Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА В ТЕХНИКЕ ЛИНОГРАВЮРЫ
Графика выделилась в самостоятельный вид искусства не так давно, в связи с чем является относительно молодым искусством, и несет в себе ряд нерешенных проблем. Одной из таких проблем является создание самостоятельного и самоценного произведения графического искусства специфическими для графики выразительными средствами. Многообразие графических техник позволяет по-разному решать данную проблему.
Линогравюра имеет ряд выразительных возможностей, которые позволяют достигать законченности произведения. Использование мягкого материала не всегда позволяет уйти от ощущения эскизности, что мешает воспринимать такие изображения как самостоятельные произведения. С линогравюрой так, как правило, не происходит по ряду причин:
- технология изготовления линогравюры не предполагает создание быстрого произведения, для создания произведение в данной технике необходимо осмыслить процесс и выстроить логику будущего изображения;
- особенность выразительных средств, используемых в линогравюре, отличается высокой степенью эмоциональности [1, c 57].
Линия в линогравюре определяет границы формы, объединяет и связывает изобразительные элементы. Линия используется разная по начертанию и по длине, что определяет ее выразительные свойства [4]. Однако ее пластические возможности могут быть ограничены возможностями линолеума. Как правило, линия в линогравюре не имеет возможности приобретать чрезмерно витиеватые формы, создает впечатление большей устойчивости, твердости, чем линия, проведенная карандашом или тонким линером, что обусловлено большей ее толщиной. Тонкая и протяженная линия в линогравюре практически отсутствует в связи с тем, что не каждый линолеум может позволить создать такую линию. Плавность линии в линогравюре ограничена замыслом и качеством линолеума.
Линия в линогравюре используется не только для определения границы формы, объединения и связывания элементов, но и для усиления выразительности образа. Подчеркивая наиболее характерные черты отдельных элементов при использовании чувства меры можно усилить выразительность и художественную значимость изображения.
Не всегда линогравюра работает только за счет введения силуэтных пятен. Для гармонизации отношений между черным и белым вводят штрих. Введение штриха в линогравюре требует чувства меры. Задача штриха состоит в формировании пятна и фактуры. Взаимодействуя с линией, штрих выполняет функцию передачи пространства и формы [4]. Штрих несет также декоративную функцию, позволяет преобразить и разнообразить изобразительную плоскость.
Штрих всегда соседствует с линией и редко применяется самостоятельно. Штрих имеет широкие выразительные возможности, и порой лучше линии может передать движение формы [2, c. 31]. Но его возможности в линогравюре ограничены возможностями стамесок и линолеума. Как правило, штрих в линогравюре проще, чем в рисовальной графике, что напрямую связано с особенностями используемого материала. Линогравюра не любит перекрестный и витиеватый штрих, в связи с чем рекомендуется простой прямой штрих, идущий по форме предмета.
Плотность штриха зависит от того, насколько темным по тону необходимо получить пятно: чем плотнее штрих, тем темнее будет тональное пятно, и наоборот, чем более разряженные штриховые линии, тем светлее получится тональное пятно. Так мы получим разницу тональных отношений. В линогравюре штрих может занимать большую часть изобразительной плоскости, что придаст ей особой выразительности. Однако в этом случае крайне важно разработать разницу тональных отношений, чтобы изображение оставалось читаемым и воспринимаемым зрителем.
Пятно и силуэт являются основными выразительными средствами в линогравюре. Сами по себе пятно и силуэт ближе всего к пониманию графического искусства как искусство черного и белого. Работа пятном предполагает работу плоскостями. Силуэт является крайним выражением пятновой графики. Введение в силуэт черных или белых акцентов (в зависимости от цвета силуэта) позволяет добавить выразительности силуэтному пятну. Художнику при работе с пятном для создания выразительности образа необходимо не только достаточно точно передавать пропорции изображаемого объекта, но и придавать движение форме, выявлять в ней все наиболее характерное [2, c. 27].
Пятно в линогравюре используется чаще всего как выразительное средство, так как при работе с линолеумом работа плоскостями является наиболее простым и эффектным выразительным решением. Это также связано с тем, что линолеум сам из себя представляет плоскость, и деление его на выразительные плоскости составляет основу печатной формы.
Наиболее пластичный характер пятна можно создать с помощью стамесок и различных резцов. Макетным и косым ножом удобнее всего выбирать большие плоскости, однако пятно получается более грубым и условным, теряется выразительность. Выбирая пустое пространство стамесками, появляется фактура, которая может проявиться при печати, от чего форма пятна становится более живой и выразительной. Нож в данном случае позволяет создать лишь равномерное силуэтное пятно.
В линогравюре, как правило, для создания художественного образа используются все изобразительные средства в совокупности. Преобладание того или иного средства выразительности напрямую зависит от замысла, которому подчинена вся изобразительная плоскость.
Использование композиционных средств выразительности происходит с учетом того, что линогравюра – это преимущественно отношение черных и белых пятен. Выделение композиционного центра с помощью контраста осложняется в связи с тем, что изображение в целом строится на контрасте. Важным композиционным средством является выделение композиционного центра[3, c. 5]. В условиях линогравюры возможно использование таких приемов, как сгущение элементов на одном участке в сравнение с другими, контрастность форм, увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот, композиционная пауза. При введении цвета к используемым приемам добавляется выделение композиционного центра цветом [3, c. 8]. В линогравюре, как и в других видах графики, ритмическая организация в листе является важным элементом при построении изображения.
Выразительные средства линогравюры, возможности самого линолеума позволяют создавать самостоятельное и самоценное произведение при минимуме усилий, что позволяет решить главную проблему графического искусства – создание выразительного образа графическими средствами.
Список литературы:
- Аксенов, Г. П., Лебедев В. А. Техники гравюры: учебное пособие / Г.П. Аксенов, В.А. Лебедев; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2012 . –137с.
- Бесчастнов, Н. П. Черно-белая графика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Художественное проектирование текстильных изделий" / Н. П. Бесчастнов. - Москва : ВЛАДОС, 2008. – 270 с.
- Васильева, А. Ю. Средства гармонизации композиции: учебное пособие / А. Ю. Васильева; Курганский гос. ун-т. - Курган : КГУ, 2011. - 58 с.
- Грудцына Е. С. Об этапах выполнения линогравюры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 65–67. – [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://e-koncept.ru/2016/56200.htm (дата обращения: 20.11.2019)
Оставить комментарий