Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Прикладное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДОРОГО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ…
Самарина Александра
11 лет 2 курс МАОУ ДОД «Школа искусств»
г. Чернушка
Рахимова Вера Ивановна
научный руководитель, педагог высшей категории МАОУ ДОД «Школа искусств» г. Чернушка
Введение
Пасха́льные я́йца — специально расписанные яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан — дня поминовения чудесного Воскресения распятого на кресте Иисуса Христа.
ЦЕЛЬ:
Приобщение к народной культуре через изготовление пасхального яйца.
ОБЪЕКТ: пасхальное яйцо.
ПРЕДМЕТ: народное декоративно-прикладное творчество.
ГИПОТЕЗА:
·Пасхальное яйцо — древний вид декоративно-прикладного творчества;
·Бисерные пасхальные яйца различаются по способу изготовления;
·На основе изученных техник может быть создано авторское пасхальное яйцо.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в моей работе решались следующие задачи:
· Изучить литературу о пасхальных яйцах;
· Освоить приемы изготовления из бисера пасхальных яиц;
· Изготовить пасхальное яйцо по замыслу;
· Принимать участие в различных культурных мероприятиях: фестивалях, выставках, народных гуляниях и т. д.
МЕТОДЫ: изучение литературы, освоение техник изготовления яиц из бисера, беседы, посещение музеев, участие в различных мероприятиях (ярмарках, мастер-классах, фестивалях, конференциях и т. д.)
Глава 1. История праздника.
У каждого народа существуют свои религиозные праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.
Па́сха — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа, пришел к нам после крещения Руси, в конце Х века. Его отмечают на следующий день за весенним равноденствием Светлое Воскресенье Господня. В этот день после сорокодневного Великого поста, на столе появляются пасхи, куличи и крашеные яйца.
Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником — слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество получило надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит — «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе — вся суть христианства, весь смысл этой веры.
«C появлением христианства яйцо становится знаком Возрождения, а яйцо красного цвета знаменует возрождение человечества ценой крови Христа.
Одно из преданий про пасхальные яйца — история повествует о детстве Иисуса Христа и о том, что Богоматерь разрисовывала куриные яйца и давала их сыну в качестве игрушек. А когда над Христом начался суд, Матерь Божья отправилась к Пилату и, чтобы умилостивить его, принесла в дар расписанные яйца. Когда она пала перед правителем ниц, умоляя о Сыне, яйца, лежавшие у нее в переднике, выкатились. С тех пор их можно найти по всему свету, и служат они напоминанием о страданиях Христовых.
Обычай приношения яиц на Пасху по церковным приданиям восходит к Марии Магдалене, которая пришла к Тиберию с вестью о воскрешении Христа, держа в руках яйцо. Император в ответ возразил, что Христос не может воскреснуть, так же как яйцо в ее руках не может стать красным. И в тот же миг яйцо в руках Марии Магдалены покраснело» [1].
Глава 2. Пасхальные яйца — предмет декоративно-прикладного творчества.
Пасха — семейный праздник, ведь семья, по православным традициям — малая церковь на земле. В этот день мы собираемся всей семьей и если были споры или ссоры, решаем их до наступления светлого праздника. Друг другу в эти дни обязательно дарим вареные яйца (ранее использовались не вареные, расписные яйца как символ продолжения жизни). Я очень люблю разрисовывать их гуашью, обматывать красящими нитками, клеить красивые наклейки и, конечно, оплетать бисером. Получается очень красиво!
«Мы привыкли к тому, что люди украшают и дарят декоративные яйца к празднику Святой Пасхи. Но еще задолго до появления христианства разные народы почитали яйцо — как символ обновления, тайну жизни, плодородия земли, знак рождения и возрождения. Восточная философия гласит, что изначально все формы жизни находились внутри огромного яйца, и что из него появилось все сущее на земле. Магическое значение приписывалось яйцу и в языческие времена. Люди верили, что украшенная яичная скорлупа способна уберечь человека от болезней, злых духов, сглаза и других напастей. Отсюда и древний обычай дарить крашеные яйца.
Яйца занимают одно из ведущих мест в прикладном искусстве народов разных стран. Славяне не были исключением. Именно в славянской культуре родились «крашенки» и «писанки». Обрядовое почитание писанки связано с поклонением языческой Ладе богине любви, красоты, свадебного венца. Считалось, что правильно выполненная писанка — оберег семьи.
Богатые люди еще в старину дарили золотые пасхальные яйца (история знает такие факты). Теперь их изготавливают из металла, фарфора, стекла, поделочных камней, папье-маше, дерева и т. п. Росписи воспроизводят сцены христианской истории, появляются цветные композиции, изображающие животных, монограммы» [1]. Необыкновенно интересны пасхальные яйца, выполненные в различных техниках бисероплетения: сетка, мозаика, «елочка», ткачество, вышивка…
Вывод: пасхальные яйца — древний вид декоративно-прикладного творчества, т.к. сделан своими руками и служит не только предметом декора и оберегом, но и несет в себе представления народа о красоте.
