Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(86)
Рубрика журнала: Философия
Секция: Религиоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ВОПРОС О РУССКОЙ ПАТРОЛОГИИ В ПЕРИОД X – XV ВЕКОВ
QUESTION OF RUSSIAN PATROLOGY IN THE X - XV CENTURIES
Pavel Vladimirov
student, Department of Theology and Religious Saratov State University,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В статье проводится рецепция становления русской патрологии в историко-культурном контексте X – XV веков. Именно в данный период истории формируются ключевые тенденции русской патрологии, которые будут систематизированы и концептуализированы уже на рубеже XIX – XX веков. Особое внимание уделяется системообразующему вектору исследований русской патрологии, без рефлексии святоотеческого наследия, что требует более тщательного и подробного рассмотрения.
ABSTRACT
The article provides a reception on the formation of Russian pathology in the historical and cultural context of the X – XV centuries. It is in this period of history that the key trends of Russian pathology are formed, which will be systematized and conceptualized already at the turn of the XIX – XX centuries. Particular attention is paid to the system-forming vector of research of Russian patrology, without reflection of the patristic heritage.
Ключевые слова: христианская традиция, православие, русская патрология, религиоведение.
Keywords: Christian tradition, Russian pathology, religious studies.
Постановка вопроса о становлении и раскрытия патрологии в русской православной традиции от раннего этапа формирования русской государственности до XVII века, требует методологических уточнений. Во-первых, в рамках историко-культурного анализа уместно говорить о развитии русской патрологии как феномена отечественной православной культуры. Но с позиции религиоведческих исследований, русская патрология, как неотъемлемая часть жизни Церкви не развивается, а именно раскрывается посредством сочинений и трудов православных святителей, в том числе с помощью их непосредственного служения и их подвижничества.
Прежде чем, перейти к определению патрологии, отметим, что на примере трудов, в первую очередь Великих капподокийцев (святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского), а также святителя Иоанна Златоуста раскрывается сущность патрологии и ее дальнейшее становление в X – XV веках в русской православной традиции [2, с. 5-7.].
Патрология не имеет единого целостного определения, но в наиболее общем виде может быть определена как «наука, занимающаяся изучением истории жизни и богословского творчества Отцов Церкви и церковных учителей», а в более узком смысле как «богословская дисциплина, излагающая в систематическом порядке учение о жизни и богословской деятельности Отцов и учителей Церкви» [1].
В качестве основных источников, позволяющих проследить особенности преемственности традиции, выступают работы протоиерея Георгия Флоровского (например, «Восточные отцы IV века» и «Восточные отцы V – VIII в»), О.В. Андреяшкина (в работе «Русская патрология» предложена периодизация основных этапов раскрытия русской патрологии, которая будет активно использоваться в исследовании). Использование первоисточников, дополненных религиоведческими и историко-культурными исследованиями, позволяет достичь объективности хода рассуждения [3, с. 11]. В частности, примечателен труд А.И. Сидорова «Святоотеческое наследие и церковные древности» Том V, где представлена не только агиография, но и раскрываются особенности экзегетических сочинений и догматического богословия в период до X века. Если последовательно приводить рецепцию наиболее значимых в историко-культурном контексте труды святоотеческого наследия в период с XII по XV века, то сложно обойтись без сложной структурированной исторической периодизации начиная с деятельности преподобных Антония и Феодосия Печерских до преподобного Максима Грека. Их роль в едином контексте раскрытия русской патрологии выявляется в более поздних трудах, например в деятельности преподобного Нила Сорского, выраженной в его отношение к аскетике внутреннего духовного уклада человека. При религиоведческом и теологическом исследовании русской патрологии особое внимание стоит уделять соотношению патрологии и православной аскетике. Учитывая изменения, произошедшие с тематической направленности церковной литературы, обозначается корреляция между патрологией и догматическим богословием, выявляются их предметные и содержательные особенности, формируемые в конце XV века по отношению к предыдущим историческим периодам. Таким образом, можно резюмировать, что русская патрология именно раскрывается в процессе длительного историко-культурного становления в русской православной традиции.
Список литературы:
- Сидоров А.И. Патрология // Патристика, отцы и учителя Церкви [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://azbyka.ru/patrologiya (дата обращения: 23.12.2019).
- Столяров, А.А. Патрология и патристика. – М.: Канон+, 2001. – 120 с.
- Черняев А.В. Русское «Ученое монашество»: архимандрит Киприан (Керн и прот. Георгий Флоровский // Вестник славянских культур. – 2013. – № 1 (27). – С. 5-13.
Оставить комментарий