Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВОПЛОЩЕНИЕ ОБРАЗОВ-ЦЕННОСТЕЙ ДОБРА И ЗЛА В НАЦИОНАЛЬНЫХ БАЛЕТАХ УДМУРТОВ, ТАТАР И РУССКИХ
Фадейчева Елена
класс 8 «Б», МБОУ СОШ № 12, г. Ижевск
Кукаева Ольга Геннадьевна
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель музыки, МБОУ СОШ № 12, г. Ижевск
Выбор темы исследования обусловлен процессами, происходящими в современном мире — это глобализация, постепенное обезличивание малых народов, миграция населения, рост международного общения посредством развитой связи спутникового телевидения, сети ИНТЕРНЕТ. Для того, чтобы гармонично жить в современном мире необходимо уметь общаться с людьми разных национальностей, иметь представления об их традиционных ценностях. Прежде всего, необходимо изучать миропонимание тех народов, с кем происходит постоянное общение. Это важно для полиэтнических регионов, где титульная нация сосуществует с рядом крупных этнических диаспор. Таковым является Удмуртия с ее тремя доминирующими этносами — удмуртами, русскими и татарами. Поэтому знать традиционные ценности этих народов необходимо для развития межкультурного общения. Причем, в аспекте нашей темы мы проведем параллель в рассматривании произведений театрального искусства, прежде всего, балетов удмуртов, а также татар и русских. Это определило актуальность проблемы изучения темы: «Воплощение образов-ценностей добра и зла в национальных балетах удмуртов, татар и русских».
Объект исследования: традиционные образы добра и зла в национальном искусстве удмуртов, татар и русских.
Предмет исследования: традиционные образы добра и зла в национальных балетах удмуртов, татар и русских.
Гипотеза исследования: если у каждого народа есть одни и те же традиционные ценности-образы (природа, человек, социум, миропорядок и др.), то они должны быть воплощены в уникальных образах в их балетах.
Цель исследования: теоретическое обоснование, опытно-поисковая работа по раскрытию образов добра и зла в балетах удмуртов, татар и русских.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
·найти общее и особенное в воплощении традиционных образов добра и зла в национальных балетах удмуртов, татар и русских;
·проанализировать и изучить музыкальные первоисточники удмуртов, татар и русских, воплощающих образы добра и зла в их балетах;
·подтвердить гипотезу исследования;
·сделать общие и собственные выводы по данной теме.
Характерные образы-ценности разных народов наиболее раскрываются в искусстве, являющемся кодом этноса. Искусство народа создает его национальную художественную картину мира, отражающую традиционные представления этносов о жизненно-важных сферах, таких как природа, человек, социум, миропорядок и др. На наш взгляд, для того, чтобы лучше узнать человека как представителе этноса необходимо узнать об образах добра и зла этого народа и о его вере. Общеизвестно, что в произведениях искусства противопоставляются образы добра и зла. В национальных балетах — это обязательно уникальные пластические образы героев. Причем, в балетах разных народов неодинаковы не только традиционные образы-ценности, но и выразительные средства, характеризующие разные миры. Так, у удмуртов в балете «Италмас» Г.М. Корепанова-Камского образ колдуна Байтугана ярко раскрывается в теме вступления, а образ девушки Италмас в «Пиццикато Италмас». У татар образ Лешего воплощается в балете «Шурале» Ф.З. Яруллина, в сценах сборищ лесной нечести: в танце Шайтана и Огненной ведьмы, пляске ведьм, а красота девушки-птицы в танце Сюимбике. У русских в балете «Жар-птица» И.Ф. Стравинского пластика персонажей Поганого царства противопоставляется и поэтичности царевен, и искрящейся в танце Жар-птицы. Знакомясь с традиционными образами-ценностями сферы «Миропорядок» в балетах удмуртов, татар и русских, мы видим, что все народы одинаково понимают «добро» как созидающее начало в жизни и «зло» как угнетающее и угрожающее жизни человека. Но сами образы добра и зла в балетных спектаклях имеют разные воплощения, имена и названия, помещены в разные природные условия. В основе национальных балетов различные характерные танцы, музыкальные интонации, сюжеты, декорации, отражающие миропонимание народов. Подводя итог нашему исследованию, раскроем этноинтегрирующие (общие) и этнодифференцирующие (различные) черты в балетах удмуртов, татар и русских в следующих таблицах:
Таблица 1.
Этноинтегрирующие черты образов зла в балетах удмуртов, татар и русских
СФЕРА «МИРО-ПОРЯДОК» явление «зло» |
УДМУРТЫ |
ТАТАРЫ |
РУССКИЕ |
Колдун (лесной дух) Байтуган. |
Лесной дух Шурале, Шайтан, Огненная ведьма. |
Кащей Бессмертный, челядь Кащеева царства. |
|
ВЫВОД: все образы зла несут разрушающее действие, мешают людям, несут несчастья. |
Таблица 2.
Этнодифференцирующие черты образов зла в балетах удмуртов, татар и русских
СФЕРА «МИРО-ПОРЯДОК» явление «зло» |
УДМУРТЫ |
ТАТАРЫ |
РУССКИЕ |
Колдун (лесной дух) Байтуган. |
Лесной дух Шурале, Шайтан, Огненная ведьма. |
Кащей Бессмертный, челядь Кащеева царства. |
|
ВЫВОД: 1)неодинаковые названия, имена , физический облик, 2) различная география (место, происходящего действия), 3)различные способы колдовства, перевоплощения, превращения и др. |
Таблица 3.
Этноинтегрирующие черты образов добра в балетах удмуртов, татар и русских
СФЕРА «МИРО-ПОРЯОК», явление «добро» |
УДМУРТЫ |
ТАТАРЫ |
РУССКИЕ |
Девушка Италмас, рожденная из цветка, юноша-охотник Камаш. |
Девушка-птица Сюимбике, охотник Али-Батыр. |
Царевна Ненаглядная Краса, Иван-Царевич, Жар-птица. |
|
ВЫВОД: у всех народов в балетах есть традиционные уникальные ценности-образы добра, основанные на миропредставлении и миропонимании этих этносов. Все образы добра совершают положительные поступки. |
Таблица 4.
Этнодифференцирующие черты образов добра в балетах удмуртов, татар и русских
Сфера «Миропорядок» явление «добро»
|
УДМУРТЫ |
ТАТАРЫ |
РУССКИЕ |
Девушка Италмас, рожденная из цветка , юноша-охотник Камаш. |
Девушка-птица Сюимбике, охотник Али-Батыр. |
Царевна Ненаглядная Краса, Иван-Царевич, Жар-птица. |
|
ВЫВОД: 1) неодинаковые названия, имена , физический облик, 2) различная природа (девушка Италмас — произошла из цветка; девушка Сюимбике — была заколдована в птицу; Жар-птица — как образ русских, связан с символом неуловимого счастья); 3) одеты в различные национальные костюмы; 4)наделены различными качествами. Так, у женских образов добрамы обнаруживаем следующие качества: Италмас — трудолюбива, бескорыстна, жертвует собой во имя жизни своего народа; Сюимбике — нежна, отзывчива, внимательна к своим близким; Царевна Ненаглядная Краса — красива, умна. У мужских образов добра мы обнаруживаем следующие качества: Камаш — отменный крестьянин и охотник, Али-Батыр — охотник, меткий стрелок; Иван Царевич — бесстрашный, ловкий богатырь. |
Таблица 5.
Хореографическое воплощение образов добра в балетах удмуртов, татар и русских
Сфера «Миропорядок», явление «добро» |
УДМУРТЫ |
ТАТАРЫ |
РУССКИЕ |
«Танец нежности» «Пиццикато Италмас» |
«Танец девушек- птиц» «Танец Сюимбике»
|
«Хоровод царевен». «Пляс Жар-птицы» |
|
ВЫВОД: у всех народов в балетах образы добра воплощаются в уникальной хореографии, в характерных народных танцах.
|
Таблица 6.
Хореографическое воплощение образов зла в балетах удмуртов, татар и русских
Сфера «Миропорядок», явление «зло» |
УДМУРТЫ |
ТАТАРЫ |
РУССКИЕ |
Вступление к балету, выход колдуна Байтугана. |
Сцены сборищ лесной нечести: «Танец Шайтана и огненной ведьмы». |
«Поганый пляс Кащеева царства» |
|
ВЫВОД: у всех народов в балетах образы зла воплощаются в уникальной хореографии, в характерных народных танцах. |
Заключение. Балет как часть культуры и искусства определенного народа является носителем тех образов, которые изначально заложены в основе национальной художественной картины мира этноса. Поэтому, обозначенные этнокультурные ценности воплощаются в особенных образах в искусстве народа. Их учет ныне составляет важнейший потенциал, способствующий верному ориентированию в познании себя и мира.
Список литературы
- Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В.Е. Владыкин. — Ижевск: Удмуртия, 1994. — 384 с.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира: курс лекций. — Издательский центр «Академия», 1998. — 432 с.
- Голубкова А.Н. Музыкальная культура Удмуртии /Под ред. А.А. Разина, А.Н. Перевозчикова. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. — С. 280—281
- Кукаева О.Г. Развитие мирообразных этнокультурных представлений у младших подростков на уроках музыки: дис. канд. пед. наук: 13. 00. 02. / Кукаева Ольга Геннадьевна. — Екатеринбург, 2008.
- Романова Л.В. Художественная картина мира как средство реализации культурологической направленности музыковедческой подготовки учителя музыки: дис. канд. пед. наук: 13. 00. 01. / Романова Лариса Владимировна. — Екатеринбург, 1995.
- Ягафарова А. Г Использование фрагментов музыки из балета Ф. Яруллина "Шурале" на уроках фортепиано в средних и старших классах музыкальной школы. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008/2009 гг. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/552988
дипломов
Оставить комментарий