Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 февраля 2022 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шалаева В.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(110). URL: https://sibac.info/archive/guman/2(110).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 22 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Шалаева Валерия Денисовна

студент, кафедра хореографии, Иркутский региональный колледж педагогического образования,

РФ г. Иркутск

Люберцева Людмила Семеновна

научный руководитель,

канд. пед. наук, Иркутский региональный колледж педагогического образования,

РФ, г. Иркутск

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE GENDER APPROACH IN THE CHOREOGRAPHIC TEAM

 

Valeria Shalaeva

student, department of choreography, Irkutsk Regional College of Pedagogical Education,

Russia, Irkutsk

Ludmila Lubertseva

Scientific adviser, candidate of pedagogical sciences, Irkutsk Regional College of Pedagogical Education,

Russia, Irkutsk

 

АННОТАЦИЯ

Занятия в танцевальном коллективе как никакая другая деятельность способствуют тому, что ребенок может прочувствовать свое женское, либо мужское начало. Для этого в процессе обучения хореографии необходимо учитывать психологические и анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек.  Поэтому в статье раскрываются особенности гендерного обучения учащихся в хореографическом коллективе.

ABSTRACT

Classes in a dance group, like no other activity, contribute to the fact that a child can feel his feminine or masculine principle. To do this, in the process of teaching choreography, it is necessary to take into account the psychological and anatomical and physiological characteristics of boys and girls. Therefore, the article reveals the features of gender education of students in a choreographic team.

 

Ключевые слова: гендер, гендерный подход, хореография.

Keywords: gender, gender approach, choreography.       

 

В истории нашей страны вопрос гендерного подхода в образовании рассматривался многими учеными, а именно Дьячковой Марии Александровой, Каменской Еленой Николаевной, Еремеевой Натальей Викторовной. Поднимая вопросы гендерного подхода, решался вопрос гендерного равенства, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. В статье 19 мы читаем: "женщины и мужчины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" [6].

Подробнее этот вопрос разработан в Гендерной стратегии РФ.

Среди основных направлений образовательной политики, ориентированных на развитие гендерной демократии, следует выделить направления:

  • Обеспечение равного доступа к образованию, для всех граждан;
  • Разработка эффективных методов преподавания для преодоления гендерных различий;
  • Стремление к повышению компетенции через систему неофициального обучения.

Таким образом, решение вопроса выявления педагогических условий в обучении детей в хореографическом коллективе тесно связано с направлениями развития гендерной демократии.

Вопросами гендера занимается Гендерная педагогика, которая изучает совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки, определяет методологическую ориентацию, позволяющую обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания и самореализации личности ребенка [1].

Доктор педагогических наук Каменская Елена Николаевна дала такое определение слову гендер: «Гендер – это обозначения всех социальных и культурных норм, правил и ролей, приписываемых людям обществом в зависимости от их биологического пола» [3].

Таким образом можно понять, что гендерный подход характеризуется смягчением различий между полами, поощрением видов деятельности, соответствующих интересам личности.

Целью гендерного подхода в педагогике является – гендерное воспитание человека культуры, нравственной личности, способного к самореализации и раскрытию своих способностей.

В современном мире вопросы гендерного воспитания стоят перед обществом особенно остро, все чаще прослеживается факт, что неправильные методы воспитания мальчиков в будущем проявляются в таких личностных качествах как закомплексованность, неуверенность в себе или наоборот высокая самооценка, невоспитанность, нетерпимость.

Во всех сферах образования данному вопросу нужно уделять особое внимание. При этом огромный потенциал в процессе воспитания приобретают занятия в творческих направлениях в системе дополнительного образования. Особую роль в этом вопросе отведена занятиям хореографической деятельностью, так как именно на занятиях хореографией в разных аспектах решаются проблемы воспитания как мальчиков, так и девочек.

Рассматривая воспитание мальчиков, следует сказать, что на занятиях учащиеся получают не только физическое, но культурное и эстетическое воспитание, что очень важно для будущих мужчин. Считается, что занятие хореографией больше присуще девочкам, но именно мальчикам необходима повышенная двигательная активность, когда так велик соблазн интернета и разнообразных компьютерных игр. Развитие таких качеств как гибкость, координация, физическая выносливость решает проблемы с зажатостью мышц, скованностью движений и утомляемостью. Плотный график репетиций, концертов учит рационально использовать свое свободное время – организует и дисциплинирует будущих мужчин.

К сожалению, очень часто мальчики мало мотивированы для занятий хореографией. В обществе бытует мнение, что мальчики должны заниматься более мужественным делом, например, спортом. Однако именно занятия хореографией способствуют интеллектуальному, духовному и физическому развитию ребенка. Другими словами, хореографические занятия направлены на гармоничное формирование личности.

На занятиях формируются представления о правильном формировании взаимоотношений с противоположным полом, что, безусловно, пригодится в будущем. Например, давая возможность исполнить сольную партию в танце – педагог помогает мальчику стать более уверенным в себе, разучивая хлопушки – вырабатывает чувство ритма.

На занятиях хореографией необходимо принимать во внимание гендерные особенности детей, поскольку смешанное обучение маскулинизирует, омужествляет женщину и феминизирует мужчину. А педагогический процесс, организованный с учетом гендерных особенностей детей, позволяет не только повышать результативность обучения, но и формировать правильные межличностные отношения мальчиков и девочек. При организации и проведении занятий нужно учитывать факторы, определяемые различиями половой психики, а именно: поведение, оценивание, характеристика деятельности, межличностные отношения, критика, проблемная ситуация.

Обучение танцу, особенно на начальных стадиях, связанно с физическими нагрузками, поэтому желательно раздельное обучение мальчиков и девочек, создание мужских и женских классов, где существуют различия в методах обучения. Делаются акценты на развитие тех или иных групп мышц, увеличиваются или уменьшаются физические нагрузки.

Мальчикам по своим психическим особенностям свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, активное поведение, независимое от группы мнение. Педагогу важно не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности в выполнении задания. Девочкам свойственны чувствительность, старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение. На уроке иногда можно использовать ролевые и командные игры, например, как «Дружные пары», «Рыбаки и рыбки», соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни ребенка. Следует не забывать, что мальчики и девочки по-разному воспринимают пространство, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

Доказано, что хореография является эффективным способом формирования правильной осанки и мощной базой для роста красивого, стройного тела. С первых занятий по постановке корпуса дети знакомятся со строением своего тела, где кроме головы, рук и ног существуют женские и мужские различия. Педагог объясняет, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность; занятия танцем приучают к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек. При изучении любого вида танца педагог особо акцентирует внимание учащихся на разницу в манере исполнения мужской и женской партий танца.

Так как хореография имеет свою специфику, при организации учебного процесса необходимо учитывать следующие факторы, определяемые различиями половой психики:

  1. Поведение. Для активизации внимания детей необходимо в конце урока включать музыкальные игры с элементами соревнования.
  2. Оценивание. Мальчикам важно, что оценивают в его деятельности, а не как. Для девочек важно отношение людей к их поступку: кто и как их оценивает, а не сама оценка, по существу.
  3. Характеристика деятельности. Мальчики более успешны в зрительно – пространственных операциях. У девочек выше языковые способности, а значит они лучше, эмоциональнее дадут характеристику музыке или действию.
  4. Межличностные отношения. Педагогу нужно стараться никогда не сравнивать мальчиков и девочек, не ставить одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту.
  5. Критика. Делая замечание мальчику, нужно изложить кратко и точно, чем недоволен педагог, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Так же педагог не должен спешить высказывать негативное замечание девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ей делают замечание.
  6. Проблемная ситуация. Мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый. Они лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как к этому пришли. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не выполнить несвойственные им виды деятельности [2].

Чаще всего в хореографических коллективах и педагогами-хореографами являются женщины. Это имеет своё непосредственное влияние на учащихся. Для девочек – это безусловно большой плюс: педагог-женщина скорее найдёт подход и общий язык с ученицей; при демонстрации танцевальных движений девочки видят идеальную картинку женского эталонного исполнения. А вот для мальчиков постоянный педагог-хореограф женщина всё-таки будет иметь негативный оттенок, т.к. женское исполнение чисто мужских танцевальных элементов будет выглядеть не совсем правильным, не будет прослеживаться «мужская» манера исполнения. В результате мальчики могут не совсем правильно овладеть танцевальным движением и элементом.

То же самое можно сказать и про обратную ситуацию, когда занятия в хореографической студии всё время проводит только педагог мужчина. В силу своей врождённой женской природы девочки всё равно, конечно же, будут танцевать достаточно по-женски, но они будут постоянно ощущать нехватку в демонстрационном материале. Мужчина не покажет характерное женское движение по-женски. Но в этой ситуации безусловно выигрывают мальчики. Поэтому во избежание таких гендерных перекосов в коллективах, где только один руководитель, а воспитанники разнополые, в обязательном порядке следует периодически устраивать мастер-классы с приглашёнными педагогами-хореографами противоположного пола для коррекции положения и реализации правильного гендерного подхода в воспитании юных танцоров.

Гендерные особенности в воспитании и обучении ребенка необходимо учитывать на всех уроках, только тогда в нашем обществе сформируются правильные межличностные отношения женщин и мужчин

 

Список литературы:

  1. Баурова, Ю. В. Гендерный подход в образовании: взгляд на проблему [Текст] / Ю. В. Баурова // Ученые записки. – 2010. – № 3. – С. 114
  2. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В. В. Давыдов. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 210 с
  3. Каменская, Е. Н. Гендерный подход в педагогике: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Е. Н. Каменская. – Ростов на Дону, 2006. – 385с.
  4. Митрофанова, А. А. Гендерный подход в педагогике / А.А. Митрофанова // Введение в гендерные исследования: – М.: Аспект Пресс, 2005. – 255 с.
  5. Российская Федерация. Гендерная стратегия: – М., 2004. – 25 с.
  6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 137 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 22 голоса
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий