Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТЕМА  ВОЙНЫ  В  СОВРЕМЕННОЙ  РОК-МУЗЫКЕ

Шуляк  Светлана

Класс  9  «Б»,  гимназия  №  1,  РФ,  г.  Оренбург

Прокофьева  Виктория  Юрьевна

научный  руководитель,  д-р  филол.  наук,  профессор,  каф.  философии,  культурологии  и  религиоведения  ОГПУ,  РФ,  г.  Оренбург

 

Рок-музыка  —  обобщающее  название  ряда  направлений  популярной  музыки.  Слово  «rock»  —  (в  переводе  с  английского  «качать»,  «укачивать»,  «качаться»)  —  указывает  на  характерные  для  этих  направлений  ритмические  ощущения,  связанные  с  определённой  формой  движения. 

Тема  войны  в  роке  присутствует  «от  начала  времён  зарождения  эпических  направлений  тяжёлой  музыки.  Первые  мастера  хеви-метала,  треша,  а  позже  и  присоединившиеся  к  ним  последователи,  основавшие  дет-  и  блек-метал,  в  своих  творческих  кузницах  ковали  не  только  сплавы  агрессивных  рифов,  но  и  острый  слог,  призывающий  противостоять  кровавому  милитаризму»  [1].  Современная  рок-музыка  уделяет  военной  тематике  много  внимания,  трактуя  войну  и  как  состояние  человечества,  и  как  состояние  души,  и  как  конкретные  исторические  события.

Рок-музыка,  мужественная,  громоподобная  и  бескомпромиссная,  в  плане  формы  идеально  подходит  для  отображения  битв.  Среди  рок-групп  выделяется  группа  Manowar,  принципиально  не  касавшаяся  никакой  другой  проблематики,  кроме  военной.  Избрав  для  себя  кумирами  рыцарей  Круглого  стола  и  викингов,  четверо  брутальных,  великолепно  сложенных  красавцев  уже  три  десятилетия  воспевают  храбрость,  физическую  и  духовную  стойкость.

Группа  Iron  Maiden  обращается  к  изнанке  войны,  к  её  тошнотворным  тривиальностям:  «Ты  заберёшь  мою  жизнь,  но  и  я  отниму  твою.  Раздался  звук  горна,  наступление  началось,  но  на  этом  поле  битвы  нет  победителей.  Пока  мы  мчимся  к  человеческой  стене,  раздаются  крики  боли,  мои  товарищи  гибнут.  Вот  уже  и  я  лежу,  уставившись  в  небо,  моё  тело  оцепенело,  горло  пересохло.  Лежу,  забытый  и  одинокий,  без  слёз  издаю  свой  последний  стон»  (“The  trooper”).

В  наследии  русского  рока  трудно  найти  посвящённую  военной  тематике  композицию,  где  налицо  была  бы  внятная  событийность.  Разве  что  «Прощай,  Норфолк!»  группы  «Ария»  опирается  на  конкретную,  хотя  и  с  мистическим  оттенком  историю  о  том,  как  21  августа  1915  года  британский  генерал  Гамильтон  отправил  Норфолкский  полк  на  передовую,  а  тот,  поднявшись  в  горы,  добрался  до  ущелья,  вошёл  в  осевшее  там  огромное  облако  и  бесследно  исчез.

Виктор  Цой  и  группа  «Кино»  придали  военной  тематике  без  преувеличения  вселенский  масштаб:  «Земля.  Небо.  Между  землёй  и  небом  —  война.  И  где  бы  ты  ни  был,  что  б  ты  ни  делал,  между  землёй  и  небом  —  война».  Как  справедливо  замечают  исследователи,  «по  аналогии  с  заголовком  стержневого  философского  труда  Альбера  Камю  «Бунтующий  человек»  сборник  стихов  Цоя  надо  было  бы  назвать  «Воюющий  человек»,  так  как  его  лирический  герой  находится  в  состоянии  непрекращающегося  сражения  со  всем,  что  только  существует»  [2,  с.  289]:  «Снова  за  окнами  белый  день,  день  вызывает  меня  на  бой.  Я  чувствую,  закрывая  глаза,  —  весь  мир  идёт  на  меня  войной».  Вызов  принят,  начинается  противостояние,  о  котором  Цой  пишет  и  поёт  в  настолько  решительной  и  вместе  с  тем  бесстрастной  манере,  что  невольно  навевает  мысли  о  самурайском  кодексе  чести. 

Своеобразным  немецким  «аналогом»  песни  «Звезда  по  имени  Солнце»  можно  назвать  песню  немецкой  группы  Oomph!  “War”:

Пыль  в  небесах,

Очередная  пуля  в  сознание  лжи!

Где  солнце?  Оно  так  далеко!

Солнце  скрылось,  и  лишь  ты  должен  остаться!

Не  задумывайся,  правдивы  ли  их  слова,

Просто  делай,  что  тебе  велят!

Война!

Ты  всего  лишь  жертва  войны!

Группа  Disturbed  в  песне  “Warrior”  воспевает  душу  воина,  чье  «превосходство  невозможно  отрицать»,  их  лозунгом  становится  строфа  «Не  прячься,  Действуй  как  воин,  Покажи  свою  гордость,  Оставь  свой  след  в  истории»,  а  далее  звучит:

Я  —  орудие  жестокости,

Я  —  неуязвимость  во  плоти,

Я  отбрасываю  в  сторону  сомнения,

Когда  погружаюсь  в  битву  с  головой

Запомни  меня  навсегда,

Эта  решимость  —  неотъемлемая  часть  меня.

Сдавайся  сейчас  или  присоединяйся

К  тем  бесконечным  полчищам,  которые  падут  от  моей  руки.

Как  видим,  оставить  след  в  истории  можно,  по  мнению  музыкантов,  только  став  жестоким  воином.

Шведская  группа  Månegarm  в  песне  “Sons  Of  War”  (Сыны  войны)  воспевает  милитаристское  единство  и  предчувствие  победы.  Другая  их  песня  “Pagan  war”  (Языческая  война)  возвращает  нас  к  истокам  человечества,  к  инстинкту  самосохранения,  который  заставляет  жить  по  закону  «если  не  ты,  то  тебя»,  и  повторение  слова  «война»  звучит,  как  заклинание  или  мантра.

Таким  образом,  тема  войны  как  состояния  человека  и  человечества,  как  состояние  души  и  тела,  тема  войны,  обобщенной  до  размеров  Вселенной  и  сжатой  до  каждой  клетки  любого  живого  организма,  —  одна  из  ключевых  тем  современных  направлений  рок-музыки,  как  отечественной,  так  и  зарубежной.

Если  же  говорить  о  песнях,  посвященных  войнам  конкретным,  имевшим  место  в  истории  мировой  или  истории  отдельных  стран,  то  можно  выделить  тематику  мировых  войн  и  войн  локальных,  межгосударственных,  касающихся  истории  отдельных  стран.

Песен  о  Первой  мировой  войне  не  очень  много,  среди  тех,  кто  поёт  об  этом  периоде  мировой  истории,  можно  назвать  группу  Sabaton  с  их  песней  “Angels  Calling”  (Ангелы  зовут).  Вторая  мировая  в  рок-песнях  представлена  гораздо  шире.  Среди  них  популярна  песня  “Primo  Victoria”  (Первая  победа)  немецкой  группы  Van  Canto.  Песня  посвящена  историческому  событию  —  высадке  войск  союзников  в  Нормандии,  началу  крупнейшей  операции  в  военной  истории,  открытию  Второго  фронта,  после  чего  немецкая  оборона  на  Западном  театре  военных  действий  потеряла  устойчивость.  Событие  это  произошло  6  июня  1944  года  и  обозначается  в  истории  как  «День  Д»,  что  и  звучит  в  песне.

Рок-музыканты  поют  и  о  возможной  Третьей  мировой  —  ядерной  войне.  Об  этом,  например,  песня  датской  группы  New  Politics  “Nuclear  war”  (Ядерная  война).

Что  касается  локальных  или  межгосударственных  войн,  тут  стоит  отметить  песню  “I  will  rule  the  universe”  (Я  буду  править  вселенной)  шведской  метал-группы  с  символичным  названием  Civil  War  (Гражданская  война).  Песня  исполняется  от  лица  Наполеона:

Я  буду  править  вселенной

Я  слава,  я  храбрость,

Вхожу  в  историю  навсегда.

Я  буду  править  вселенной

….................

Я  выше  Бога  (перевод  наш  —  С.Ш.)

Итальянская  группа  Talco,  отличающаяся  антикапиталистической  и  антифашистской  направленностью  текстов,  имеет  в  своём  репертуаре  песню  “L'odore  della  morte”,  в  которой  осуждается  милитаристская  деятельность  США.

Немало  рок-песен  посвящены  и  гражданским  войнам  той  или  иной  страны.  Так,  уже  упомянутая  группа  Civil  War  воспевает  события  Гражданской  войны  в  США  1860-х  и,  в  частности,  самое  кровопролитное  из  сражений  этого  периода  —  битву  при  Геттисберге  1—3  июля  1863  года.

Русский  рок  также  не  обошёл  тему  гражданской  войны.  В  качестве  примера  мы  можем  привести  песню  «Русские»  группы  «Любэ»,  где  рассказывается  о  гражданской  войне  в  России  начала  XX  века,  войне  между  красными  и  белыми:

Клевер  бросит  в  ясли,

Дед  проворчит  несмело,

Белые  рубят  красных,

Красные  рубят  белых,

В  песне  подчёркивается,  что  война  идёт  среди  своих  и  что  для  жён  воюющих  важно  не  то,  красный  ли  ты  или  белый,  а  то,  что  ты  «свой»,  любимый.

При  анализе  текстов  песен  рок-групп  Европы  и  Америки  и  сопоставлении  их  с  текстами  российских  рок-групп  можно  видеть  сходства  в  тематике  и  аллегориях.  Мы  знаем  песни,  посвящённые  мировым,  межгосударственным,  гражданским  войнам.  Можно  заметить,  что  западные  рок-группы  интересуют  не  только  войны,  случившиеся  в  их  стране,  но  и  конфликты  других  стран  (ср.,  напр.,  песни  западных  рок-групп,  посвящённые  Курской,  Сталинградской  и  Полтавской  битвам).

Итак,  военные  песни,  посвящённые  конкретным  событиям  той  или  иной  страны,  событиям  мировой  истории  присущи  как  западной  рок-музыке,  так  и  отечественной. 

 

Список  литературы:

  1. Рок-музыканты:  «Нет  войне!»  //  Dark-city:  ведущее  издание  в  тяжелой  музыке.  08.08.2013  [“лектронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://dark-city.ru/site/99-articles/2484-rok-muzykanty-planety-net-voyne.html  (дата  обращения  20.11.2014)/
  2. Тарасенко  Е.Н.  Тема  войны  в  рок-музыке  //  Россия  в  Отечественных  войнах.  Четвёртые  Всероссийские  историко-краеведческие  чтения  памяти  профессора  П.Е.  Матвиевского.  5—6  апреля  2012  г.:  сб.  статей.  Оренбург:  Изд-во  ОГПУ,  2012.  —  С.  289—292.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий