Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОЧЕМУ  В  ГАЛЕРЕЕ  «МЕРТВЫХ  ДУШ»  ПЛЮШКИН  ИЗОБРАЖЕН  ПОСЛЕДНИМ

Сиротин  Эрнест

Класс  9  «М»,  школа-гимназия  №  68,  Республика  Казахстан,  г.  Алматы

Подпорина  Светлана  Геннадьевна

научный  руководитель,  преподаватель  КазНУ  им.  аль-Фараби,  г.  Алматы

 

Первый  том  «Мертвых  душ»  был  закончен  Гоголем  в  1841  году  в  Риме.  Действие  романа  происходило  в  уездном  городе  «N»,  каких  в  России  было  хоть  отбавляй.  Гоголь  знакомит  нас  с  некоторыми  представителями  помещичьего  сообщества,  которые  представлены  не  самыми  лучшими  персонажами.  И  именно  описывая  своих  героев,  Гоголь  стремился  дать  реальную  картину  русской  действительности,  так  как  русская  литература  романтического  периода,  по  его  мнению,  не  смогла  верно  описать  ее  [2,  c.  118].  В  описаниях  своих  персонажей  он  одновременно  сочетал  те  комические  и  трагические  качества,  которые  были  присущи  большинству  российских  людей  того  периода.  Гоголь  знакомит  нас  с  каждым  из  своих  героев  по  очереди,  последним  оказывается  самый  трагичный  и  безнадежный  помещик  по  фамилии  Плюшкин,  о  котором  ниже  пойдет  речь.

Плюшкин  один  из  тех  помещиков,  к  которым  приезжал  Чичиков  Павел  Иванович  ради  того,  чтобы  попытаться  выкупить  мертвые  души  и  немного  себя  обогатить.  И  недаром  судьба,  а  если  быть  точнее  Гоголь,  сталкивает  Чичикова  с  Плюшкиным.

Чичиков  узнал  о  Плюшкине  от  «патриота  русского  желудка»  Собакевича,  который  совершенно  случайно  упомянул  о  нем  во  время  своего  живописного  обеда:  «У  меня  не  так,  —  говорил  Собакевич,  вытирая  салфеткою  руки,  —  у  меня  не  так,  как  у  какого-нибудь  Плюшкина:  восемьсот  душ  имеет,  а  живет  и  обедает  хуже  моего  пастуха!»  [1,  c.  469].  Из  этого  изречения,  разбирающийся  в  людях  читатель  может  предположить,  что  Плюшкин  экономит  на  себе.  Но  это  будет  не  совсем  корректно,  так  как  дальше  Собакевич  говорит,  что  Плюшкин  «такой  скряга,  какого  вообразить  трудно»  [1,  c.  469].  И  действительно,  уже  по  описанию  дома  Плюшкина,  зная  толк  в  людях,  можно  дать  полноценную  характеристику  хозяину.  Как  говорится  «Мой  дом  —  моя  крепость».

Логово  Плюшкина  отличается  от  домов  других  помещиков  своей  дряхлостью.  «Это  был  странный  замок,  длинный,  длинный  непомерно.  …  Стены  дома  ощеливали  местами  нагую  штукатурную  решетку.  …  Из  окон  только  два  были  открыты,  прочие  были  заставлены  ставнями  или  даже  забиты  досками»  [1,  c.  475].  Да  и  сам  Плюшкин  от  описания  своего  дома  недалеко  продвинулся.  Поначалу  Чичиков  определил  Плюшкина  в  бабу,  а  потом  и  вообще  в  ключника  превратил.  И  действительно,  халат  Плюшкин  настолько  заносил,  что  никто  и  никогда  не  узнает,  из  чего  был  он  сделан.  Ну,  может  только  Шерлок  Холмс.  Как  выразился  Гоголь:  «…рукава  и  верхние  полы  до  того  засалились  и  залоснились,  что  походили  на  юфть,  какая  идет  на  сапоги»  [1,  c.  477].  Образ  же  Плюшкина  был  обычным,  банальным,  скажем  так.  Банальным  для  очень,  очень  большого  скряги.  Один  его  подбородок  нам  уже  о  многом  говорит.  Такой  длинный  бывает  чаще  всего  у  скряги.  И  если  честно,  то  подбородок  Плюшкина  чем-то  напоминает  мне  его  «непомерно  длинный  замок». 

У  Плюшкина  в  складах  было  много  чего,  чем  он  не  пользовался,  и  чего  бы  его  скупердяйская  душенька  никому  и  ни  при  каких  обстоятельствах  не  отдала  бы.  «Заглянул  бы  кто-нибудь  к  нему  на  рабочий  двор,  где  наготовлено  было  на  запас  всякого  дерева  и  посуды,  …  ему  бы  показалось,  уж  не  попал  ли  он  как-нибудь  в  Москву  на  щепной  двор»  [1,  c.  477].  Но  всего  своего  добра,  накопленного  за  столько  лет  и  отчасти  ненужного,  Плюшкину  было  мало.  И  по  сей  причине,  он  каждый  день  ходил  по  своей  деревне  и  собирал  всякое  утерянное  и  никому  ненужное  барахло.  А  все  что  «наловил»  Плюшкин  за  день,  попадало  в  его  кучу  барахла,  которую  он,  я  думаю,  окрестил  для  себя  «безграничной  коллекцией  всего  нужного».  За  эти  деяния  у  Плюшкина  появилось  собственное  прозвище  —  рыболов.

Мне,  если  честно,  Плюшкина  жалко.  Не  многих  на  свете  скупердяйство  и  скряжничество  доводят  до  такой  степени,  когда  начинается  ходьба  по  улицам  и  собирание  всяких  безделушек.  Не  многих,  нет.  И  отчасти  большинство  из  этих  людей,  не  виноваты,  в  том,  что  они  таким  вот  образом  себя  ведут.  Многих,  и  Плюшкина  в  том  числе,  до  такого  состояния  довела  трудная  жизнь.  У  всех  этих  людей  в  жизни  происходят  какие-то  события,  после  которых  они  и  впадают  в  такое  вот  состояние  и  не  могут  из  него  выбраться.  У  Плюшкина  таким  событием  стала  смерть  его  жены.  И  именно  после  смерти  жены  Плюшкин,  как  повествует  нам  автор,  «стал  беспокойнее,  и  как  все  вдовцы,  подозрительнее  и  скупее»  [1,  c.  478].  Это  стало  первой  стадией  его  изменения.  Вторая  стадия  его  перевоплощения  началась  после  побега  его  старшей  дочери  со  штабротмистром.  Для  любого  отца  такое  событие,  так  сказать,  это…  Проще  объяснить  это  состояние  цитатой  из  фильма  «Я  робот»:  «Ну,  это  удар  под  дых,  …  это  удар  под  дых».  По-другому  я  это  передать  не  могу.  После  побега  старшей  дочери  в  доме  Плюшкина  стало  еще  пустее,  а  сам  Плюшкин  еще  больше  закрылся  в  себе.  У  него  вылезла  седина,  верный  признак  человеческой  старости,  которой  присуща  скупость.  Сын  отправился  в  армию,  младшая  дочь  умерла,  учитель  француз  был  отпущен.  После  всего  этого  в  длинном  замке  никого  не  осталось,  и  Плюшкин  оказался  один.  Из-за  своей  одинокой  жизни,  скупость,  которая  уже  присутствовала  в  Плюшкине,  полностью  поглотила  старика,  превратив  его  в  некое  подобие  зомби,  который  собирает  перышки,  бумажки,  разные  побрякушки  и  складывает  их  в  свою  «безграничную  коллекцию».

Плюшкин  стал  простой  человеческой  оболочкой,  душу  которой  занимает  скупость.  Жизнь  превратила  бережливого  хозяина  в  уж  слишком  бережливого  и  скуподушного,  который  уже  начал  забывать,  что  и  в  каком  количестве  у  него  лежит  на  складах.  И  я  думаю,  не  зря  Гоголь  столкнул  Чичикова  с  Плюшкиным  в  последний  момент.  Гоголь  показал  нам,  что  душа  Плюшкина  уже  давно  погребена  под  землей  и  на  замену  ей  пришла  та  самая  скупость,  которая  развилась  у  него  за  многие  годы  одинокого  и  бессмысленного  существования.  Такое  существование  и  жизнью-то  я  никак  назвать  не  могу.

Можно,  сказать,  из  обсуждений  по  теме  на  уроках,  что  Гоголь  строил  свое  произведение  «Мертвые  души»,  по  принципу:  Ад-Чистилище-Рай.  А  по  этому  поводу  я  смею  предположить,  что  в  третьем  томе  «Мертвых  душ»,  которого  нам  не  дано  прочитать,  к  сожалению,  Чичиков  с  Плюшкиным,  именно  с  Плюшкиным,  исправятся,  или  постараются  исправиться,  и  со  временем  вернутся  к  нормальной  и  честной  гражданской  жизни.  Почему?  Да  потому,  что  Плюшкин  самая,  что  ни  на  есть  «мертвая  душа»  в  произведении,  и  я  предполагаю,  что  он  —  самый,  скажем  так,  «адский»  персонаж.  А  так  как  первый  том,  исходя  из  вышесказанной  теории,  можно  назвать  адом,  то  самые  адские  души  в  этом  томе  пройдут  через  «Чистилище»  и  попадут  в  «Рай».  Но  это  всего  лишь  теория.

 

Список  литературы:

  1. Гоголь  Н.В.  Сочинения.  М.:Государственное  издательство  художественной  литературы,  1956.  —  603  с.
  2. Гуляев  Н.А..  Литературные  направления  и  методы  в  русской  и  зарубежной  литературе  XVII—XIX  веков:  Книга  для  учителя.  —  М.:  Просвещение,  1983.  —  144  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.