Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Прикладное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТИ  СТАРЫЕ-НОВЫЕ  ГАЙТАНЫ

Новикова  Марина

10  лет  2  курс  МАОУ  ДОД  «Школа  искусств»

Рахимова  Вера  Ивановна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории  МАОУ  ДОД  «Школа  искусств»  г.  Чернушка

 

Введение

Во  многих  словарях  объясняется  значение  слова  гайтан.  Толковый  словарь  Даля  поясняет:

Гайтан  —  муж.  гайтанчик,  гайташек·умалит,  снурок,  плетежок,  тесьма;  ·собств.  снурок,  на  котором  носят  тельной  кресть;  южн.  шелковый  снурок. 

Кузнецов  в  своем  Большом  толковом  словаре  русского  языка  дает  такую  же  информацию:

Гайтан  —  а;  м.  [от  греч.  gaietanon  пояс].  Устар.  Плетёный  шнурок  или  тесьма  для  нательного  креста.

Этимологический  словарь  русского  языка,  автор  —  М.Р.  Фасмер,  подтверждает  выше  сказанное:

Гайтан  —  «лента,  тесемка  или  шнурок,  на  котором  носят  нательный  крест;  фитиль»,  народн.  гавитан,  говетан,  гитан,  гантан,  готян,  гостян,  арханг.  (Подв.),  др.-русск.  гаитань  (грам.  1503  г.)  —  устар. 

Фасмер  и  Кузнецов  считают  cлово  «Гайтан»  устаревшим  (видели  бы  они  сейчас  любой  бисерный  форум!).

Еще  существует  мнение,  что  слово  «гайтан»  произошло  от  Турецкого  "Yaitan",  что  в  переводе  означает  —  бахрома,  шнурок  шелковый  или  бумажный. 

Авторы  книги  «Русский  традиционный  костюм:  Иллюстрированная  энциклопедия»  пишут:

«Гайтан  —  (итан,  почепка,  чапочка)  —  женское  украшение,  тесьма  для  обшивки  ворота  рубах,  передников  и  т.  п.  Термин  употреблялся  для  нескольких  видов  украшений».

В  народе  гайтанам  присваивались  различные  волшебные  свойства:  они  могли  защитить  человека  от  злых  сил,  оттолкнуть  болезни  и  несчастья,  помочь  в  сильном  и  здоровом  потомстве,  любви  и  согласию  в  семье,  хорошему  урожаю  и  т.  д.  Гайтан  —  это  древний  оберег,  имеющий  большую  силу.  Орнаменты  для  гайтанов  разрабатывались  старейшинами  родов.  Они  удачно  дополняли  национальный  костюм,  становясь  неотъемлемой  его  частью.  Когда  гайтан  не  носится,  он  находится  в  «красном»  углу  дома  и  «работает»  на  весь  род.

Но  в  настоящее  время  —  развития  информационных  технологий,  забыты  старые  традиции:  долгими,  зимними  вечерами  заниматься  рукоделием.  Любимым  занятием  у  современных  детей  стали  компьютерные  игры,  сериалы  по  телевизору  и  общение  в  контакте.  Наши  девочки  подрастают,  выходят  замуж  и  не  знают  элементарных  вещей:  как  вдеть  нитку  в  иголку,  заштопать  прохудившуюся  одежду,  подшить  распустившийся  подол  юбки.  Нам  продают  тиражированные  украшения,  которые  не  несут  тепла  души  их  создателей.

Цель:  Приобщение  к  народной  культуре  через  изготовление  гайтана.

Объект:  гайтан.

Предмет:  народные  традиции.

·     Гипотеза:

·     Гайтан  —  носитель  культуры  и  традиций  русского  народа;

·     Гайтаны  различаются  по  способу  изготовления;

·     В  наше  время  возможно  возрождение  интереса  к  традициям  бисерных  украшений;

·     На  основе  изученных  технологий  может  быть  создан  гайтан.

В  соответствии  с  целью,  предметом  и  гипотезой  в  моей  работе  решались  следующие  задачи:

·     Изучить  литературу  о  гайтанах;

·     Изучить  приемы  изготовления  гайтанов;

·     Освоить  приемы  изготовления  гайтанов;

·     Изготовить  гайтан;

·     Принимать  участие  в  различных  выставках,  ярмарках.

Методы:  изучение  литературы,  практическая  работа  (составление  схемы,  выполнение  гайтана),  участие  в  выставках  и  др.

1.  Глава.  Гайтан  —  представитель  народной  культуры.

Энциклопедия  «Русский  традиционный  костюм»  (авторы-составители  Н.  Соснина,  И.  Шангина)  подробно  рассказывает  все  о  русском  народном  костюме.

Так  вот,  что  поведали  нам  авторы:  «  В  южнорусских  губерниях  гайтаны  представляли  собой  длинную,  шириной  до  10  см,  полосу  ткани,  украшенную  бисером,  вышивкой,  тканым  узором,  или  длинную,  низанную  из  разноцветного  бисера  полосу.  Два  конца  ленты  или  бисерной  сетки  соединялись  медальоном,  украшенным  бисерными  подвесками,  иконкой,  крестом  и  т.  п.  Такое  украшение  надевалось  на  шею  и  спускалось  по  груди  иногда  до  талии.  Наряду  с  нагрудными  гайтанами  были  распространены  и  наспинные  гайтаны,  т.  е.  гайтаны,  которые  с  шеи  спускались  на  спину.  Они  представляли  собой  узкую  длинную  петлю  из  красной,  черной  тесьмы,  украшенной  бисером.  К  тесьме  прикреплялся  крестик  или  образок,  который  спускался  на  грудь,  и  полосы  тесьмы,  украшенные  бисером,  блестками,  ракушками  каури,  кисточками  разноцветного  гаруса,  которые  спускались  по  спине.  Женщины,  как  правило,  в  праздничный  день  надевали  несколько  таких  нагрудных  и  наспинных  украшений».

В  энциклопедии  есть  архивные  фотографии,  на  которых  мы  видим  само  украшение  и  как  его  носили.  Фотографии  эти  в  основном  из  Тульской  губернии,  но  гайтаны  были  распространены  практически  везде.

Гайтаны  спускались  довольно  низко,  примерно  до  уровня  солнечного

сплетения  или  даже  иногда  чуть  ниже.  Узорная  ажурная  лента  имела  функцию  оберега,  защищая  живот  (иногда  и  спину  —  если  гайтан  был  наспинным).

Вывод:  гайтан  —  одно  из  ярких  проявлений  народной  культуры.

2.  Глава.  Разнообразие  гайтанов.

2.1. Виды  гайтанов.

Из  пословиц  и  поговорок,  приведенных  Далем  в  своем  толковом  словаре  в  качестве  примера,  мы  узнаем,  что  гайтаны  носили  и  изготовляли  и  женщины,  и  мужчины.

«Гайтан  с  шеи  отдам  тебе,  только  удавись  на  нем!  Хоть  гайтан  порви,  да  жену  корми».

Авторы  уже  знакомой  книги  Моисеенко  Е.Ю.,  Фалеева  В.А.  «Бисер  и  стеклярус  в  России  XVIII  —  начала  ХХ  века»  также  утверждают,  что  «наряду  с  нагрудными  гайтанами  были  распространены  и  наспинные  гайтаны,  т.  е.  гайтаны,  которые  с  шеи  спускались  на  спину.  Они  представляли  собой  узкую  длинную  петлю  из  красной,  черной  тесьмы,  украшенной  бисером.  К  тесьме  прикреплялся  крестик  или  образок,  который  спускался  на  грудь,  и  полосы  тесьмы,  украшенные  бисером,  блестками,  ракушками  каури,  кисточками  разноцветного  гаруса,  которые  спускались  по  спине.  Женщины,  как  правило,  в  праздничный  день  надевали  несколько  таких  нагрудных  и  наспинных  украшений».

«Этнографические  экспедиции  в  Заринский,  Алтайский.  Змеиногорский,  Чарышский,  Залесовский  районы  1992—98  гг.  показали,  что  гайтан  был  преимущественно  мужским  украшением,  в  отличие  от  южнорусской  традиции,  где  его  повсеместно  носили  женщины»  [4].

2.2.Техники  изговления  гайтанов.  В  настоящее  время  в  народных  бисерных  украшениях  наблюдается  разнообразие  способов  изготовления.  По  количеству  иголок,  необходимых  для  работы,  различают  низание  в  одну  нить  или  в  две  нити. 

Гайтаны  можно  изготовить  вручную  и  на  станке;  короткими  с  застёжкой  на  шее,  и  длинными;  узкими  и  широкими,  с  медальонами  разной  формы,  украшенными  по  низу  бахромой  и  петлями  из  бисера  и  стекляруса,  бусами  и  подвесками  разных  размеров  и  форм.

В  зависимости  от  расположения  бусинок  при  нанизывании  существует  несколько  способов  изготовления  украшений.

1.  Ажурные  гайтаны  —  техника  «сеточка»  [2].  Ажурный  гайтан  с  прямоугольным  медальоном  нижем  способом  сетки,  «в  две  нити». 

2.  Тканьё  —  изготовление  украшений  на  станке  с  нитяной  основой  способом  простого  перебора  [2].

3.  Плетение  —  самый  распространенный  способ  изготовления  украшений,  наподобие  плетения  кружев  на  коклюшках.  Плели  изделия  узкими  на  3—8  нитках  и  широкими  —  до  25—30  ниток,  соединенных  на  одном  конце  в  узел.  На  каждую  нитку  по  счету  соответственно  узору  набирали  цветные  бисеринки  и  переплетали  под  прямым  или  косым  углом,  создавая  ажурные  композиции  сетки  с  ячейками  разной  формы. 

4.  В  крестик  —  наиболее  распространенная  техника  низания  цепочек  разной  ширины  в  виде  густой  сетки  с  крестообразным  расположением  бисеринок. 

5.  Мозаика  —  нанизывание  бисеринок  в  каждом  ряду  в  шахматном  порядке,  то  есть  через  одну.  Мозаичное  низание  напоминает  собой  кирпичную  кладку.

6.  В  столбик  или  столбиком  —  нанизывание  бисеринок  снизу  вверх  в  виде  круглого  или  квадратного  шнура. 

7.  Комбинирование  техник.  Соединение  техник  в  одном  изделии.

Вывод:  гайтаны  находят  применение  в  повседневной  жизни,  и  можно  говорить  о  том,  что  интерес  к  бисероплетению  возрождается.

Заключение.

Плетеный  шнурок,  как  украшение,  видоизменялся  от  старины  до  наших  дней,  как  и  подвеска  на  нем.  В  старину  подвешивали  крестик,  ладанку,  иконку  или  другой  амулет,  а  теперь  это  украшающие  элементы.  Современные  гайтаны,  конечно,  отличаются  от  старинных.  Далеко  не  всегда  форма  украшений  соответствует  классической  форме  гайтана.  Например,  в  некоторых  случаях  медальон  плетется  отдельно  и  является  самостоятельной  частью  украшения,  а  концы  бисерной  ленты  закрепляются  по  его  бокам.  Часто  изменяется  и  ширина  самих  бисерных  лент:  они  постепенно  сужаются,  дробятся  бисерными  и  стеклярусными  нитями,  соединяющими  отдельные  их  части,  ленты  могут  делиться  на  несколько  тонких  цепочек  с  каждой  стороны  и  тому  подобное.  Но  задача  каждого  —  бережно  сохранять  традиции  избранного  им  ремесла,  одновременно  развивая,  внося  новые  элементы  в  дело  своих  предшественников. 

Мой  гайтан  выполнен  техникой  «ткачество»  и  имеет  около  45  см  в  окружности.  Тканые  ленты  со  снизками  переходят  в  медальон  с  бахромой.  На  основе  изученной  техники,  я  начала  ткать  гайтан  большего  размера  и  с  большим  цветовым  разнообразием.

На  этом  моя  работа  не  заканчивается.  Изучая  литературу  по  этой  теме,  я  столкнулась  с  тем,  что  часто  пишут  гайтан  —  гердан.  Теперь  мне  интересно  как  эти  два  слова  взаимосвязаны.

С  каждым  годом  все  большее  количество  людей  принимает  участие  в  народных  фестивалях  и  праздниках,  посещает  выставки  декоративно-прикладного  творчества,  где  обязательно  представлены  изделия  из  бисера.  В  наше  время,  как  и  в  старину,  без  украшений  не  обходится  ни  один  праздник.

·     Таким  образом,  задачи,  поставленные  в  работе,  решены.  И  гипотеза  нашла  свое  подтверждение:

·     гайтан  —  представитель  народной  культуры,  так  как  может  быть  не  только  украшением,  он  —  хранитель  традиций,  истории,  обычаев  своего  народа;

·     Интерес  возрождается;

·     Гайтан  выполнен.

Подводя  итоги,  можно  сказать,  что  посещая  выставки,  народные  праздники,  где  происходит  знакомство  с  народными  традициями,  видя,  разнообразие  украшений  из  бисера  и  участвуя  в  работах  мастер-классов  декоративно-прикладного  творчества,  я  вместе  с  друзьями  приобщаюсь  к  народной  культуре.

 

Рисунок  1.  Выполненный  мной  гайтан

 

Список  литературы:

1.Даль  В.И.  «Толковый  словарь»  тт.  1—4,  1863-66.

2.Журнал  «Сделай  сам»  №  2  1985  г.

3.Кузнецов  С.А.  «Большой  толковый  словарь»  СПб.:  Норинт,  2000.  —  1536  с.

4.Моисеенко  Е.Ю.,  Фалеева  В.А.  «Бисер  и  стеклярус  в  России  XVIII  —  начала  ХХ  века»  Дом  «МиМ»,  1997.

5.Соснина  Н.  Шангин  И.  Иллюстрированная  энциклопедия  «Русский  традиционный  костюм»  Издательство:  Искусство,  2006  —  440  с.

6.Фасмер  М.Р.  «Этимологический  словарь  русского  языка»  М.:  Прогресс  1987  —  в  4  т.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.