Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Горбунова М.Н. ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В КАМЕРНЫХ ПОРТРЕТАХ Ф.С. РОКОТОВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(107). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(107).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В КАМЕРНЫХ ПОРТРЕТАХ Ф.С. РОКОТОВА

Горбунова Мария Николаевна

студент, отделение Станковой живописи, ГПОУ «Кузбасский колледж искусств»,

РФ, г. Новокузнецк

Скачкова Наталья Сергеевна

научный руководитель,

отделение Станковой живописи, ГПОУ «Кузбасский колледж искусств»,

РФ, г. Новокузнецк

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются художественно-выразительные средства живописи в жанре камерного портрета на примере творчества Ф. С. Рокотова.

ABSTRACT

The article analyzes the artistic-expressive arsenal in the genre of a chamber portrait in paintings by F.S. Rokotov.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство России, живопись XVIII века, камерный портрет, творчество Ф. С. Рокотова.

Keywords: the fine arts of Russia, painting of the XVIII century, the chamber portrait, the works by F. S. Rokotov.

 

Федор Степанович Рокотов (1736-1808) считается одним из важнейших русских портретистов XVIII века. Сама императрица Екатерина II заказывала портреты у Федора Степановича и даже признавала их лучшими.

В данном исследования для анализа выбраны произведения 60-70-х годов XVIII-го столетия, поскольку Ф.С. Рокотов «к 1763 году достигает апогея славы, становится, по выражению И.И. Реймерса, высоко ценимым портретистом, его произведения имеют большой успех» [3, с. 18]. К этому периоду относится зрелое творчество мастера. Художник находит свои технику и стиль, обретает славу и популярность.

Все рассмотренные далее произведения выполнены в жанре камерного портрета, у истоков формирования которого в России стоял в том числе и Ф.С. Рокотов. «Изящная интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная, аналитическая наблюдательность — характерные особенности этого искусства» [1, с. 529].

Галерею картин 1760-х годов открывает «Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова». Фигура модели вписана в равнобедренный треугольник согласно общепринятой структуре камерного портрета. Это придает композиции устойчивость и уравновешенность. Фигура графа заключает в себе динамику внутренних ритмов, которые выражены в изображении гордой осанки, линии плеч, разворота головы. Таким образом создается образ уверенного человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Яркое освещение, направленное на модель, способствует контрастной светотеневой моделировке форм. Это художественно-выразительное решение подчеркивает такие особенности характера Ивана Григорьевича, как твердость, властность, незаурядность ума. Колорит данной картины отличается от других портретов Ф. С. Рокотова. Помимо обилия розовых, серебристых, коричневых тонов, свойственных камерной живописи художника, цветовая палитра этого полотна богата голубыми и бирюзовыми оттенками. Они использованы в написании фона, прически, а также глаз, внимательно оценивающих зрителя.

Лицо графа выполнено в технике сфумато едва заметными лессировочными мазками кисти, однако одежда Ивана Григорьевича решена широкими, смелыми мазками. Данный прием контрастного сопоставления особенностей живописной фактуры, передает эмоциональный образ героя с его напористым и решительным характером.

 

Рисунок 1. Федор Степанович Рокотов. «Портрет неизвестной в розовом платье». 1770 г.

 

На полотне «Портрет неизвестной в розовом платье» 1770 г. изображена юная девушка знатного происхождения. Ее фигура вписана в композиционную структуру треугольника, что было распространенным решением камерных портретов XVIII-ого столетия.  Глаза модели расположены в центре картины, что создает тесный зрительный контакт и позволяет прочувствовать эмоциональное состояние модели.

Статичность компенсируется динамичным внутренним решением фигуры. Художник разворачивает плечи, а голову изображает в фас. Этот прием делает композицию уравновешенной, а также позволяет раскрыть душевный трепет юной девушки. Фигура освещена неярким теплым светом слева, который создает мягкую светотеневую моделировку форм и придает сюжету картины ощущение камерности и лиричности.

Благодаря тончайшим тоновым градациям розового, пепельного и коричневого цвета создается очень легкий и воздушный образ. Мягкие и несколько размытые очертания силуэта, его колористическая связь с фоном достигаются благодаря технике валерного письма.

Данное произведение является ярким примером того, как Федор Рокотов мастерски раскрывает характер человека с помощью таких художественно-выразительных средств, как композиционное построение, светотеневая моделировка, техника сфумато.

«Портрет Анны Юрьевны Квашниной-Самариной», написанный во второй половине XVIII века, несколько выбивается из ряда произведений Ф. С. Рокотова. На полотне изображена пожилая дама. Треугольник, лежащий в композиционной основе картины, смещен вправо. Пространство в портрете дано очень условно. Лишь благодаря развороту тела в три четверти передается пространственная глубина. Фон написан односложно, но со множеством пудрово-коричневых и пепельных оттенков.

Цветовая палитра мастера насыщена золотистыми, нежно-розовыми, серебристыми тонами. Однако в данной картине модель изображена в непривычном для портретов Рокотова черном платье, которое автор мастерски выписывает огромным спектром оттенков черного. Такое цветовое решение никак не портит впечатление от портрета, наоборот, показывает Анну Юрьевну как аристократическую и одухотворенную женщину.

Переходя к «Портрету Александры Петровны Струйской» 1772 года, следует отметить, что это самое известное произведение Рокотова. На полотне изображена прекрасная женщина с утонченными чертами лица, аккуратно собранной прической и аристократической осанкой. Устойчивая композиционная схема, мягкая моделировка формы, тончайшая валерная живопись, — приемы, характерные для стиля данного творческого периода Ф. С. Рокотова, раскрывают загадочный и одухотворенный образ А. П. Струйской.

Вышеперечисленные средства художественной выразительности свойственны практически каждому портрету данного периода и образуют собственный почерк Ф. С. Рокотова, что позволяет отличить его живописную манеру среди современников.

Это очевидно при сравнении "Портрета А.П. Струйской" с близким по времени "Портретом Марии Алексеевны Дьяковой" кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого. Колорит последнего построен  на гармоничном сочетании контрастных по отношению друг к другу цветов — розового и зеленого. Цветовая гамма более живописна, разнообразна. В работе Ф.С. Рокотова, живопись хотя и скромнее по цвету, но более сложная благодаря разнообразию тоновых градаций пепельного, коричневого и розового.

 

Рисунок 2. Федор Степанович Рокотов. «Портрет Александры Петровны Струйской». 1772 г.

 

Портреты также отличаются и характером взаимоотношения силуэта и фона. Фигура М.А. Дьяковой написана более контрастно по отношению к фону, в то время как Рокотов, используя технологию сфумато, объединяет силуэт модели и фон в единое целое.

В каждой из вышеперечисленных картин Ф. С. Рокотов преследовал цель раскрыть внутренний мир и характер натуры.

Главными художественно-выразительными средствами мастера стали колорит и живописная техника. Очень тонко разработанная цветовая гамма богата золотистыми, серебристыми, пепельными, розовыми оттенками. Благодаря этому Ф.С. Рокотов мастерски применяет технологию сфумато, которая требует глубоких живописных знаний. Федор Степанович является единственным художником России второй половины XVIII века, который так умело пользуется приемом контрастного сопоставления разнофактурных мазков для раскрытия эмоционального образа героев своих произведений.

Также в каждой работе Рокотова можно заметить мягкую светотеневую моделировку форм, уравновешенную ритмическую организацию, внутренний динамизм фигур, которые выявляют такие внутренние качества моделей, как аристократизм, изысканность и благородство.

Пользуясь всеми вышеперечисленными средствами художественной выразительности, художнику удается передать глубину внутреннего мира каждого героя.

 

Список литературы:

  1. Золотов. Ю.К. Искусство XVIII в.// Всеобщая история искусств. Том 4. — М. — 1963. — 1101 с.
  2. Королева С., Великие художники. Том 69. Федор  Степанович Рокотов. — М. — 2011. — 49 с.
  3. Лапшина Н. П., Ф. Рокотов. — М. — 1959. — 245 с.
  4. Лебедев А.В. Ф.С. Рокотов. — М., — 1945. — 16 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.