Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 февраля 2015 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТРАДИЦИОННЫЕ  БЛЮДА  СТАРООБРЯДЦЕВ  СЕЛА  КАМСКОЕ

Мартюшева  Варвара

Класс  10,  МБОУ  Камская  СОШ,  РФ,  Удмуртская  Республика,  Воткинский  район,  с.  Камское

Новоселова  Наталья  Юрьевна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  учитель  истории,  МБОУ  Камская  СОШ,  РФ,  Удмуртская  Республика,  Воткинский  район,  с.  Камское

 

 

Старообрядчество  —  это  религиозное  движение,  возникшее  в  XVII  в.  в  результате  раскола  Русской  православной  церкви,  произошедшего  из-за  церковной  реформы  Никона.  Оказавшись  под  запретом,  старообрядцы  вынуждены  были  приспосабливаться  к  условиям  гонений  и  выработать  свою  линию  поведения,  чтобы  защитить  собственный  уклад  и  свою  веру  [3,  с.  221].  Это  определило  обособленность  их  проживания,  замкнутость,  что  в  свою  очередь  способствовало  сохранению  древнерусской  культуры  XVI—XVII  веков,  в  том  числе  и  русской  национальной  пищи.  Культура  питания,  традиции  приготовления  пищи  бережно  охранялись,  сберегались,  прививались  детям,  чтобы  те  могли  передать  их  следующим  поколениям.

Таким  образом,  данное  исследование  актуально  в  свете  сохранения  культурного  наследия.  Кроме  того,  изучение  традиционной  кухни  старообрядцев  восполняет  пробелы  в  изучении  культуры  нашего  села,  а  также  этнографических  особенностей  его  отдельных  групп,  в  частности,  старообрядческого  населения.

Гипотезав  данный  исторический  период  рецепты  приготовления  традиционных  блюд  могут  сохраняться  и  передаваться  из  поколения  в  поколение.

Объект  исследования:  традиционная  культура  старообрядчества.

Предмет  исследования  —  традиционные  блюда  старообрядцев  села  Камское,  приготовляемые  в  русской  печи.

Хронологические  рамки  исследования  —  конец  XIX  —  начало  XXI  в.

Цель  исследования:  изучение  традиционных  блюд  старообрядцев  села  Камское,  приготовляемых  в  русской  печи. 

Задачи:  рассмотреть  культуру  питания  старообрядцев;  описать  традиционные  блюда  старообрядцев  села  Камское,  приготовляемые  в  русской  печи;  выявить  какие  факторы  способствуют  сохранению,  изменению  или  утрате  рецептов  традиционной  пищи. 

Методы  исследования:  работа  с  респондентами,  анализ  ресурсов  Интернет-сети,  анализ  литературы,  сравнение,  описание,  работа  со  справочным  материалом. 

Практическая  значимость:  материалы  исследования  используются  на  уроках  краеведения,  а  также  переданы  в  районный  архив  и  музей  Истории  и  культуры  г.  Воткинска. 

Источники  работы:  материалы  Центрального  государственного  архива  Удмуртской  Республики,  материалы  анкетного  опроса  старообрядческого  населения  (МАОСН).

На  территории  села  Камское  старообрядчество  существует  с  давних  пор.  В  1896  г.  здесь  проживало  55  старообрядцев  [1].  В  настоящее  время  на  территории  села  Камское  проживает  шесть  семей  старообрядцев,  общей  численностью  15  человек.

В  прошлом  для  старообрядцев  была  характерна  строгая  регламентация  повседневной  жизни,  направленная  на  изоляцию  и  ограничение  контактов  с  нестарообрядческим  населением  и  на  сохранение  древних  обычаев  и  обрядов.  Так,  старообрядцам  воспрещались  совместные  трапезы  с  мирскими:  питаться  они  должны  были  из  отдельной  посуды,  за  отдельным  столом.  Для  «мирских»,  пришедших  в  дом,  предназначалась  особая  посуда,  которая  хранилась  на  отдельной  полочке  или  в  шкафчике  [9].  Каждый  член  семьи  имел  личные  столовые  принадлежности  —  чашку,  кружку,  ложку.  Запрещалось  есть  с  помощью  вилок  (пища  —  Божий  дар,  нельзя  вилками  тыкать)  [6].  Принимали  пищу  два  раза  в  сутки  (днем  и  вечером).  Перед  трапезой  и  после  нее  совершали  молитву.  За  стол  садились  все  вместе.  Если  кто-то  опаздывал  на  обед  или  ужин,  оставался  голодным  до  следующего  приема  пищи.  Первым  начинал  трапезу  глава  семьи  [2;  3]. 

