Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 февраля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОЦЕНКА  РОЛИ  ПЕЙЗАЖА  В  РАСКРЫТИИ  ОСНОВНОЙ  ТЕМЫ  «ДОНСКИХ  РАССКАЗОВ»  М.А.  ШОЛОХОВА

Ананьина  Анастасия

11  класс,  школа  №  6,  РФ,  г.  Новый  Уренгой

Ратникова  Инна  Эдуардовна

научный  руководительучитель  русского  языка  и  литературы,  школа  №  6,  РФ,  г.  Новый  Уренгой

E-mailviklat@yandex.ru

 

Введение.

В  основе  нашей  работы  лежит  исследование  пейзажа  в  «Донских  рассказах»  М.А.  Шолохова.  Анализ  особенностей  и  своеобразия  языка  автора  как  средства  раскрытия  основной  проблемы,  которая  пронизывает  все  произведения  сборника.  Рассматривая  пейзаж  в  рассказах  М.  Шолохова,  обращаем  внимание  на  то,  как  автор,  изображая  состояние  и  изменение  природы,  выражает  свой  протест  гражданина  и  писателя  против  унижения  и  уничтожения  человека.

Предмет  исследования  —  изображение  пейзажа  как  средства  сопереживания  человека  и  природы.

Цель  работы:  познание  диалектики  развития  природы  и  определение  ее  роли  в  описании  трагических  противоречий  XX  века.

Задачи:

·     Анализ  влияния  природы  на  человеческие  души.

·     Определение  изобразительно-выразительные  средств  языка,  используемых  автором,  при  передаче  состояния  природы.

·     Оценка  формы  воплощения  авторской  позиции  через  описание  природных  взаимодействий.

Методы  исследования:  теоретическое  изучение  проблемы  по  литературным  источникам;  анализ  изобразительных  средств,  использованных  М.  Шолоховым:  особенностей  метафор,  сравнений,  олицетворений,  эпитетов,  описания  цветовой  гаммы. 

Актуальность  темы  заключается  в  интересе  людей  к  прочтению  художественных  произведении.  Исходя  из  этого,  осмелюсь  предположить,  что  большинство  людей  обращают  внимание  на  какие-то  конкретные  детали,  в  данном  случае,  на  описание  природы  в  художественных  произведениях,  и  ее  влияние  на  смысл  произведения  в  целом.  Нам  предстоит  дать  оценочное  суждение  роли  природы  в  произведениях  М.А.  Шолохова  «Донские  рассказы».  В  этих  произведениях  за  основу  взята  антивоенная  тематика  и  жизнь  обычных  граждан  во  время  Гражданской  войны. 

Гипотеза  исследования:  Я  предполагаю,  что  описание  природных  условий  в  произведениях  является  чем-то  большим,  чем  просто  фоном  для  красивого  восприятия  текста.  На  мой  взгляд,  роль  пейзажа  достаточно  значима,  и  является  важным  звеном  в  создании  произведения,  и  дает  наиболее  полное  представление  о  мыслях  автора,  изложенных  в  тексте.

  Целью  нашего  анализа  описания  пейзажа  в  финальных  сценах,  начиная  с  самых  ранних  рассказов:  «Родинка»,  «Продкомиссар»  и  др.  является  оценка:  какой  из  рассказов  носит  более  оптимистичный  характер,  а  какой  более  трагичный.  Мы  сравниваем  пейзаж  в  начале  рассказа  и  в  его  финале,  для  того,  чтобы  установить  диалектику  развития  основной  проблемы,  находящейся  в  основе  творчества  М.  Шолохова.  В  результате  исследования  нам  удалось  установить,  что  каждый  из  рассказов  —  это  предостережение  писателя,  это  укор  человеку,  развязавшему  войну  и  ввергнувшему  в  нее  тот  мир,  в  котором  он  живет,  который  он  любит,  который  дал  ему  (человеку)  жизнь.  Для  многих  поколений  творчество  М.  Шолохова  долгое  время  еще  будет  оставаться  загадочным  явлением.

Основная  часть.

Вот  уже  более  полувека  его  творчество  вызывает  восхищение,  потрясение  и  удивление.  Каким  образом  автор,  не  имеющий  даже  полного  образования,  сумел  проникнуть  в  диалектику  природы  и  глубокий  смысл  трагических  противоречий  века?  Как  он  мог  передать  тончайшие  движения  человеческой  души  в  неразрывной  связи  с  природой  и  открыть  такие  истины,  которые,  казалось,  по  плечу  только  сотням  и  тысячам  ученых-историков,  философов,  психологов,  а  не  одному  простому  человеку.  В  «Донских  рассказах»  М.  Шолохов  показал  взаимоотношения  человека  с  окружающей  средой,  показал  ту  самую  неразрывную  связь,  которая  способна  спасти,  предупредить  людей  об  опасности  совершаемых  ими  действий.  Природа  сопереживает  вместе  с  человеком,  и  если  страдает  хоть  какое-то  живое  существо,  то  природа  сопереживает  вместе  с  ним.

  Например,  в  рассказе  «Родинка»  вначале  дается  описание  природы,  окружающей  среды.  Тревожное  ощущение,  тяжелая  жизнь  и  царящий  вокруг  хаос  переданы  в  нескольких  строках:  «…Хата,  где  квартирует  Николка,  стоит  на  яру  с  Доном.  Из  окон  видно  зеленое  расплескавшееся  Обдонье  и  вороневую  сталь  воды.  По  ночам  в  бурю  волны  стучатся  под  яром,  ставни  тоскуют,  захлебываясь,  и  чудится  Николке,  что  вода  вкрадчиво  ползет  в  щели  пола  и,  прибывая,  трясет  хату…»  [2,  с.  67].  Немного  позже;  перед  самой  встречей  сына  Николки  с  отцом  описание  природы  резко  изменяется:  «За  перелеском  кто-то  взвыл  по-звериному  и  осекся.  Солнце  скрылось  за  тучей,  и  на  степь,  на  шлях,  на  лес,  ветрами  и  осенью  обтерханной,  упали  плывучие  тени».  Сама  природа  словно  возвестила  о  надвигающейся  трагедии.  Николка  убит  своим  же  отцом,  не  подозревающий  о  том,  что  это  его  сын.

  В  другом  рассказе  —  «Пастух»  —  показано,  как  тяжело  живется  Григорию  и  его  сестре  Дунятке.  Начинается  рассказ  с  описания  пейзажа:  «Из  степи,  бурей,  выжженной  солнцем,  с  солончаков,  потрескавшихся  и  белых,  с  восхода  —  шестнадцать  суток  дул  горячий  ветер.  Обуглилась  земля,  травы  желтизной  покоробились,  у  колодцев,  густо  просыпанных  вдоль  шляха,  жилы  пересохли;  а  хлебный  колос,  еще  не  выметавшийся  из  трубки,  квело  поблек,  завял,  к  земле  нагнулся,  сгорбатившись  по-стариковски».  По  мнению  автора,  устала  переносить  земля  бремя  войны,  удерживать  на  себе  миллионы  мертвых  тел.

Пейзаж  у  М.  Шолохова  показан  глазами  казака,  который  живет  на  этой  земле,  любит  эту  землю,  работает  на  этой  земле;  для  которого  эта  земля  и  поилица,  и  кормилица.  Она  вскормлена  потом  и  кровью.  «  …Небо  поблекло.  Росой  медвяной  и  знобкой  вспотела  трава.  Из-за  Дона,  с  песков  лимонных,  сыпучих,  утро  зашагало»  («Коловерть»)  [2,  с.  45].  Или,  «а  над  землей,  разомлевшей  от  дождей  весенних,  от  солнца,  от  ветров  степных,  пахнущих  чабрецом  и  полынью,  маревом  дымчатым,  струистым  плыл  сладкий  запах  земляной  ржавчины,  щекотный  душок  трав  прошлогодних,  на  корню  подопревших».  «По  степи,  приминая  низкорослый,  нерадостный  хлеб,  плыл  с  востока  горячий  суховей.  Небо  мертвенно  чернело,  горели  травы,  по  шляхам  поземкой  текла  седая  пыль,  трескалась  выжженная  солнцем  земляная  кора,  и  трещины,  обугленные  и  глубокие,  как  на  губах  умирающего  от  жажды  человека,  кровоточили  глубинными  солеными  запахами  земли»  («Обида»).

В  некоторых  рассказах  присутствует  значительное  число  эпитетов,  которые  в  сочетании  представляют  собой  оксюморон:  «…жизнерадостный  строчащий  звук  пулемета».  Это  указывает  на  противоестественность  всего  происходящего.  Именно  эти  изобразительно-выразительные  средства  языка  позволяют  воссоздать  горестный  облик  земли,  страдающей,  от  этого  кровопролития.  Важен  в  описании  пейзажа  и  прием  цветовой  палитры:  «зеленое  марево»,  «белесые  блестки  озер»,  «седое  море».  Эти  цвета  помогают  «увидеть»  и  прочувствовать  живописную  природу,  богатую  красками  и  различными  оттенками,  природу,  часто  изменяющуюся,  но  и  в  то  же  время  остающуюся  постоянным  спутником  человека  на  протяжении  всей  его  жизни.  Иногда  пейзаж  у  Шолохова  обозревает  просторы  как  бы  с  высоты:  то  мы  видим  степь,  Дон,  то  это  пейзаж  какой-то  станицы,  хутора.  «…  Широка  степь  и  никем  не  измерена.  Много  по  ней  дорог  и  проследков.  Темней  темного  ночь  осенняя,  а  дождь  следы  лошадиных  копыт  начисто  смоет…».  Автор  раскрывает  здесь  неизмеримые  просторы  родной  земли.  В  этих  строках  скрыта  надежда  на  совершенно  иное  будущее.  Все  забудется,  земля  успокоится,  а  жизнь  будет  продолжаться.

«Два  лета  подряд  засуха  дочерна  вылизала  мужицкие  поля.  Два  лета  подряд  жестокий  восточный  ветер  дул  с  киргизских  степей,  трепал  порыжелые  космы  хлебов  и  сушил  устремленные  на  высохшую  степь  глаза  мужиков  и  скупые,  колючие  мужицкие  слезы…»  —  так  начинается  рассказ  «Алешкино  сердце».  Земля  описана  такой  же  «худой»  и  «измученной»,  как  сам  герой  рассказа  Алешка,  пухнувший  с  голоду.  Смерть  сестренки,  убийство  старшей  Поли,  смерть  матери  —  такую  тяжкую  участь  пришлось  пережить  Алешке.  И  только  встреча  с  политкомом  Синицыным  изменила  его  жизнь  [1,  c.  34].

Меняется  и  пейзаж:  «…За  прогоном,  за  зеленой  стеной  шуршащих  будыльев  кукурузы  отцвело  жито.  Колос  вспух  и  налился  ядреным  молочным  зерном…».  Рождается  новая  жизнь,  восполняющая  потерянные  силы.  Теперь  Алешка  —  не  простой  мальчишка,  он  вырос  и  стал  возмужавшим,  крепким  парнем,  способным  совершать  подвиги  ради  своей  земли,  страдающей  некогда  вместе  с  ним.

В  строках  еще  одного  произведения,  вошедшего  в  цикл  «Донские  рассказы»,  единственной  повести  «Путь-дороженька»  мы  видим  умение  автора  в  мельчайших  деталях  описать  родные  просторы,  передать  восхищение  красотой  природы,  ее  чувственность  к  человеческим  переживаниям  и  страданиям:  «  Вдоль  Дона  до  самого  моря  степью  тянется  Гетманский  шлях.  С  левой  стороны  шляха  —  пологое  песчаное  Обдонье  —  зеленое  чахлое  марево  заливных  лугов,  изредка  белесые  блестки  безымянных  озер;  с  правой  —  лобастые  насупленные  горы…».

Заключение.

По  нашему  мнению,  М.  Шолохов  постоянно  подчеркивает,  что  сама  природа  противится  тому  негативному,  что  происходит  в  разумном  человеческом  мире.  Например,  в  финале  рассказа  «Кривая  стежка»  мы  видим,  как  главный  герой,  «  …припадая  к  маленькому,  неподвижному  телу,  калачиком  лежавшему  на  земле,  завыл  долгим  и  тягучим  волчьим  воем.  А  от  станицы  уж  бежали  казаки,  махая  копьями,  и  рядом  с  передними  бежала,  вьюном  вилась  шершавая  собачонка.  Повизгивая,  прыгала  вокруг  и  все  норовила  лизнуть  его  в  самую  бороду».  Сама  природа  словно  пытается  остановить  людей  —  что  же  вы  делаете…,  война  не  выход…,  она  погубит  всех  вас…

 

Список  литературы:

  1. Бирюков  Ф.Г.  Художественные  открытия  Михаила  Шолохова.  М.:  Современник,  1995.  —  412  с.
  2. Шолохов  М.А.  Донские  рассказы.  Красноярск.:  Речь,  1997.  —  156  с.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.