Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 ноября 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ланевская А.А. МЕБЕЛЬ ФРАНЦИИ И РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(107). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(107).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕБЕЛЬ ФРАНЦИИ И РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Ланевская Анна Андреевна

студент, отделение Станковой живописи Кузбасский колледж искусств,

РФ, г. Новокузнецк

Скачкова Наталья Сергеевна

научный руководитель,

отделение Станковой живописи, Кузбасский колледж искусств,

РФ, г. Новокузнецк

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется влияние декоративно-прикладного искусства Франции на оформление интерьера Царскосельского дворца на примере предметов мебели.

ABSTRACT

The article analyzes the influence of the decorative and applied arts of France on the interior design of the Tsarskoye Selo Palace using the example of pieces of furniture.

 

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, предметы мебели Франции XVII века, творчество Андре-Шарль Буля, оформление интерьера Царскосельского дворца

Keywords: arts and crafts, pieces of furniture in France of the 17th century, the work of André-Charles Boulle, interior design of the Tsarskoye Selo Palace

 

Во Франции в первой половине XVII века придворное искусство развивалось в стиле пышного барокко. Большой стиль сформировался в эпоху «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия и был связан с периодом правления короля Людовика XIV (1643— 1715). Задача Большого стиля - отражение идей абсолютизма и национального единства. Его главной особенностью было соединение элементов стилей классицизм и барокко. «Идеалы абсолютизма требовали художественных форм, которые вызывали бы ассоциации с величием правителей древних греков и римлян. Но строгий рациональный классицизм казался недостаточно пышным и помпезным для прославления Людовика XIV…» [1] В 70-е годы XVII века Людовик задумал создать резиденцию, которая затмила бы своим блеском все королевские дворы Европы. Было решено перенести парадную резиденцию из Лувра в Версаль. В связи с постройкой нового дворца возникла необходимость создания мебели для версальских интерьеров.

В конце XVII века мебель, которая раньше носила лишь утилитарное назначение, становится предметом высокого искусства, поэтому выдвигаются особые требования к ее оформлению. Появляются новые виды мебели, например, бюро и напольные часы в деревянном корпусе. Дворцовая мебель в стиле Людовика XIV отличается обилием декоративных элементов, резьбой и позолотой. Стулья, украшенные скульптурным или золоченым растительным орнаментом, имели очень высокие изогнутые спинки, обитые декоративной тканью, кожей или гобеленами. Ножки оформлялись бронзовыми накладками в виде акантовых листьев. В моду вошли новые виды кресел fauteuil en confessionale - с мягкими подушками по обеим сторонам, а также – канапе - подобие дивана, который визуально напоминал два соединенных кресла.

До 1680-х годов изготовлением мебели занимались исключительно столяры, позже на первое место вышла профессия эбениста — чернодеревщика, который умел работать в технике набора, сочетая разные сорта экзотических пород. Первым в этой профессии в эпоху Людовика XIV стал Андре-Шарль Буль. [2]

При создании мебели для интерьеров Версаля в 1680-е годы А.Ш. Буль отошел от влияния господствовавшего стиля, отказавшись от излишнего архитектурного декора. Его изделиям были свойственны строгость в сочетании с нарядностью. Силуэт мебели принял прямоугольную форму, став отличительным знаком его творчества. Одним из важных нововведений мастера, было использование бронзы для украшения самых хрупких деталей с целью их защиты. В декорировании использовалась технология интарсии, позволяющая эффектно компоновать в узоры, контрастирующие по цвету и фактуре материалы. «Для отделки Буль применял орнаментальную инкрустацию из различных сортов дерева, золоченой бронзы, перламутра, черепахи, слоновой кости. Накладные металлические украшения отличались декоративным богатством и тонкостью чеканной работы». [3]

Основным сюжетом для творчества А. Ш. Буля были растительные мотивы из вьющихся стеблей и закрученных листьев аканта. Под влиянием мастеров Голландии он нередко создавал фантазийные цветочные композиции, в центре которых изображалась ваза с букетом.

А. Ш. Буль внес огромный вклад не только в оформление Версаля, но также и многих частных резиденций за пределами своей страны. Значение стиля «буль» велико как для интерьеров Франции XVII века, так и для искусства мебели других стран и эпох.

Франция как законодательница моды оказывала влияние на прикладное искусство многих европейских государств. Воздействие французских эстетических идеалов испытало на себе и искусство русского интерьера, в том числе мебельное производство. Как и остальные виды искусства, в начале XVIII века оно переживало трансформацию. Интерьер перестал быть чисто утилитарным, как в предшествующие столетия, а начал требовать отдельного внимания к своему оформлению, так как выполнял теперь репрезентативную функцию. Появился новый тип пространства – дворцовый интерьер, требующий особого наполнения предметами.

Влияние стилей французского интерьера на русские жилые покои в XVIII веке было обусловлено как общеевропейским авторитетом Франции в области искусства, так и деятельностью приглашенных в Россию мастеров. Благодаря предприимчивости французских послов в Петербург поступало большое количество европейской мебели для продажи аристократам. За неимением должного опыта и отлаженного процесса изготовления предметов дворцовой мебели русским мастерам приходилось ориентироваться на опыт европейских коллег. В подражание французам они стали использовать красное дерево. Мебель для парадных покоев делали с опорой на французские образцы, а при создании мебели для административных помещений ориентировались на стили Англии и Голландии. К сожалению, до нашего времени таких предметов почти не сохранилось, так как резные детали быстро приходили в негодность. В некоторых случаях декоративная функция мебели превалировала над ее утилитарным предназначением. Особой популярностью пользовались предметы, выполненные в технике наборного дерева. Но в отличие от сложных западноевропейских резных орнаментов, русские ремесленники использовали при оформлении повторяющийся геометрический рисунок.

Особенно любимые Екатериной II столики со столешницей в форме боба получили в дальнейшем название «столики-бобики». Как правило, они отделывались в технике маркетри. Основным сюжетом в оформлении были растительные узоры.  Пример тому - столешница эрмитажного столика-бобика, украшенная изображениями вьющихся цветочных орнаментов и корзины с букетом. Екатерина II питала особую любовь к столам такой формы, и в период ее царствования они были весьма популярными в убранстве дворцов Петербурга.

В 1760-х годах господствующий в России стиль барокко уступил место классицизму, который отличался логичностью и уравновешенностью симметричных композиций. Невзирая на то, что русские мастера маркетри заимствовали технологию и орнаментальные растительные сюжеты у эбенистов и краснодеревщиков Франции, их отличала склонность к симметрии в узоре и преобладание простых форм. На декор мебели при Екатерине II большое влияние оказывали восточные мотивы, а не голландские натюрморты, при этом конструктивная основа мебели могла быть полностью заимствованной с европейских образцов.

 

Список литературы:

  1. [Электронный ресурс]// Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. Режим доступа - URL: file:///C:/Users/Lilya/Downloads/18048_42a2bef8ac07d0efb17fb594 001c49bd.pdf
  2. [Электронный ресурс]// Мебельщик короля и король мебельщиков. «Андре-Шарль Буль, новый стиль для Европы» Режим доступа. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/1255836
  3. [Электронный ресурс]//Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков. Режим доступа. - URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st010.shtml

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.