Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 3(89)

Рубрика журнала: Технические науки

Секция: Архитектура, Строительство

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Васина К.А., Королева О.В. АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 3(89). URL: https://sibac.info/journal/student/89/168380 (дата обращения: 29.12.2024).

АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Васина Кристина Андреевна

студент, кафедра градостроительства, Пензенский Государственный Университет Архитектуры и Строительства,

РФ, г. Пенза

Королева Олеся Владимировна

канд. техн. наук. доцент, кафедра градостроительства, Пензенский Государственный Университет Архитектуры и Строительства,

РФ, г. Пенза

ANALYSIS OF ORTHODOX SPIRITUAL AND CULTURAL CENTERS ABROAD

 

Kristina Vasina

student, Department of Urban Planning, Penza State University of Architecture and Construction,

Russia, Penza

Olesya Koroleva 

candidate of Technical Sciences, associate professor, Department of Urban Planning, Penza State University of Architecture and Construction,

Russia, Penza

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье выявлены современные тенденции проектирования православных духовно – культурных центров за границей. Проведен анализ объемно-планировочных, типологических и архитектурно-композиционных решений проектирования. Выявлены новаторские решения в традиционном архитектурном образе православных храмов.

ABSTRACT

This article identifies current trends in the design of orthodox spiritual and cultural centers abroad. The article considers the analysis of space-planning, typological and architectural-compositional design decisions. Innovative solutions in the traditional architectural image of orthodox churches are also revealed.

 

Ключевые слова: православный духовно-культурный центр, храмовая архитектура.

Keywords: orthodox spiritual and cultural center, temple architecture.

 

В настоящее время ведется активное строительство православных духовно-культурных центров по всему миру. Помимо храма, в них действуют приходские воскресные и православные общеобразовательные школы, призванные к решению задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; ведется знакомство местного населения с российской культурой и популяризируется русский язык. Также они включают в себя выставочные залы, библиотеки и кафе, приходские центры с офисами и лекционными аудиториями. Культурно-образовательные центры играют большую роль в жизни района и города в целом и удачно вписываются в архитектурные ансамбли городов.

Структура приходских комплексов и отдельных построек включает в себя разнообразные функциональные зоны, это обуславливается несколькими причинами. Основная из них заключается в непрерывном культурном поддержании русских иммигрантов за рубежом.

Наш научный интерес заключен в выявлении современных тенденций проектирования православных духовно – культурных центров за границей. Для этого нами был изучен опыт создания духовно-культурных центров, являющихся ядром русских общин за границей, а затем на основе полученной информации проведен анализ объемно-планировочных, типологических и архитектурно-композиционных решений проектирования современных православных центров. Также интерес представляют новаторские решения в традиционном архитектурном образе православных духовно-культурных центров.

Объектом исследования является православные духовно-культурные центры за границей (ПДКЦ), а предметом исследования архитектурный образ, объемно-планировочная и функциональная структура духовно-культурных центров.

Под ПДКЦ понимается православный духовно-культурный центр, который, помимо храма, включает в себя разнообразные функциональные зоны. Например, воскресная школа с медиатекой и библиотекой, зал для приходских мероприятий и выставочный зал для временных и постоянных экспозиций, церковная лавка, помещения администрации, кафе или ресторан, гостиничные номера для проживания паломников и гостей прихода и многие другие функции.

Ярким примером такого центра является духовно-культурный центр с православным собором Святой Троицы в Париже (см. рис. 1). Он расположен на набережной вдоль левого берега Сены в центре Парижа, где также находятся Эйфелева башня и музей Жана Нувеля. Он строился по проекту архитектора Жан-Мишель Вильмотта  с 2014 по 2016 год.

 

Рис. 1. ПДКЦ и собор Святой Троицы в Париже, Франция

 

Духовно-культурный центр состоит из четырех корпусов:

  • собор (450 м2);
  • культурный центр с двумя выставочными залами, выходящий на набережную Сены (660 м2);
  • административный корпус с многофункциональным залом на 209 мест, офисными помещениями и жилыми комнатами для сотрудников центра (1645 м2);
  • образовательный корпус с классами, студиями и библиотекой (1900 м2).

Архитектурная композиция комплекса сформировалась в зависимости от градостроительных условий его размещения. Учебные, административные здания и храм тесно вписаны в городскую застройку, что диктует их продольное расположение вдоль улицы. А планы зданий обусловлены конфигурацией участка. Собор выполняет роль архитектурной доминанты.

Симметричная объемная композиция храма строится на основе функциональных требований богослужения и символики отдельных частей и элементов храма, связанной с догматикой православия. Отсутствует важнейший элемент православного храма – отдельно стоящая колокольня, десять колоколов установлены на соборе Святой Троицы. Культурный, административный и образовательный корпуса имеют по 4 этажа. Качество архитектурных и планировочных решений создает комфортные условия для пребывания людей.

На территории участка предусмотрены участки под озеленение: из 2830 м2 открытых пространств 500 м2 заняты растительностью. Ландшафтный архитектор Луи Бенеш  при выборе видов деревьев вдохновлялся «равнинами России». Во дворе центра высажены липы, клены, груша и яблони.