Глава 3. Способы декорирования яиц бисером
Способов декорирования главного символа Пасхи существует великое множество. Яйца красят луковой шелухой, березовыми листочками, фруктовыми соками, шелковыми лоскутками, цветными ниточками, пищевыми красителями. Для получения всевозможных узоров используют специальные наклейки, воск, крупы, аппликации из листочков, ленты, трафареты и т. д. и т. п.
Я же расскажу о бисерных яйцах, узор на которых выполняется с помощью бисера.
«Существует несколько способов оформления яиц бисером:
1. Сеточка
Техника «сеточка» — ажурный сособ низания. Существует два вида: в одну нить и в две нити. Изделие напоминает сетку с ячейками. Плетется сначала поясок, а макушки залетаются обычно техникой «мозаика».
2. Мозаика
Мозаика — самый плотный метод низания. Она может выполняться на одну или две нити. Изделия, выполненные техникой «мозаика» хорошо держат форму.
На схемах бисерины изображены на расстоянии друг от друга, чтобы видна была нить. Однако в изделиях бисерины должны плотно прилегать друг к другу, а нить не должна быть заметна.
3. Кирпичный стежок
Часто кирпичный стежок называют по-английски — «брик стич». По внешнему виду работы, выполненные кирпичным стежком, очень похожи на мозаичные: бусинки располагаются в полотне подобно кирпичной кладке. Но в самом процессе низания есть существенная разница — ряды, выполняемые кирпичным стежком, перпендикулярны (поперечны) мозаичным рядам.
4. Имитация ткачества
Техника имитации ткачества позволяет с помощью иголки получить бисерное полотно, очень похожее на тканое на станке. При выполнении таких изделий удобно использовать рисунки, разбитые на клеточки. Есть такие методы имитации ткачества, как прямой и поперечный.
Поперечная имитация ткачества менее трудоемка, чем прямая, но бисеринки в полотне располагаются с небольшим наклоном, «елочкой».
5. Низание крестиками
Низание крестиками применяют для изготовления достаточно плотных цепочек, ожерелий, поясов и салфеток. Это сложный метод, требующий повышенного внимания и сосредоточенности во время работы. Низание «крестиком» выполняется в две нити» [2].
Вывод: пасхальное яйцо различается многообразием видов, способов изготовления.
Мое яйцо выполнено техникой «сеточка», а макушки заплетены техникой «мозаика». Бисероплетением занималась и моя старшая сестра Дарья. Она также оплела бисерное яйцо, так что начало коллекции положено. Сейчас мне хочется сделать более сложное и красивое яйцо. Меня заинтересовали и другие виды декорирования пасхальных яиц. Так что на этом моя работа не заканчивается.
Заключение.
Пасхальное яйцо по праву считается первым атрибутом главнейшего праздника христиан. Будучи известным с глубокой древности, оно остается вечно юным (достаточно зайти на любой бисерный сайт и мы найдем этому подтверждение). В сегодняшней России, традиционное пасхальное яйцо, переживает настоящий ренессанс.
В наше время ими любуются, украшают интерьер квартир, их коллекционируют, т. к. люди теперь мало знают об истории пасхального яйца и традициях его использования, но зато ценят за декоративно-художественные особенности. Их представляют на народных фестивалях и праздниках, выставляют для просмотра в музеях, вывозят за границу, не обходятся без пасхальных яиц и выставки декоративно-прикладного творчества.
Мне нравится мастерить пасхальные яйца. В них много выдумки и творчества.
Изделия из бисера и яйца в том числе, мы вместе с подругами из творческого объединения «Бисер», которое я посещаю уже несколько лет, представляем на различных ярмарках и выставках, проводим мастер-классы, дарим по любому поводу родным и знакомым. О том, что народная кукла стала привлекать внимание и пользоваться успехом говорят грамоты и дипломы, полученные на различных выставках. Мое пасхальное яйцо было отмечено дипломом I степени на краевой выставке « Пасха Красная»:
Пасхальные яйца несут в себе представления о культуре, творчестве и красоте, сохраняя и продолжая народные традиции.
Таким образом, задачи, поставленные в работе, решены, и гипотеза нашла свое подтверждение:
· Пасхальное яйцо — древний вид декоративно-прикладного творчества;
· Пасхальное яйцо различается по способу изготовления;
· На основе изученных техник может быть создано авторское яйцо.
Подведя итоги можно сказать, что я вместе с подругами приобщаюсь к народной культуре т. к. Пасхальное яйцо не рождается само: его создает человек, оно обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры христианского мира, пасхальное яйцо самобытность и характерные черты создающего его народа.
Рисунок 1. Выполненное мной пасхальное яйцо
Список литературы:
1.Вильчевская Е.В. «Пасхальные яйца из бисера» — М. ООО ТД «Издательство Мир книги» 2011 — 96 с.
2.Литвинец Э.Н. «Бусинка за бусинкой» Издательство: «Малыш» 1986 — 16 с.
дипломов
Оставить комментарий