Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(98)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО СССР 20-30Х ГОДОВ
Монументальное искусство всегда служило интересам господствующим классам, а потому часто в сознании народных масс становилось символом угнетения, олицетворением ненавистного строя. Именно поэтому на произведения монументального искусства в первую очередь обрушивалось недовольство масс.
После Октябрьской революции 1917 года, большинство монументальных памятников, напоминавших о Российской Империи, было решено устранить. Одной из первых задач в области искусства, социалистическое правительство ставило создание новых, отражающих не только изменившийся строй, но и новые идеалы, новый образ человека. Нужно было привести окружающую среду в соответствии с теми социальными переменами, которые в корне изменяли жизнь. Это было задачей именно монументального искусства, так как оно подобно народу, вышло на улицы и провозглашало идеалы и устремления социалистической революции.
Идея В. И. Ленина о «монументальной пропаганде» не сводила роль изобразительного искусства к пассивной иллюстрации политических лозунгов. Содержанием и целью монументальной пропаганды он считал утверждение средствами искусства «наиболее длительных принципов» нашего мировоззрения. Вместе с социалистической революцией пришло понимание новой общественной функции искусства – создание произведений большого художественного значения, которые утверждают новые основы жизни и в то же время способствуют массово-просветительной работе. Еще одна не менее важная функция монументального искусства – приобщение к культуре с помощью внешнего облика самих улиц.
Эти функции и задачи волновали не только правительство, но и самих художников «Победа восставшего народа означала для нас, художников, победу героического начала в искусстве, героических тем и образов – писал о том времени П. Корин. – Жизнь, окружавшая нас, была прекрасной и трагической. Она звала нас к искусству, которое отвечало бы ей, … к искусству мужественному и вдохновенному, патетическому и страстному – искусству монументальному» [3].
Уже в первые годы после Октябрьской социалистической революции были созданы монументальные скульптуры, мемориальные доски, триумфальные арки и огромные живописные панно на темы Революции.
Эти живописные панно отражали основные идеи и принципы социалистической революции, предназначенные для определенного места в архитектуре, они становились доминантой. Часто использовали не одно, а несколько панно, сочетали их в триптихи и полиптихи, что давало представление о целостности произведения. Работая над такими панно, художники столкнулись с новыми проблемами: политическое содержание, восприятие с открытого большого пространства. Для решения этих задач, в особенности последней, художники прибегали к таким приемам, как изменение масштабного строя произведения, поиск новых композиционных и колористических решений, то есть, яркий цвет и обобщенность формы.
Что касается фресковой живописи, то зачастую она использовалась как средство «перестройки» старого здания новым целям. Ее отличительными чертами являлось в первую очередь сходство с политическим плакатом и агитационным журналом. Так же характерно упрощение форм и яркость цветов.
Постепенно складывался и круг новых тем и образов, таких как защита социалистического Отечества, борьба с классовым врагом, радость Победы, для которых нужно было найти новое пластическое выражение.
В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана.
В. А. Фаворский считал, что художественное произведение одновременно должно выполнять две основные задачи: познавательную и ритмическую организацию материала [4]. Решением первой, по мнению Е. Фаворского, занимается в основном живопись, а второй – архитектура. То есть основную смысловую нагрузку выражает панно, которое заключено в обезличенную конструкцию. Но если бы живопись и архитектура этим ограничивались, синтез между ними был бы невозможен. Реалистическая основа синтеза, по мнению В. А. Фаворского, заключается в том, что живописи не чужды ритмические решения, а в архитектуре обязательно должно быть познавательное начало, предметная направленность.
Вспоминая свою работу над фресками, В. А. Фаворский писал: «Когда я рисовал и писал фрески… все время двигался народ – рабочие, маляры… и все время приходилось выслушивать рецензии, и одно можно сказать, что никто равнодушно не относился, всех задевало изображение на стене. … Стена, благодаря масштабу и непосредственной связи со зрителем, активнее действует, чем станковая картина…». Здесь художник определил главное направление в развитии монументального искусства ХХ века, его отличительные особенности. Зарождается новый стиль – социалистический реализм.
Список литературы:
- Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. / под ред.: проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн, 2007.
- Петренко С. Д. Синтез монументальных искусств в архитектуре СССР в период 1917-1932 годов // Философия и искусствоведение. – 2016. – №11. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.r u/article/v/sintez-monumentalnyh-iskusstv-v-arhitekture-sssr-v-period-1917-1932-godov (дата обращения 04.11.2019).
- Толстой В. П. Монументальное искусство СССР. М: Советский художник, 1977.
- Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М: Советский художник, 1988
Оставить комментарий