики.– СПб.: Азбука классика, 2010. – 256 с.
  3. Сэмьюэлз, Э., Шортер, Б., Плот, Ф. Словарь аналитической психологии К. Юнга. – СПб.: Азбука классика, 2009. – 288 с.
  4. Фрейд, З. Тотем и табу.– М.: Аст, 2008. – 636 с.
  5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности.– СПб.: Питер, 2007. – 607 с.
  6. Юнг, К.Г. Эон: исследования о символике самости. – М.: Академический проект, 2009. – 340 с.

Оставить комментарий