Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ В МИРЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Саврасова Анастасия

класс 5 «А», МБОУ СОШ № 55, г. Воронеж

Никешина Наталия Ивановна

научный руководитель, педагог первой квалификационной категории, преподаватель музыки, МБОУ СОШ № 55, г. Воронеж

 

В мире животных всегда есть, чем полюбоваться и чему удивиться. Затронутая на уроке музыки тема «Преобразующая сила музыки», позволила познакомиться с целым рядом интересных фактов.

К сожалению, глобальных исследований в этой области до сих пор не проводилось. Животные слышат музыку иначе, чем люди. Их слуховой аппарат, в отличие от человеческого, воспринимает очень высокие звуковые частоты. Это, кстати, используется при дрессировке: с животными работают с помощью специальных высокочастотных свистков. Как слышат музыку животные — вопрос до сих пор открытый. Пионером в таких изысканиях можно назвать Николая Непомнящего, современного российского писателя. Ему удалось по кусочкам собрать материалы скудных международных исследований и сделать некоторые выводы.

Непомнящий предположил, что для животных музыка — это не мелодия, а сочетание звуков. Среди них они выделяют определенные сигналы, которые могут понравиться или не понравиться животным. Даже название вкусной еды может звучать для собаки или кошки, как музыка. Писатель постарался выделить ряд исполнителей и композиторов, которые особенно нравятся нашим питомцам. Из композиторов ими благосклонно воспринимаются Моцарт, Гендель, Бах, Бетховен, Шуман. Любимыми исполнителями неожиданно стали Джон Леннон и Боб Дилан. Авангард и джаз животные не приемлют категорически: начинают поджимать хвост, прятаться по углам, скулить и мяукать. Некоторые динамичные композиции буквально сводят их с ума. В то же время плавная, спокойная музыка может так понравиться, например, кошке, что она начнет ласкаться и мурлыкать. Вспомним, как начинают подвывать собаки в унисон определенным звукам, как будто готовы посочувствовать незримому собеседнику.

Непомнящий пришел и к такому выводу: животные прекрасно чувствуют музыкальный ритм. Вспомним, как мы удивляемся, когда наблюдаем выступления конников на параде: лошади безошибочно попадают в такт играющему оркестру, как будто очень долго репетировали. А танцующие собачки на арене цирка? В основу их дрессировки положено все то же врожденное чувство ритма [4].

Недавние исследования, проведенные учеными из Массачусетского технологического института, показали, что животные также реагируют на музыкальные произведения. Этот эффект наблюдается у всех, начиная от обезьян и заканчивая рыбами. Например, приматы (тамаринды, мартышки) предпочитают спокойные колыбельные мелодии быстрым танцевальным.

Ученые проводили эксперименты с использованием приманок с пищей, возле которых располагались динамики. Когда обезьяны приближались к кормушке, им включали музыку. В ходе опытов специалисты проигрывали разные мелодии: русскую колыбельную, исполненную на флейте, отрывок из сочинения Моцарта, колыбельную, спетую немецким певцом и быстрое техно.

Было выявлено, что обезьяны предпочитали кормушки, где играла медленная мелодия. Ученые объясняют это тем фактом, что в естественных условиях обитания стрессовые ситуации, например, борьба или шторм, сопровождаются сильным звуком. В связи с этим животные так привыкли реагировать на них [5].

К слову о рыбах. Изучение карпов также показало, что музыка влияет на их здоровье. Специалисты помещали рыбу в темные и светлые контейнеры и пропускали классическую музыку. Темнота замедляла рост карпов, однако при прослушивании 30-минутных записей Моцарта рыбы, помещенные в затемненные контейнеры, росли нормальными темпами.

Музыка способна влиять не только на животных, но и на растения. В 70-е года XX века Дороти Ретеллек из штата Колорадо в США провела эксперимент: она выращивала садовые растения под звуки классической музыки и под музыку в стиле хард-корд. Интересен тот факт, что там, где звучала классика, были высокие урожаи, а в сопровождении хард-корда все растения погибли [2].

Самое интересное оказалось для нас следующее исследование. Очковая змея из рода кобр абсолютно глуха к звукам дудочки. Со стороны может показаться, что змея словно бы танцует, двигаясь в такт мелодии заклинателя змей. На самом деле она просто следует движениям дудочки, а также реагирует на вибрацию, которую создаёт заклинатель постукиванием ноги. Кстати, жизни индийских мастеров этой профессии во время представления ничего не угрожает — весь яд из зубов кобры удаляется заранее.

Самой лечебной музыкой считается творчество В.А. Моцарта. Однако мало кто знает, что Моцарт испытывал творческий подъем, слушая своего любимого ручного скворца. Когда скворец воспроизвел Моцарту один из фрагментов только что сочиненного фортепианного концерта № 21, заменив при этом диезы на бемоли, Моцарт признал, что в интерпретации скворца этот кусок звучит лучше, и включил его в окончательный вариант сочинения [3]. А вот полифоническую музыку И.С. Баха предпочитают слушать дельфины

Птицы способны воспроизводить звучание многих музыкальных инструментов. Например, пение австралийской бриллиантовой амадины напоминает звучание гобоя, а белобрюхого зеленого голубя и тигрового астрильда — флейты. Голос лесного козодоя звучит как фагот.

К числу лучших имитаторов в мире относятся майны, австралийские лирохвосты и, конечно, пересмешники. Они могут имитировать звуки 21 вида других птиц — от криков чаек и ястребов-перепелятников до рулад певчих дроздов. Иногда пересмешники имитируют скрип двери или даже кошачье мяуканье.

Вокальные способности птицы сильно зависят от пищевого рациона, а значит, и формы клювов. Самые сложные звуки издают насекомоядные птицы с тонкими и изящными клювами. Птицы с массивными клювами попросту не способны чередовать звуки с такой же высокой скоростью. Птицы передают свои песни из поколения в поколение. У тропических крапивников самцы обучают пению сыновей, а самки — дочерей. Кстати, самки певчих птиц обучаются пению быстрее самцов. Самым тонким музыкальным слухом, вероятно, обладают самцы обыкновенного соловья. Некоторые из них могут запоминать и воспроизводить сложные музыкальные фрагменты, содержащие десятки различных созвучий [1].

 

Список литературы:

  1. Бобряшов А.К. Русская и зарубежная музыка (музыка на планете). — Ярославль: Фокс — С. 17—20.
  2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения. Учебное пособие. — Калыма: Пресс — С. 29—32.
  3. Зерников К.Б. русская народная песня в школе. — Москва: Медия — С. 53—55.
  4. Музыка в мире. Детская энциклопедия. Целариус. — с. 94—97.
  5. Музыка влияет на организм животных [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://zhelezyaka.com/news.php?id=978(дата обращения 17.01.2013).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий