Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 29 января 2013 г.)
Наука: История
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПО СЛЕДУ ДВУГЛАВОГО ОРЛА
Ермаков Дмитрий
класс 7 МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томской области
Прохорова Наталья Алимовна
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель истории в МБОУ «Нелюбинская СОШ»
Первоначально была сформулирована цель работы как «Сбор и систематизация исторических материалов о гербе Российского государства». Я начал искать и изучать, все, что написано об историческом появлении герба на Руси, и постепенно известная версия о византийской принцессе, подарившей герб Ивану III как приданное, стала не такой простой и понятной. Появилось много новых фактов, связанных с самим символом герба — двуглавым орлом. И мы поменяли цель исследования, определи ли ее как
Цель:
Изучение исторических фактов и материалов, раскрывающих смысл и суть герба, а так же причины его принятия Московским государством.
Задачи:
1. Изучить историю появления символа — двуглавый орел.
2. Изучить различные гипотезы о роли символа в истории Византии.
3. Изучить появление символа в Европе и в России.
4. Ответить на вопрос — почему двуглавый орел появился на гербе молодого московского государства.
Актуальность:Углубление знаний об истории своей Родины всегда актуально.
Новизна: Мы не будем полагаться только на официальные и известные версии, а раскроем и другие т. з. на появление данного символа в русском гербе. В работе представлены различные версии причины принятия данного символа, а также связь этого символа с древней историей и древними мифами.
Для решения поставленных задач я пользовался в основном материалами исторических сайтов, в. ч. и для чтения исторических источников. Моя работа носит исследовательско-реферативный характер, т. к. я искал различную информацию, продумывал ее совместно с учителем, анализировал и выбирал наиболее важное и интересное для меня.
Основная часть.
Первая информация-официальная версия на которую я наткнулся в интернете
Появление собственного герба в России связано с образованием свободного независимого государства в северо-восточной Руси — Великого княжества Московского.
XV-век. Турция уничтожила древнюю Византию и захватила святой Константинополь
армия величайшего из турецких владык, беспощадного султана Магомета II стала угрожать Италии и самому Ватикану. В конце концов взор папы обратился к христианской Москве, к великому князю Ивану III Софья привезла в Москву дух великой итальянской культуры. Но главным приданым Софьи стал герб Византии — золотой двуглавый орел на печати последнего императора, которую получил Иван III из рук жены.
Основная мысль — преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Новым Третьим Римом и является Москва. — Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; женитьба царя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) — всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба [1]. Все эти размышления появились в XVI—XVIIвеках, а если сравнить факты, то получается: Свадьба состоялась в 1472 году. Логично предположить, что изображение двуглавого орла должно было стать символом Московского государства в первые годы после брака. Этого не произошло. С уверенностью можно утверждать, что до 1478 года на печатях Ивана III такой символ ни разу не использовался. Только в 1497 году у великого князя появляется печать с изображением двуглавого орла. Причем печать разделена на две стороны, и они не связаны.
Из истории символа:
Двуглавый Орел — одна из древнейших геральдических фигур. В появлении двуглавого орла как символа еще очень много неясного. Известно, например, что он изображался в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства (это Малая Азия). Прочитав эту информацию, я постарался узнать о древнем народе — Хетты. Из доступной информации я понял, что это был великий народ, воевавший с самой сильной цивилизацией того времени — Египтом и побеждавшем ее. Хетты имели влияние и древнегреческий народ. Вот Хеттская символика — Двуглавый орел несет в своих когтях зайцев [4]. В хеттских странах почитался бог Тешуб, В эпоху образования Хеттского государства Тешуб превратился в бога-покровителя царя, государства и царской власти.
На сохранившемся рельефе царской усыпальницы в руинах Хаттуса видно, что Бог грозы со своей свитой встречается с царем хеттов, они идут по изображению двуглавого орла [4]. Фантастические звери и птицы служат своеобразными подножиями богопочитаемых персонажей.
Я нашел следующую информацию.
Древнейший миф о космическом яйце, расколовшимся на две одинаковые части — земную и небесную, и тем самым положившем начало мирозданию, засвидетельствовал постижение человеком двойственности окружающего его мира — единого, но состоящего из множества противоположностей [4].
Еще ранние земледельцы эпохи бронзы выражали эту двоичность годового цикла знаком двух солнц (летнего и зимнего), Но нераздельность состоящего из двух противоположных половин годового цикла приобрела еще большую выразительность в символике двух противообращенных голов единого мифологического существа — зверя или птицы, сопровождающего солнечный диск.
На Европейском континенте древнейшее изображение двуглавой птицы было найдено в Верхнем Поволжье [4] (Спицын, 1902). Оно датируется первым тысячелетием до Р. Х, среди каких неизвестных нам племен тогда бытовал культ птицечеловечества, двойственная природа которого символизировалась двуглавием птицы, вместившей в себе человека?
Первые раннесредневековые изображения двуглавой птицы непосредственно в Малой Азии появились на рубеже X и XI веков. Вытканная на византийской парче птица со сдвоенной головой держит в когтях двух львов (как на рельефе из Аладжахейюка), что позволяет видеть в ней наследницу как хеттской, так и ахаменидской традиции IV века до н. э.
Но гораздо более заметным явлением оказалось распространение двуглавого орла в различных государствах Западной Европы в XII—XIII веках, обусловленное участием массы феодалов и их вассалов в Крестовых походах [2].
Раннесредневековые одиночные изображения двуглавой птицы оказались обнаруженными, в дружинном искусстве Балтийского региона Они свидетельствуют о существовавшем в IX—X веках обычае принесения в жертву языческим божествам птицы (ворона или петуха) и запечатлели последний этап этого культового действа. Распластанную птицу с головой, рассеченной одним ударом от клюва до основания шеи, крепили к столбу или стене святилища. Но облик двуглавого орла не претерпел каких-либо принципиальных изменений, зато приобрел новое значение. Он стал наследственным знаком высокого происхождения, но еще не гербом конкретного княжеского или императорского рода. И на Руси, и в Византии, куда одиночный двуглавый орел мог попасть вместе с наемной варяжской дружиной, он продолжал оставаться скорее декоративным мотивом, нежели самостоятельной светской эмблемой [4]. Итак я увидел, что в истории пока нет точных знаний о двуглавом орле. То ли этот символ появился как древнехеттский или пришел с варягами в Византию. Но ясно, что в Как на хеттских рельефах II тысячелетия до Р. Х., так и на средневековых византийских изображениях двуглавый орел олицетворял высокое происхождение отмеченных им персонажей, но не их личностные отличительные свойства.
Когда Орел становится символом Византии
Для личностных отличительных черт у хеттов сложилась система царских гербов, а императоры Византии пользовались именными монограммами. За тысячелетие своего существования монограммы императоров традиционно оставались вписанными в круг начальными буквами собственного имени императора и его династии. И только последние императоры из династии Палеологов стали помещать именной медальон на груди двуглавого орла, что опять-таки не сделало его византийским гербом. Произошло это в XIII веке. На одном из греческих островов — Паросе, сохранился храм Пресвятой Богородицы, в нем есть плита, украшенная резным изображением двуглавого орла. Здесь было родовое гнездо Палеологов, Софья воспитывалась в этом храме и у нее двуглавый орел был скорее символом церкви, чем государства. Можно предположить, что этот герб воспринимался как христианский символ [3].
Следующая теория — это германская. Известно,что император Священной римской империи получал титул от папы Римского, здесь же он получал и герб — двуглавый орел, но в XV веке. Великий князь Владимирский Василий II Тёмный посадил в тюрьму митрополита Московского Исидора (ум. 1463), за то, что тот подписал текст унии (с католической церковью). Такой же твёрдостью в вопросах веры отличался и его сын Иван III. Он отказался от короны, посланной римским папой, отказался от титула императора, предложенного римским (германским) посланцем Н. Поппелем в 1488 году. С 1493 по 1508 трон римского императора был свободен, но и этим привлекательным шансом великий князь не воспользовался. Если Иван III не захотел стать императором, то и герб императора ему был не нужен [2].
