Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)

Рубрика журнала: Философия

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Пономарев А.А. СВОБОДА КАК УСЛОВИЕ БЫТИЯ В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 42(86). URL: https://sibac.info/journal/student/86/164902 (дата обращения: 22.11.2024).

СВОБОДА КАК УСЛОВИЕ БЫТИЯ В РАБОТАХ ЭРИХА ФРОММА

Пономарев Андрей Андреевич

студент 4 курса, кафедра философии Омский государственный педагогический университет,

РФ, г. Омск

Немецкий философ, видный представитель Франкфуртской школы, развивший (в том числе и с помощью конструктивной критики) психоаналитические идеи Зигмунда Фрейда, Эрих Фромм (1905 – 1980) рассматривает социальные проблемы, с которыми человечество неизбежно сталкивалось в, современном мыслителю, XX веке. Вопросы, касающиеся любви, свободы (а также бегства от нее), злокачественной и доброкачественной агрессии, обладания и бытия не могут быть окончательно разрешенными и в XXI веке. Тем не менее работы Эриха Фромма, рассчитанные не только на исследование в академических кругах, но и на изучение психологии и антропологии широкими массами, представители которой не являются профессиональными философами. Общечеловеческие проблемы (отчуждение, подавление свободы, тенденция к обладанию) касаются в большей или меньшей мере всех представителей Homo sapiens.

Согласно Зигмунду Фрейду психика человека есть место перманентной борьбы между Эросом (инстинкт жизни) и Танатосом (инстинкт смерти). Основатель психоанализа полагал, что противостояние данных полюсов затрагивает все живые организмы, с чем категорически не согласен Фромм, отмечающий, что животные значительно меньше, чем человек, демонстрируют разрушительные тенденции. Агрессия животных доброкачественна. Она связана с реакцией на угрозу жизни и проявляется либо в виде бегства, либо в в атакующих действий. Корни доброкачественной агрессии находятся в инстинкте, а злокачественной – в человеческом характере. Человек чувствует себя изгнанным из рая и представляет собой «единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой» [1, с. 293]. Наличие самосознания, памяти, экзистенциальная дисгармония обрекают человека на выбор между биофилией (стремление к жизни и добру) и некрофилией (стремление к смерти, уничтожению). Данные понятия представляют собой развитие понятий «Эрос» и «Танатос». Но если по Фрейду они представляют равнозначные тенденции, то в теории Фромма человек при определенных условиях совершает выбор между инвалидностью (патологией) и здоровым состоянием  [1, с. 478]. Мыслитель обнаруживает два пути преодоления дисгармонии. Первый путь направлен к «позитивной» свободе. Индивид восстанавливает разорванную связь с миром с сохранением целостности своего «Я».  Второй – заключается в отказе от индивидуальности. Происходит лишь смягчение тревоги [2, с. 140]. Индивид наделяется спокойной жизнью. Однако потеря свободы не снимает экзистенциальных проблем, но способствует проявлению садистских (стремление к насильственному контролю за другими людьми) и мазохистских (стремление к подчинению) тенденций. Философ рассматривает садизм и мазохизм в работе «Бегство от свободы». В книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм приводит всесторонний анализ несексуальной некрофилии. На примере Адольфа Гитлера (несостоявшегося художника и архитектора) демонстрируется клинический случай злокачественной агрессии. Некрофилия, одержав победу над биофилией, имеет тенденцию к расширению своих владений. Представляя собой патологию, она стремится омертвить все живое. Индивид, допустивший торжество танатальных тенденций над витальными, может чувствовать себя свободным и властным. Но на самом деле он не свободен, а заражен болезнью, которая трудно поддается лечению. Желание захватить (иметь) есть демонстрация отказа от свободы. Человек подчиняется зависимости от собственной неподлинной власти, являющейся на самом деле отказом от целостности «Я». Отдавать же – «значит в высшей степени проявлять свою состоятельность» [4, с. 45]. Дар есть свидетельство жизни, бытия, а также биофилии, которая, как и некрофилия, стремится к эскалации, заключающейся в оживлении и оздоровлении. 

В работе «Иметь или быть?» Эрих Фромм отмечает, что в модусе обладания, который находится в оппозиции к модусу бытия, нет ощущения живых связей между субъектом и объектом. Отношение к объекту в данном модусе – «не активный продуктивный процесс, а превращение и субъекта, и объекта в вещи. И связь между ними не животворна, а смертоносна» [3, с. 122]. Обладание представляет собой ярко выраженную тенденцию к некрофилии, которая являет себя в стремлении поработить и превратить живое в мертвый статичный объект. В модусе бытия даже к неодушевленному предмету относятся, как к равному или превосходящему субъекту. Здесь становится возможным подлинная коммуникация, свобода и творчество.

Следует отметить, что Фромм в различных произведениях ставит акценты на различные дихотомии (иметь или быть, биофилия и некрофилия). Но главным гуманистическим по своей природе посылом во всех работах мыслителя выступает призыв к свободе, к преобладанию бытия над обладанием. Тенденция к жизни может быть реализована только у свободного человека. Биофилии предшествует осознание человеком своей свободы, целостности «Я», способности творить и находиться в гармонии и любви с миром. Некрофилии предшествует отказ от целостности и свободы, желание подчинять и властвовать, а, в конечном счете, уничтожать. Признание свободы критическим разумом приводит через созидательное творчество к оживляющей эскалации. Отказ от свободы, подчинение патологической необходимости  через деструкцию и порабощение приводит к эскалации танатального, разрыву с миром и дисгармонии. Биофилия является следствием признания индивидом позитивной свободы; некрофилия (равно как и садизм с мазохизмом) – следствием бегства от нее. Данные установки определяют структуру человека и оказывают фундаментальное влияние на все его действия.

 

Список литературы:

  1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Издательство АСТ, 2016. – 624 с.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Издательство АСТ, 2016. – 288 с.
  3. Фромм Э. Иметь или быть? М.: АСТ, 2014. – 320 с.
  4. Фромм Э. Искусство любить. М.: Издательство АСТ, 2017. – 221 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.