Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(97)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
ЗНАЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ В МЕТОДИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА А.А. ДЕЙНЕКИ
Анализ творческой деятельности художников, художников-педагогов и теоретиков изобразительного искусства свидетельствует о том, что процесс работы над произведением искусства с начального этапа предусматривает решение целого ряда задач композиционного характера. Особенности проявления и степень участия этих задач в живописном процессе могут быть различными. Во многом это зависит от идейного замысла работы, характера натуры, особенностей изобразительного материала, а также индивидуальных качеств художника.
Изучением композиционных процессов и закономерностей в изобразительном искусстве занимался ряд выдающихся художников, педагогов и ученых. Большой вклад в практику и теорию композиции внесли Л. Альберти, Леонардо да Винчи, Э. Делакру и др. В нашей стране вопросы композиции исследовались П.П. Чистяковым, А.Н. Кардовским, М. В. Алпатовым, B.А Фаворским, А.А. Дейнекой и др.
В настоящее время вопросы композиции в различных видах и жанрах изобразительного искусства исследуются целым рядом художников-педагогов. К ним, прежде всего, необходимо отнести Г.В. Беда, С. Е. Игнатьева, А.С. Пучкова, Н.Н. Ростовцева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова и др. Ими внесен значительный вклад в совершенствование теории и практики профессиональной подготовки художников при решении композиционных задач в процессе творческой деятельности.
Разнообразным аспектам творческой деятельности А. Дейнеки посвящено немало книг и публикаций, в разные годы о нем были написаны статьи, очерки, материалы в документальных сборниках, альбомах, журнальные публикации.
У Дейнеки хотя и малое, но выразительное и тонкое по языку литературное наследие. Им написана прекрасная учебная книга «Учитесь рисовать». Курская картинная галерея обладает самой большой коллекцией произведений Дейнеки в стране.
Да, творчество Дейнеки свидетельствует, что этот художник всегда и неизменно искал свой оригинальный, неповторимый, присущий только ему язык в искусстве.
Как уже говорилось, большое значение Дейнека придавал непосредственным впечатлениям действительности. Их он искал в творческих комнадировках и, оттачивая мастерство, изводил километры бумаги на быстрые наброски. В заметках о поездке в Севастополь в середине 1930-х годов он писал: «Я часами покрываю листки альбома такими безграмотными, школярскими и такими убедительными в своей динамичной правде «Снайперскими набросками с динамовских прыгунов.
По мнению А.А.Дейнеки, первичные композиционные правила легче усвоить в рисунках с простых неодушевленных предметов (натюрморт). Затем, пройти курс рисования с гипсовых слепков, начиная с архитектурных деталей и кончая античной фигурой. Как мы уже отмечали, на гипсовой модели ясны светотени благодаря однородному материалу и одинаковой окраске. Гипсовые слепки „не устают" и очень удобны для длительного учебного рисунка.
Композиция начинается с элементарных правил размещения, изображаемого на листе бумаги. Постепенно обучающийся рисунку получит представление о таких закономерностях композиции, как равновесие, ритм, статика, динамика, соподчинение главного и второстепенного. Без знакомства с правилами и закономерностями композиции нельзя создать ясный по смыслу и форме рисунок, любое произведение изобразительного искусства. По мере усложнения заданий по рисунку роль композиции возрастает.
Список литературы:
- Дейнека А. А. Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие / сост. и авт. вступ. ст. В. П. Сысоев. - Л.: Художник РСФСР, 1974. - 368 с.
- Дейнека А. А. Учитесь рисовать. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. – 134, 154, 235, 236 с.
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: зарубежная школа рисунка: учебное пособие для пед. вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/ Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1981. – 192 с.
Оставить комментарий