Позднее герб России действительно был заимствован у Священной Римской империи (об этом красноречиво говорит принцип расположения гербов владений на крыльях орла), но это событие произошло в конце XVII-го, а не XV-го века. Пётр I ввёл в России новою геральдическую систему, взяв за основу европейскую символику [1].
Итак, общие выводы, которые можно сделать:
1. Теория первая. Софья Палеолог привезла Ивану III изображение двуглавого орла из Мореи, откуда была сама родом. Тут есть некоторые несоответствия. В самой Византии он не был государственным гербом — лишь одним из символов православной страны и лишь у Палеологов он становиться родовым знаком. А принимать символ Государю Всея Руси, не «по чину». К тому же на четверть века позже женитьбы, что наводит на мысль о других причинах появления орла.
2. Теория немца М. Хелльмана. Иван III заимствовал двуглавого орла с печати императоров Священной Римской империи. Но копировать символ державы, с которой он хотел встать вровень — сомнительный авторитет. Использование тонкостей в геральдическом изображении орла — не более.
3. Теория А.Г. Силаева. Двуглавый орел был известен на Руси и ранее. Его изображение использовалось в народных узорах, на княжеских бляхах, на щитах. Орел — символ Перуна, защитник князя и княжеской дружины еще с языческих (ведических) времен. Двуглавый орел также изображался на монетах монгольского хана Джанибека в сер. XV в. и монетах тверского князя Михаила Борисовича в 70-х гг. XV в. Любопытно, что именно в 70-х гг. XV в. в титуле Ивана III появляется «и Великий князь ... Тверской». Есть предположение, что двуглавый орел был символом Черниговских князей в X—XII веках. Его изображение вырезано на турьем роге, найденом при раскопках княжеского захоронения X века, а также на стенах усыпальницы черниговских князей — Черниговского Борисоглебского собора 1123 г. Когда Чернигов находился под властью Польши ему пожалован герб — двуглавый орел под одной короной. Возможно, он возник в связи с древним прототипом.
Заключение.
Использование двуглавого орла, как императорского в Священной Римской империи могло лишь подтолкнуть Ивана III к мысли принять его как государственный символ Московской Руси. Не имея русских корней (довод старинного использования) он возможно и не прижился бы. У него были альтернативы: Владимирский лев или просто Георгий Победоносец. Ведь у Ивана III орел лишь на оборотной стороне печати, т. е. занимал второстепенное положение. Зная серьезное отношение к символу государства Ивана III, можно предположить, что этот вопрос рассматривался со всех сторон, а не с одной какой-либо.
Только при Иване IVгерб обретает тот смысл ,который мы вкладываем в него сегодня.
Кажущееся сегодня общепринятым геральдическим приемом помещение меньшей эмблемы в центр более крупной фигуры явилось буквальным графическим воплощением религиозно-философской модели «Москва — Третий Рим», причем композиционная и смысловая основа такого наложения черпалась в XVI веке из иконописания, а не из неведомых в ту пору геральдических справочников [5]. И сам издревле известный на Руси двуглавый орел наконец приобрел ярко выраженное национальное звучание благодаря воспринятому от Византии праотеческому религиозному содержанию. Но как бы ни был знаменит и славен геральдический двуглавый орел, его мифологический прототип не исчез из народной русской жизни. Оставаясь вплоть до конца XIX века торжественным мотивом северорусских крестьянских вышивок, служил для украшения храмовых терракотовых и поливных изразцов.
О геральдических судьбах двуглавого орла написано немало книг и научных статей, однако многие грани его загадочной формы и многозначного содержания предстоит еще открыть и заново переосмыслить.
Список литературы:
- Лакиер А.Б. «Русская геральдика», С-Пб., 1885 г., переиздана: Москва, 1990 г. Стр 3981.
- Лебедев В.А. «Державный орел России», М., 1997 г. Стр. 247
- Лихачева В.Д. «Византийская миниатюра», М. 1977 г. Наука и жизнь № 9, 1993 г.
- Силаев А.Г. «Истоки русской геральдики», М., 2002 г.; стр. 306 [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.silaev-ag.ru/public/adel_1
- Символика Московской Руси [электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.gerb.bel.ru/pages/russia/r_mockov.htm
дипломов
Оставить комментарий