Следующий пример: Храм Всех Святых и Духовно-культурный центр в Страсбурге, Франция. Он построен по проекту Дмитрия Пшеничникова в 2013-2017 годах, исполнительным архитектором является Мишель Арнольд.

Общая площадь церкви – 1080 м2, она вмещает в себя от 300 до 500 человек. Площадь духовно – культурного центра - 1134 м2, вместимость до 200 человек.

 Направления деятельности центра:

  • Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы;
  • Образовательные проекты;
  • Медиатека и библиотека;
  • Паломнический центр;
  • Культурные программы и мероприятия;
  • Русская чайная;
  • Церковная лавка.

Территория храмового комплекса спроектирована на огороженном участке с главным и хозяйственным въездами, предусмотрены парковочные места для машин и велосипедов, есть детская площадка (см. рис. 2).

 

Рис. 2. ПДКЦ и Храм Всех Святых в Страсбурге, Франция

 

Территория украшена зелеными насаждениями, по периметру участка установлена фигурная ограда, комплекс святых ворот (главного въезда и входа) оформлен наиболее торжественно. Вокруг храма предусмотрен круговой обход шириной не менее 3 м для Крестных ходов. Духовно-культурный центр, храм и обязательный элемент приходского храма - колокольня выстроены  на одной оси.

В целом, среда запроектирована с учетом потребностей и доступности для людей с ограниченными возможностями.

Еще одним примером является Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского и «Дом Чайковского» в Гамбурге, Германия. Здание бывшей Евангелической церкви Германии было передано Русской православной церкви в конце 2004 года. В 2014 году по проекту SPRINGER architects рядом был построен новый культурно-образовательный центр, он получил название «Дом Чайковского», по названию площади, на которой расположен. Новое здание удачно вписалось в архитектурный ансамбль площади Чайковского, оно отделяет церковь от интенсивного движения по главной улице (см. рис. 3). Форма здания, напоминающая Ноев ковчег, имеет большое символическое значение (см. рис. 4).

 

Рис. 3. Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского и «Дом Чайковского» в Гамбурге, Германия

 

Рис. 4. «Дом Чайковского», план 4 эт

 

Четырехэтажное здание «Дома Чайковского» включает в себя следующий набор помещений:

  • Зал для приходских мероприятий;
  • Храмовое бюро;
  • Классы детской художественной школы;
  • Физиотерапевтический кабинет;
  • Комнаты для проживания паломников и гостей прихода;
  • Ресторан;
  • Адвокатское бюро;
  • Концертный зал.

Цокольный этаж здания занимает Концертный зал, рассчитанный на 170 мест. Отметка пола была понижена для достижения необходимой высоты зала. Последний четвертый этаж занимают комнаты паломников, а мансардные окна служат хорошим источником света.

Площадь Чайковского представляет собой открытое пространство треугольной формы с красиво обустроенным двором и элементами озеленения. Она соединяет оба здания, образуя целостный архитектурный ансамбль разных временных эпох. На территории расположены стоянки для велосипедов и автомобилей.

Большой интерес представляют новаторские решения в традиционном архитектурном образе ПДКЦ. Храм духовно-культурного центра в Париже выполнен при соблюдении православных архитектурных канонов (см. рис. 5). При этом в экстерьере отсутствуют традиционные для православных храмов пилястры, закомары, кокошники и горизонтальное членение стен, отражающее деление внутреннего пространства храма на нижнюю – земную и верхнюю – небесную зоны. В создании художественного образа храма не были нарушены пропорции. Соразмерность, гармония целого и частей, пропорциональность всего сооружения придают храму законченность, завершённость.

 

Рис. 5. Собор Святой Троицы в Париже, Франция

 

Фасады храма и трех корпусов облицованы бургундским известняком, который используется для многих сооружений Парижа (см. рис. 6). Тонкие полоски камня делают архитектуру комплекса воздушной и минималистичной. Необычная пластика и наружная отделка стеновых поверхностей скорее схожа с архитектурой светских сооружений, чем с церковных. Комплекс зданий сочетает в себе новизну и современность решения, создает уникальный и запоминающийся архитектурный образ.

 

Рис. 6. ПДКЦ и собор Святой Троицы в Париже, Франция

 

Внешний облик отражает как внутреннюю структуру здания храма, так и происходящее в нем богослужение через символику форм и цвета. Белый цвет символизирует принадлежность к небесному, а луковичная форма куполов создаёт образ пламени свечи. Купола изготовлены из композитных материалов, характерных для судо- и самолетостроения, что является новаторским приемом в храмовом строительстве.

Внешний вид храма Всех Святых в Страсбурге соответствует традициям православного храмостроительства. Архитектор проекта при формировании образа обратился к образцам шатровой архитектуры русского деревянного зодчества, зародившегося на Руси в 16 веке (см. рис. 7). В основании храма лежит восьмерик, на который опирается шестигранный пятнадцатиметровый шатер, венчает храм позолоченная луковичная главка. Важные элементы белокаменной шатровой архитектуры – закомары (трехуровневые арочные элементы) украшены ажурными золоченными подзорами.

 

Рис. 7.  ПДКЦ и Храм Всех Святых в Страсбурге, Франция

 

Новаторским решением был выбор метода строительства здания. Храм представляет собой бетонный монолит, заливка которого проводилась с помощью сложной деревянной опалубки. Благодаря этой технологии внутреннее пространство храма полностью освобождено от дополнительных опор. За счет этого создается большое открытое пространство, украшенное изящными трехуровневыми арочными конструкциями. Еще одним уникальным решением при строительстве стала установка скрытых от глаз источников света внутри здания, что позволяет равномерно ответить стены, своды и купол храма.

Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге построен в 1907 году по проекту Фернандо Лоренцена имеет в плане вид равностороннего креста. Здание выполнено в неороманском стиле с влиянием восточных храмовых сооружений. На монументальном и лаконичном фасаде можно увидеть широкое применение мотива полуциркульной арки. Массивная восьмигранная башня увенчана шатровой крышей, вокруг нее образуются несколько нефов (см. рис. 8). Архитектурный облик храма не характерен для православных строительных традиций, так как раньше принадлежал евангелической церкви. Тем не менее он соответствует всем требованиям православной архитектуры: имеет большой алтарь, ориентированный на восток, имеет большие хоры и хорошую акустику. Храм имеет типичный для романского стиля ансамбль из трех витражей, изображающих Спаса Вседержителя и двух серафимов. Здание собора находится в центре города и является историческим памятником архитектуры.

 

Рис. 8. Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского и «Дом Чайковского» в Гамбурге, Германия

 

После передачи здания православной церкви за короткий срок был проведён капитальный ремонт. Храм украсили в традициях русского православия. На вершину шатровой крыши был установлен небольшой купол-луковица с золочёным крестом. Ещё четыре креста были установлены по бокам. Чтобы сохранить внутренний ансамбль храма, было решено не сооружать новый иконостас, а поместить его на стене, которая по замыслу архитектора Фернандо Лоренцена являлась главным элементом архитектуры храма. В интерьере был сооружён уникальный мозаичный мраморный пол.

Пластика фасадов культурно-образовательного центра, очевидно, отличается от фасадов собора. Для отделки SPRINGER architects используют серый известняк по цокольному этажу и декоративный кирпич для остального здания. Цвета почти точно соответствуют церковному фасаду. Ритмичную крышу из темных панелей можно сравнить с современной интерпретацией крыши соседнего храма, с ее многочисленными боковыми башнями (см. рис. 8). Таким образом, новое здание представляет собой образец современной архитектуры, при этом отлично сочетаясь со старой церковью и составляя гармоничный городской ансамбль.

В заключение можно сделать вывод, что архитектурные решения Православных духовно-культурных центров за границей могут значительно различаться. Проектное решение ПДКЦ в Страсбурге совмещает в себе архитектуру традиционного православного храма с использованием современных строительных технологий. Здание Храма в Гамбурге не характерно для православных строительных традиций, так как изначально принадлежало другой церкви. В последствии его максимально адаптировали под современные нужды. А новаторские тенденции в архитектурном образе мы видим на примере ПДКЦ Париже. Необычные решения выделяют этот объект из традиционного православного архитектурного канона.

 

Список литературы:

  1. СП 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. [Электронный ресурс], - URL: http://www.gosthelp.ru/text/SP3110399Zdaniyasooruzhen.html (дата обращения: 02.12.2019)
  2. Борисов, С. В. Методические указания по выполнению курсового проекта "Православный приходской храм в составе комплекса"/ С. В. Борисов. - М.: МАРХИ, 2016. - 7 с.
  3. Борисов, С.В. Приходские комплексы как основа сохранения традиционного архитектурного пространства /С. В. Борисов. 2015. №3(24). С. 101–106.
  4. Петров-Спиридонов, Н. А. Методические указания по выполнению курсового проекта "Проектирование соборов Православной Церкви"/Н. А. Петров-Спиридонов. Кафедра «Храмовое зодчество». - М. : МАРХИ, 2016. - 20 с.
  5. Иванова, Е. Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского и «Дом Чайковского» в Гамбурге [Электронный ресурс], - URL: https://russkiymir.ru/news/209483/ (дата обращения: 02.12.2019).
  6. Кеслер, М. Традиция и новаторство во внешнем облике православного храма [Электронный ресурс], - URL:  http://kesler.ortox.ru/2018/11/04/tradiciya-i-novatorstvo-vo-vneshnim-oblike-pravoslavnogo-xrama/ (дата обращения: 12.11.2019).
  7. Рябых, Ф. Проект храма Всех Святых и Духовно-культурного центра в Страсбурге [Электронный ресурс], - URL: http://www.ruhram.eu/ru/proekt/project_n.html (дата обращения: 12.11.2019).
  8. Фролова, Н. Духовно-культурный центр с православным собором Святой Троицы в Париже по проекту Жана-Мишеля Вильмотта [Электронный ресурс], - URL:https://archi.ru/world/71110/beloe-zoloto-nad-senoi (дата обращения: 12.11.2019).

Оставить комментарий