За  столом  полагалось  вести  себя  «чинно»:  нельзя  было  стучать  по  столу,  или  складывать  руки  на  стол  (стол  —  престол  Божий).  Считалось  непристойным  сидеть  нога  на  ногу  (бесы  вокруг  ног  увиваются).  Нельзя  было  болтать  ногами  (беса  качать).  Не  разрешалось  разговаривать  и  вертеться.  Выходить  из-за  стола  можно  было  только  после  того,  как  глава  семьи  прочтет  молитву.  Нельзя  было  употреблять  в  пищу  картошку,  сахар,  использовать  дрожжи,  пить  чай,  кофе,  вообще  использовать  покупные  продукты  [8].  Нельзя  было  употреблять  в  пищу,  попавшую  в  силки  (удавленную)  дичь,  мясо  коней,  медведей,  лебедей,  зайцев,  считая  его  «нечистым»  [7,  с.  137]. 

В  настоящее  время  из  пятнадцати  старообрядцев,  проживающих  в  селе  Камское,  только  четверо  имеют  свою  личную  посуду,  все  это  люди  пожилого  возраста.  Они  же  продолжают  пользоваться  во  время  еды  только  ложками.  Приему  пищи  также  обязательно  предшествует  молитва  и  ею  же  заканчивается  Правила  поведения  за  столом  как  отмечают  респонденты  стали  менее  строгими  (время  сейчас  другое).  Не  соблюдается  обычай  совместного  приема  пищи  [2;  3].

Кроме  повседневных  запретов  и  предписаний,  существовали  ограничения,  связанные  с  церковными  постами.  В  связи  с  этим  вся  повседневная,  праздничная  и  обрядовая  трапеза  старообрядцев  четко  делилась  на  скоромную  (молочно-яично-мясную)  и  постную  (растительно-грибную)  [9]. 

В  настоящее  время  процесс  приготовления  пищи,  как  и  в  прошлом,  сводится  к  варке  или  к  выпеканию  продуктов  в  русской  печи.  Кушанья  получаются  скорее  томлеными  или  полутомлеными-полутушеными,  отчего  приобретают  совершенно  особый  вкус.  Как  и  прежде  в  моей  семье  пекут  бездрожжевой  хлеб.  Дело  это  сложное  и  трудоемкое.  С  вечера  бабушка  готовит  закваску.  Для  этого  в  теплую  воду  кладут  изюм  и  ждут,  когда  он  закиснет,  затем  добавляют  ложку  ржаной  муки  или  пшеничной  муки  второго  сорта.  Когда  закваска  закиснет,  добавляют  воду,  муку,  соль.  Снова  ставят  квасить  в  теплое  место.  Затем  замешивают  тесто  и  ставят  в  теплое  место.  Когда  тесто  подойдет,  его  делят  на  крупные  гладкие  караваи  и  выпекают  в  печи  [2;  4].  Из  пшеничной  муки  высшего  сорта  по  праздникам  пекут  сдобные  калачи,  разборники,  оладьи,  блины,  пироги,  кулики,  шаньги.  А  какую  только  начинку  не  используют  для  пирогов:  мясную,  рыбную,  творожную,  овощную.  Пекут  их  с  яйцом,  кашей,  фруктами,  ягодами,  грибами,  изюмом,  горохом  [2;  3;  4;  5]. 

«Щи  да  каша  —  пища  наша»,  любила  приговаривать  моя  прабабушка.  Очень  часто  предки  готовили  пшенную  или  ячневую  кашу  с  тыквой  или  просто  тыквенную  на  молоке  [4].  Самой  дорогой  считалась  рисовая  каша.  Ее  ели  с  медом  и  топленым  коровьим  маслом  только  в  праздничные  дни  [2;  4;  5].  Гречневую,  пшеничную,  пшенную,  ячневую  кашу  с  тыквой  в  нашем  доме  ставят  в  печь  и  по  сей  день. 

Как  и  прежде  в  печи  приготовляют  различные  супы.  «Не  та  хозяйка,  что  красиво  говорит,  а  та,  что  хорошо  щи  варит»,  когда-то  учила  мою  маму  прабабушка  [4]. 

Одним  из  старинных  кушаний,  приготовляемых  в  нашей  семье,  является  кулага  ржаная.  Процесс  ее  приготовления  затягивается  на  несколько  суток.  Сначала  готовят  солод.  Для  этого  пророщенную  рожь  сначала  пропаривают,  затем  просушивают.  Из  просушенной  ржи  получают  ржаной  солод.  Готовый  солод  смешивают  с  ржаной  мукой  и  водой  до  консистенции  жидкой  сметаны.  Данную  смесь  переливают  в  чугунок  и  ставят  в  русскую  печь.  Утром  достают  из  печи  и  дают  немного  остыть.  В  получившуюся  смесь  добавляют  закваску  и  оставляют  до  утра.  Утром  снова  ставят  в  печь.  Готовая  кулага  получается  розовато-красного  цвета  со  сладковатым  привкусом.  Едят  готовую  кулагу  с  медом.  Иногда  в  кулагу  добавляют  калину,  получая  новое  блюдо  —  «калинницу»  [2;  4]. 

Из  молочных  продуктов  в  печи,  как  и  раньше,  готовят  топленое  молоко  и  творог.  Из  готового  творога  на  зиму  (когда  нет  молока)  готовят  сушеный  творог.  Используют  сушеный  творог  для  приготовления  похлебок,  больших  пирогов  с  капустой  (глухарей),  маленьких  пирожков  [2;  4;  5]. 

В  печи  готовят  мясо  и  рыбу.  Их  включают  в  первое  блюдо,  добавляют  в  качестве  начинки  в  пироги.  Из  свинины  и  говядины  в  печи  готовят  холодец.

С  давних  пор  готовят  в  печи  яблочные,  свекольные,  калежные,  морковные  паренки  [2;  3;  4].  Их  едят  в  качестве  десерта.

В  наше  время  всё  чаще  на  нашем  столе  появляются  блюда  зарубежной  кухни,  это  не  так  уж  плохо,  но,  принимая  эти  кулинарные  новшества,  мы  забываем  о  родной  национальной  кухне.  Рецепты,  которой  передавались  от  отцов  к  детям  и  определялись  местностью,  климатом  и  образом  жизни.  В  результате  исчезают  многие  старинные  рецепты,  национальные  традиции  и  способы  приготовления  традиционных  блюд.

Данное  исследование  было  посвящено  изучению  традиционных  блюд  старообрядцев,  приготовляемых  в  русской  печи.  Благодаря  проведенной  работе,  удалось  выяснить  следующее:

1.  Культура  питания  старообрядцев  села  Камское  была  основана  на  строгой  религиозной  регламентации.  Существовало  множество  предписаний  и  запретов.  В  настоящее  время  ряд  запретов  и  строгих  правил  утратили  свое  значение.  Кроме  того,  степень  строгости  выполнения  существующих  и  поныне  предписаний  и  запретов  зависит  преимущественно  от  возраста  человека  и  степени  религиозности  семьи.

2.  У  старообрядцев  села  Камское  сохраняются  традиционные  блюда  русской  национальной  кухни. 

3.  На  рацион  ежедневного  питания  и  распорядок  потребления  пищи  огромное  влияние  оказывает  религия.

4.  Сохранению  традиционных  блюд,  приготовляемых  в  русской  печи,  способствуют  религиозные  воззрения  старообрядцев,  их  стремление  сохранить  память  о  предках. 

5.  Изменения,  происходящие  в  социально-экономической  жизни  села,  коснулись  и  традиционного  рациона  старообрядцев.

На  основании  всего  вышеизложенного  можно  сделать  вывод,  что  выдвинутая  нами  гипотеза  о  том,  что  в  данный  исторический  период  рецепты  приготовления  традиционных  блюд  могут  сохраняться  и  передаваться  из  поколения  в  поколение  –  верна. 

 

Список  литературы:

  1. ЦГА  УР.  Ф.  245.  Оп.  2.  Д.  1373.  Л.  315. 
  2. МАОСН,  2013;  с.  Камское,  Воткинский  район  УР.  Ильина  З.Е.,  1953  г.р.,  уроженка  д.  Костоваты  Воткинского  района,  жительница  с.  Камское.
  3. МАОСН,  2013;  с.  Камское,  Воткинский  район  УР.  Лежнева  К.З.,  1933  г.р.,  уроженка  д.  Заболотово,  жительница  с.  Камское.
  4. МАОСН,  2013;  с.  Камское,  Воткинский  район  УР.  Мартюшева  Е.Н.,  1971  г.р.,  уроженка  с.  Камское,  жительница  с.  Камское.
  5. МАОСН,  2013;  с.  Камское,  Воткинский  район  УР.  Маурина  Н.В.,  1946  г.р.,  уроженка  Кировской  области,  жительница  с.  Камское.
  6. Некоторые  особенности  питания  старообрядческого  населения  Нижней  Печоры  в  XX  в.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ehu.by/content/nekotorye-osobennosti-pitaniya-staroobryadcheskogo-naseleniya-nizhnei-pechory-v-xx-veke?page=0,1  (дата  обращения  18.02.2013). 
  7. О  своей  земле,  своей  вере,  настоящем  и  пережитом  в  России  XX—XXI  вв.  М.:  «Индрик»,  2012.  —  472  с.
  8. Особенности  культуры  и  быта  старообрядцев  Тувы.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.anti-raskol.ru/pages/1804  (дата  обращения  20.02.2013).
  9. Чувьюров  А.А.  Пищевые  предписания  и  запреты  в  религиозно-обрядовой  культуре  коми  старообрядцев-беспоповцев.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/130-1-0-1201  (дата  обращения  20.02.2013).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий