Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТРАДИЦИОННАЯ  ОДЕЖДА  СТАРООБРЯДЦЕВ

Мартюшева  Варвара

класс  8,  МБОУ  Камская  СОШ,  Воткинский  район  с.  Камское,  Удмуртия

Новоселова  Наталья  Юрьевна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  преподаватель  истории,  МБОУ  Камская  СОШ

 

Старообрядчество  —  это  религиозное  движение,  возникшее  в  XVII  в.  в  результате  раскола  Русской  православной  церкви,  произошедшего  из-за  церковной  реформы  Никона. 

На  территории  села  Камское  старообрядчество  существует  с  давних  пор.  В  настоящее  время  здесь  проживает  6  семей  старообрядцев,  общей  численностью  15  человек.  Все  мои  предки  были  старообрядцами.  До  сих  пор  в  нашей  семье  бережно  хранятся  женские  старообрядческие  костюмы,  которые  принадлежали  моей  прабабушке  —  Ильиной  Татьяне  Ивановне  и  моей  бабушке  Ильиной  Зинаиде  Евсеевне.  Перебирая  вещи  в  старом  сундуке,  мне  захотелось  подробнее  узнать,  в  чем  ходили  мои  предки.

Данное  исследование  актуально  в  свете  сохранения  культурного  наследия.  Кроме  того,  изучение  традиционной  одежды  старообрядцев  восполняет  пробелы  в  изучении  культуры  нашего  села,  а  также  этнографических  особенностей  его  отдельных  групп,  в  частности,  старообрядческого  населения.

Для  старообрядцев  весьма  характерны  глубина  веры,  большая  религиозность,  преданность  старым  заветам,  приверженность  традициям  и  обрядам  в  жизни  в  быту.  В  каждой  семье  из  поколения  в  поколение  передавалось,  какую  одежду  носить  в  будни,  какую  по  воскресеньям,  в  престольные  праздники,  на  свадьбу,  при  сборе  урожая,  по  случаю  похорон  и  траура.  Поэтому  по  своему  назначению  одежда  подразделялась  на  повседневную,  праздничную,  и  обрядовую  [3].  Различались  мужской  и  женский  костюмы  [1].

Всю  одежду  называли  словом  лопоть  [3].  Материалом  для  одежды  служили  ткани  домашнего  производства:  льняные  холсты,  сукно  из  овечьей  шерсти.  В  начале  XX  в.  для  пошива  одежды  стали  использовать  покупную  ткань.  Помимо  ткани  для  изготовления  одежды  использовали  кожу,  овчину,  мех  [7,  с.  145].

Праздничное  платье  по  покрою  за  немногими  исключениями  было  одинаково  с  повседневным  и  отличалось  лишь  цветом  и  наличием  вышитых  и  вытканных  узоров  [3].

Комплект  одежды  девушки  и  женщины  назывался  перемена.  В  перемену  входили  рубаха-становина,  сарафан,  фартук,  пояс  и  головные  уборы  [1].  Рубаха-становина  состояла  из  двух  частей:  тонкой  верхней  части  –  рубахи  и  нижней  более  грубой  —  становины.  Повседневные  рубахи  обязательно  шились  из  темного  материала.  Праздничные  рубахи  были  более  светлых  тонов  и  могли  быть  шелковые.  Их  украшали  вышивкой,  шитьем  [7,  с.  153].

Поверх  рубахи-становины  надевался  сарафан.  Сарафаны  были  двух  видов:  «клинчатик»  и  «борчатник».  «Клинчатик»  представлял  собой  косоклинный  холщовый  сарафан  без  борок.  В  настоящее  время  используется  как  обрядовая  одежда  для  молений.  «Борчатник»  состоял  из  двух  прямых  полос  и  боковых  клиньев,  собираемых  по  верхнему  краю  в  складки-пластики  или  боры  [3].

Обязательной  принадлежностью  женского  костюма  были  фартуки.  Их  называли  запонами. 

Важной  частью  костюма  являлись  головные  уборы.  Девушки  в  будни  носили  ленточку  и  платок.  По  древнему  обычаю  замужней  женщине  нельзя  было  показываться  на  людях  простоволосой.  Это  считалось  большим  грехом.  Прабабушка  носила  на  голове  повойник  —  мягкую  шапочку  из  ткани,  имевшую  различную  форму,  но  большей  частью  с  круглым  или  овальным  дном,  околышем  и  завязками  сзади.  Татьяна  Ивановна  называла  его  «чехлушкой»  Носили  также  платки  и  шали  —  шелковые  или  шерстяные,  с  кистями  [5].

Важной  деталью  женского  костюма  был  пояс.  Носить  пояс  нужно  было  постоянно,  во-первых,  как  оберег,  а  во-вторых,  как  символ  веры.  Существовало  несколько  видов  поясов:  кушаки,  покромки,  тельники  [7,  с.  169].  Нижнее  белье  не  носили. 

На  ногах  носили  недлинные,  до  колен  или  чуть  выше,  вязаные  из  льняной  или  шерстяной  нити  чулки-«поголешки»  [3].  Самой  распространенной  обувью  были  лапти,  которые  плели  из  лыка.  В  осеннюю  пору  надевали  лыковые  бродни.  Зимой  носили  валенки.  По  праздникам  в  начале  XX  в.  уже  носили  купленные  ботинки  [4]. 

Повседневной  верхней  женской  одеждой  были  зипуны  из  домашнего  сукна  и  легкие  холщевые  шабуры.  Зимней  верхней  одеждой  были  шубы  и  тулупы  [2]. 

Мужской  костюм  состоял  из  рубахи-косоворотки,  пояса,  портов,  кафтана,  головного  убора  и  обуви  —  лаптей  или  сапог.  Будничные  рубахи  шили  из  домотканого  холста  темных  цветов.  Праздничные  рубахи  из  тонкого  холста  более  светлых  тонов.  В  начале  XX  в.  мужские  рубахи  стали  шить  из  покупного  материала.  Непременной  частью  мужской  одежды  был  тканый,  витой,  плетеный,  вязаный  пояс.  Узким  тельником  подпоясывали  рубахи,  кушаком  верхнюю  одежду.  Мужчины  завязывали  пояс  на  левой  стороне  [7,  169].

Носили  неширокие  штаны  —  порты.  Будничные  шили  из  грубой  холщовой  или  шерстяной  ткани,  а  праздничные  —  из  высококачественной  шерсти  черного,  серого,  синего  цветов  [7,  164].  Под  штанами  в  холодное  время  года  мужчины  носили  подштанники  [3]. 

Верхняя  мужская  одежда  практически  не  отличалась  от  женской  и  имела  различные  названия:  зипун,  шабур,  шуба  тулуп  и  др.  Мужские  головные  уборы  без  особых  изменений  сохранялись  на  протяжении  длительного  времени.  Летом  и  в  межсезонье  головы  покрывали  валяными  шля­пами,  а  зимой  носили  треухи  —  меховые  шапки  с  наушниками  [7,  146]

В  повседневные  дни  на  ногах  носили  удобные  и  легкие  лапти.  С  лаптями  обычно  носили  онучи  —  длинные  узкие  полосы  из  ткани.  В  праздники  надевали  сапоги,  зимой  —  валенки  [4].

Детская  одежда  была  одинакова  для  девочек  и  для  мальчиков  и  состояла  из  одной  длинной,  до  пят,  полотняной  рубахи.  Рубашки  для  детей  6—8  лет  шили  из  холста  или  ситца.  Бывало  и  такое,  что  «взрослую»  одежду  дети  получали  только  перед  женитьбой  или  замужеством  [6]. 

Обрядовую  погребальную  одежду  шили  заранее  из  белого  домотканого  холста  вручную,  суровыми  нитками,  без  узлов,  иголкой  вперед.  Для  изготовления  погребальной  одежды  использовали  белую  льняную  ткань.  Сейчас  используют  покупную  бязь. 

  Женская  погребальная  одежда  состоит  из  длинной  рубахи,  платка-повязухи,  пояса-светильни  и  савана. 

Мужская  погребальная  одежда  состоит  из  рубахи,  штанов  и  савана.  Пояс,  платок,  светильную  нитку  на  кресте  завязывают  иначе,  чем  при  жизни  —  не  прямым  узлом,  а  косым.  В  левую  руку  обязательно  кладут  лестовку 

Чем  дальше  идет  время,  тем  труднее  представить  себе,  какой  была  одежда  раньше,  тем  сложнее  её  исследование  и  познание.  Время  неуклонно  стирает,  искажает  и  уничтожает  её,  а  непрерывный  процесс  физического  износа  неотвратимо  сужает  круг  уцелевших  предметов  одежды.  А  вслед  за  этим  сужаются  наши  возможности  глубокого  и  разностороннего  познания  традиционного  наследства  наших  предков  [3]. 

Изучив  традиционную  одежду  старообрядцев  села  Камское,  я  выяснила  следующее:

1.  У  старообрядцев  села  Камское  до  сих  пор  сохраняются  элементы  северорусского  комплекса  национальной  одежды. 

2.  Под  влиянием  социально-экономических  и  политических  изменений  произошедших  в  обществе  и  стране  многие  виды  традиционной  одежды  перестали  бытовать  в  современной  жизни.

3.  Как  символы  принадлежности  к  старой  вере,  в  настоящее  время  практически  неизменными  остаются  моленная  и  похоронная  одежда.  Их  используют  по  назначению,  как  и  раньше.

4.  Сохранению  традиционной  одежды  способствуют  религиозные  воззрения  старообрядцев,  их  стремление  сохранить  память  о  предках. 

Хочется  обратить  внимание  на  то,  что  в  ходе  исследований,  кроме  особенностей  бытования  одежды,  были  выявлены  термины,  характерные  для  данной  местности:  «лягушка»,  «чехлушка»,  борчатник,  перемена,  поголешки,  косоплетки,  тапочки-тюни  и  др.

 

Список  литературы:

  1. Золатарева  К.А.,  Лихачева  Л.Л.  Традиционный  комплекс  женской  одежды  старообрядцев  Красногорского  района  Удмуртии.  —  Режим  доступа.  —  URL:  /http//www.lesvisa.ru/texts/51/zolotareva-k-a-likhacheva-l-l-traditsionnyi-kompleks-zhenskoi-odezhdy-staroobryadtsev-krasnogorskogo-raiona-udmurtii  (дата  обращения  февраль  2012  г). 
  2. Иванова  Н.А.  Актуальные  проблемы  современного  старообрядчества  на  примере  Красногорского  района.  Дипломная  работа.  —  Глазов:  Глазовский  государственный  педагогический  институт.  —  36  с.
  3. Информатор:  Ильина  Зинаида  Евсеевна,  1953  г.р.,  русская,  уроженка  д.  Костоваты  Воткинского  района,  жительница  с.  Камское  Воткинского  района.
  4. Информатор:  Лежнева  Ксения  Захзаровна,  1933  г.  р.,  русская,  уроженка  д.  Заболотово,  жительница  с.  Камское,  образование  4  класса.
  5. Информатор:  Мартюшева  Екатерина  Николаевна,  1971  г.  р.,  русская,  уроженка  с.  Камское,  жительница  с.  Камское.  Образование  неоконченное  высшее.
  6. Информатор:  Маурина  Надежда  Васильевна,  1946  г.  р.,  русская,  уроженка  Кировской  области,  жительница  с.  Камское.  Образование  высшее.
  7. На  путях  из  Земли  Пермской  в  Сибирь:  Очерки  этнографии  северноуральского  крестьянства  XVII—XX  в.  —  М.:  Наука,  1989  г.  —  352  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий