Статья опубликована в рамках: CXLV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 января 2025 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PRINTING PRODUCTS FOR PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Alexandra Sokolova
student, Design, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin,
Russia, Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
В научной статье рассматриваются особенности разработки полиграфической продукции для детей младшего школьного возраста. Исследуются специфические потребности и когнитивные способности детей этой возрастной группы, а также их предпочтения в отношении дизайна и содержания.
Статья предоставляет практические рекомендации для дизайнеров и издателей по созданию эффективной и привлекательной полиграфической продукции для детей младшего школьного возраста.
ABSTRACT
This scientific article discusses the features of the development of printing products for primary school children. The specific needs and cognitive abilities of children of this age group, as well as their preferences in terms of design and content, are investigated.
The article provides practical recommendations for designers and publishers on how to create effective and attractive printing products for primary school children.
Ключевые слова: полиграфия, дети, дизайн.
Keywords: printing, children, design.
Разработка полиграфической продукции для детей младшего школьного возраста требует учета множества факторов, чтобы обеспечить безопасность, удобочитаемость и интерес к материалам. Так, важна безопасность используемых материалов, то есть продукция не должна выделять вредные вещества, такие как фенол, формальдегид, свинец и другие, в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации. Также важно обеспечить оптимальные условия для зрительной работы, чтобы избежать зрительного утомления. Это достигается за счет правильного выбора шрифта и оформления текста.
Далее в статье рассмотрим стандарт отрасли, устанавливающий требования к шрифтовому оформлению и качеству полиграфического исполнения книжных и журнальных изданий для детей — ОСТ 29.127-2002.
Данный документ утверждён приказом МПТР РФ от 17 января 2003 года №10.
«Издания должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологическим инструкциям.
4.1 Издания в зависимости от зрительной нагрузки при чтении и в соответствии с ГОСТ 7.60 подразделяются на две категории:
первая категория — литературно-художественные;
— научно-популярные;
— учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения)
вторая категория — справочные (словари, энциклопедии, каталоги и т. п.);
— для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т. п.).
4.2 Издания в зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма подразделяются на следующие четыре группы:
для первой возрастной группы — издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно;
для второй возрастной группы — издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;
для третьей возрастной группы — издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;
для четвертой возрастной группы — для детей старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно.
5.1 Гигиенические требования
5.1.1 Общие требования
5.1.1.3 Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм.
Разрешается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.
5.1.1.4 При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7.
5.1.1.5 При печати текста на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций оптическая плотность фона должна быть не более 0,3.
5.1.1.6 В издании не следует применять:
— шрифты узкого начертания;
— цветные краски на цветном фоне при кегле менее 20 пунктов и объеме текста более 200 знаков.
5.1.1.7 Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.
5.1.1.8 В раскрасках линия рисунка должна быть толщиной не менее 2 пунктов (жирная), минимальный габаритный размер элементов рисунка должен быть не менее 5 мм.
5.1.3 Требования к шрифтовому оформлению изданий для второй возрастной группы
5.1.3.3 В изданиях первой категории для печати основного и дополнительного текста на цветном, сером фоне, многокрасочных иллюстрациях следует применять следующее шрифтовое оформление:
— рубленые шрифты полужирного нормального или широкого прямого начертания;
— кегль шрифта основного текста не менее 14 пунктов;
— кегль шрифта дополнительного текста объемом не более 200 знаков — не менее 12 пунктов;
— увеличение интерлиньяжа не менее 2 пунктов;
— длина строки и емкость шрифта в соответствии с требованиями 5.1.3.1.
5.1.3.4 В изданиях второй категории для печати текста на цветном, сером фоне, многокрасочных иллюстрациях следует применять следующее шрифтовое оформление:
— рубленые шрифты полужирного нормального или широкого прямого начертания;
— кегль шрифта не менее 12 пунктов при объеме текста единовременного прочтения не более 200 знаков;
— кегль шрифта не менее 14 пунктов при объеме текста единовременного прочтения не более 600 знаков;
— увеличение интерлиньяжа не менее 2 пунктов;
— длина строки не менее 2 '/4 квадрата.
5.1.3.5 В изданиях первой категории для основного текста не следует применять:
— цветные краски;
— выворотку шрифта;
— многоколонный набор;
— рисованные шрифты.
5.1.3.6 Двухколонный набор разрешается применять только:
— для стихов в изданиях первой категории при расстоянии между колонками не менее 12 мм, считая от конца самой длинной строки в первой колонке;
— в научно-популярных изданиях при расстоянии между колонками не менее 9 мм и площади иллюстраций на полосе не менее 35%;
— в изданиях второй категории при расстоянии между колонками не менее 9 мм, при наличии разделительной линии — не менее 6 мм.
5.1.3.7 В изданиях первой категории для дополнительного текста объемом не более 600 знаков и в изданиях второй категории при объеме текста единовременного прочтения не более 200 знаков допускается применять цветные краски и выворотку шрифта в следующем оформлении:
— рубленые шрифты полужирного нормального прямого начертания;
— кегль шрифта не менее 12 пунктов;
— увеличение интерлиньяжа не менее 2 пунктов;
— длина строки не менее 2 1/4 квадрата;
— оптическая плотность фона для выворотки шрифта не менее 0,5.
Разрешается применение шрифтов полужирного и курсивного начертаний, цветных красок и выворотки шрифта при использовании кегля шрифта не менее кегля шрифта основного текста.
Оптическая плотность фона для выворотки шрифта должна быть не менее 0,5.
5.1.3.9 Для подписей под иллюстрациями рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 12 пунктов и располагать их от края иллюстрации на расстоянии не менее 4 мм.
5.1.3.10 Общая площадь иллюстраций в издании рекомендуется не менее 30%.
5.1.3.11 Шрифтовое оформление текста в журнальных изданиях должно соответствовать требованиям к изданиям первой категории при объеме текста в рамках одного материала более 600 знаков и требованиям к изданиям второй категории при объеме текста в рамках одного материала 600 знаков и менее.
5.2 Конструктивные требования
5.2.1 Формат издания должен соответствовать требованиям ГОСТ 5773.
5.2.2 Тип переплетной крышки и/или обложки издания должен соответствовать требованиям ГОСТ 22240.
5.2.3 Для многотомных и серийных изданий, рассчитанных на длительный срок службы, не рекомендуется применять бесшвейный способ скрепления блоков.
Для многотомных и серийных изданий рекомендуется единый характер внешнего оформления, формат и тип переплетной крышки (обложки).
5.2.4 Оформление выходных сведений в издании должно соответствовать требованиям ГОСТ 7.4.
В выходные сведения изданий, предназначенных для детей до 4 лет, необходимо включать следующую информацию о читательском адресе: «Для чтения взрослыми детям».
5.3 Критические дефекты
5.3.1 В экземпляре издания не допускаются дефекты (по ОСТ 29.42), приводящие к искажению или потере информации:
— некомплектность или нарушение последовательности элементов блока: чужие, повторяющиеся, недостающие, перепутанные тетради, вкладки, вклейки, приклейки;
— некомплектность или нарушение последовательности страниц: пропущенные, перепутанные, перевернутые полосы, иллюстрации и подписи к ним, заголовки, неправильная последовательность полос в тетради, белые страницы;
— затекание клея между страницами блока, вызывающее их склеивание и повреждение текста или иллюстрации при раскрывании издания;
— механическое повреждение, морщины (складки) или грязь на страницах;
— чужая переплетная крышка или обложка.
5.3.2 В экземпляре издания не допускаются дефекты (по ОСТ 29.42), приводящие к полной потере товарного вида издания или затрудняющие его использование по назначению:
— перевернутый блок, раскол блока;
— отклеивание или разрыв форзаца по сгибу;
— обшивка, не загнутые скобы, отсутствие скобы;
— отставание или механическое повреждение припрессованной пленки, растрескивание лакового слоя;
— отставание обложки от корешка;
— коробление или скручивание обложки после припрессовки пленки или лакирования;
— коробление переплетной крышки;
— механическое повреждение издания, смятые, грязные страницы (обложка, переплетная крышка).
5.4 Требования к материалам и оригиналам
5.4.1 Материалы, применяемые для изготовления изданий, должны соответствовать требованиям стандартов и технических условий.
Показатели качества импортных материалов не должны быть ниже требований, установленных в отечественных нормативных документах.
Экологическая безопасность материалов должна быть гарантирована гигиеническим заключением (сертификатом).
5.4.2 Для изготовления изданий следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных и журнальных изданий (офсетную, типографскую, книжно-журнальную и т. п.).
5.4.3 Допускается применение газетной бумаги в изданиях, не предназначенных для повторного использования или функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию) (кроссворды, дидактические материалы, билеты экзаменационные, тестовые задания и т. п.), для второй, третьей и четвертой возрастных групп.
5.4.4 В издании (кроме вклеек, вкладок, приклеек и др.) рекомендуется применять бумагу одного вида и одинаковой массы 1 кв. м.
5.4.5 Не рекомендуется применять высокоглянцевые мелованные бумаги.
5.4.6 Текстовые оригиналы должны соответствовать требованиям ОСТ 29.115.
5.4.7 Изобразительные оригиналы должны соответствовать требованиям ОСТ 29.106.» [5]
Полиграфическая продукция должна быть интересной и привлекательной для детей младшего школьного возраста, учитывать их интересы и предпочтения. Например, яркие и красочные иллюстрации помогают удерживать внимание детей и делают процесс обучения более увлекательным.
Младший школьник уже делает шаг к пониманию объема и пространства (понимает, что тень темнее света, а предметы, которые находятся дальше, меньше ближайших). В иллюстрациях для младших школьников допустимо введение цветовых оттенков одного и того же предмета, использование пространственных планов. Ребенок предъявляет большие требования к иллюстрации: он в состоянии чувствовать пропорции.
Но, безусловно, младший школьник все еще живет в мире сказки. И этот дух волшебства и мечты художник-иллюстратор должен передать в своем творчестве, учитывая и примиряя друг с другом два противоречия: все еще детское восприятие мира и желание поскорее повзрослеть.
Так же книжная иллюстрация способствует развитию воображения, образного мышления и ассоциативного восприятия. Иллюстрация углубляет восприятие ребенком литературного текста. Иллюстрация для детей младшего школьного возраста несет дидактические, этические и эстетические функции. Иллюстрация – это первое знакомство ребенка с художественным искусством. С помощью иллюстрации ребенок развивает эстетические качества. Задачей художника-иллюстратора является помощь ребенку в познании, развитии его восприятия художественного изображения. Иллюстрации, имеющие правильные композиционные решения, необычную технику исполнения, интересный ребенку дизайн персонажей способны не только увлечь читателя, но и развить его воображение и художественно – образное мышление. Композиция в иллюстрациях для детей является важнейшим элементом коммуникации с читателем. Наравне с цветом и сюжетом, она является мощнейшим средством художественной выразительности. Возраст реципиентов накладывает на композицию определенные ограничения. Так, композиционные решения не могут быть сложными или перегруженными, чтобы не запутывать ребенка, но также композиция не должна быть слишком упрощенной, чтобы удерживать взгляд ребенка на изображении. [2]
Некорректное использование композиции делает любую иллюстрацию неинтересной. Для создания удачной композиции необходимо правильно распределить визуальные центры, грамотная манипуляция взглядом читателя удерживает его интерес к изображению. Одним из визуальных центров изображения может быть персонаж. Персонаж должен обладать некоторыми свойствами. Он должен быть проработан, выглядеть законченным и аккуратным по техники исполнения.
Одной из задач иллюстрации является обучение, она сообщает ребенку сведения о мире, в котором он живет, учит его нормам поведения и морали. Вместе с этим книга должна быть интересна ребенку. Она может иметь некоторые игровые элементы, изображения обязательно должны быть цветными и контрастными, текст четким и хорошо читаемым.
Главной целью иллюстрации в детской литературе является эстетическое развитие детей, помощь им в освоение моральных норм, а также умственное развитие и расширение кругозора.
После 7-8 лет ребенок все больше и больше способен преодолевать влияние восприятия и овладевает умением применять логическое мышление к конкретным ситуациям, хотя восприятие по-прежнему играет большую роль в мышлении ребенка.
Детей младшего школьного возраста характеризует «ролевое» отношение к действительности, к книге, в частности. Они целиком перевоплощаются в героев книги, полностью отдаваясь тому, что воспринимают, переживая за персонажей, как за себя. Поэтому ребенку особенно интересно видеть на иллюстрациях в книге ребят своего возраста.
Особенность психического развития детей этого возраста заключается в практическом, действенном характере отношения к действительности, они ярко сопереживают события, активно реагируют на происходящее. Поэтому эмоциональное начало должно присутствовать в иллюстрациях, в оформлении книги, хотя надо отметить, что это качество иллюстраций важно для читателей всех возрастов. [6]
Фактор ограничения объема книги трудностями чтения ребенка в этом возрасте свое значение уже теряет. Наоборот, младшие школьники любят «толстые» книги, обещающие длительное, многоплановое развитие сюжета.
В условиях увеличения удельного веса текста в книге для младших школьников иллюстрации своего главенствующего положения не теряют. Наоборот, возрастание сложности содержания книги заставляет художника раскрывать все многообразие взаимосвязей изображения и текста как в раскрытии смысловой структуры книги, так и в передаче эмоциональных состояний. Все это предопределяет и более сложное композиционное решение изобразительного материала.
Школьники младших классов уже имеют представление о несложных явлениях жизни и простых вещах, поэтому рисунки в книгах от простых форм, имеющих познавательное значение, переходят постепенно к формам более сложного содержания, истолкование содержания в книгах может носить частично метафорический или символический характер. В этом возрасте большое значение имеет рассказ как в иллюстрациях, так и в тексте. Иллюстрации, с одной стороны, не должны буквально раскрывать содержание книги, с другой стороны, должны дополнять рассказ различными подробностями, деталями, которых нет в тексте.
Занимательность как необходимое условие повышения интереса ребенка к книге может быть достигнута самыми различными средствами оформления и иллюстрирования.
Важно, например, «начало» книги - ее обложка, титул, первые страницы - как они вводят в тему книги, в ее эмоциональный настрой. При конструировании книги художнику необходимо выразительно строить внешнее оформление, содержание книги, ее аннотацию, т.е. те элементы, которые, раскрывая содержание, могут привлечь, заинтересовать читателя.
Привлечь ребенка, сообщить ему настроение можно проблемным построением иллюстраций, т.е. таким, которое необычно ставит задачу и выдвигает пути ее решения. Это могут быть введение в оформление, в иллюстрации «необъяснимых» моментов, интригующих читателя, использование загадочных рисунков, фотографий, постановка вопросов и т.д.
Роль цвета в оформлении и иллюстрировании книг для младших школьников несколько меняется. По мере взросления дети все меньше любят и ценят яркие, открытые цвета, которые «приукрашивают» натуру. Реализм изображения становится все более важным для юных читателей. То же самое можно сказать и о форме изображаемых предметов.
Приобретаемый жизненный опыт обусловливает появление у ребенка критического отношения к увиденному в книге. Возрастает роль и эстетических оценок. Эти качества юных читателей повышают ответственность художника-иллюстратора, заставляют скрупулезно изучать изображаемые объекты, становиться полноценным соавтором писателя, углубляющим получаемые ребенком знания. [4]
Также важным требованием к детской полиграфической продукции является наличие специальной маркировки.
Соблюдение этих требований обеспечивает удобочитаемость изданий, снижает зрительное утомление и способствует гармоничному развитию детей младшего школьного возраста.
В заключение можно сделать вывод, что дети младшего школьного возраста обладают всеми необходимыми предпосылками для развития эстетического восприятия, а данный возраст является благоприятным периодом для формирования эстетического восприятия. Также, учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста необходим для эффективного развития эстетического восприятия.
Список литературы:
- Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия. ОСТ 29.127-2002.
- Как создать дизайн детской книги: ключевые принципы и правила // TenChat URL: https://tenchat.ru/media/2244017-kak-sozdat-dizayn-detskoy-knigi-klyuchevyye-printsipy-i-pravila (дата обращения: 15.01.2025).
- Полиграфический словарь. Автор-составитель Николай Дубина. [Электронный ресурс] URL: http://www.i-type.ru/enc.html (обращение к источнику: 15.01.2025)
- Рыжкина Л.В. Иллюстрация в книге для детей: Самара, 2015
- Стандарт отрасли ОСТ 29.127-2002 "Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия" (принят и введен в действие приказом МПТР РФ от 17 января 2003 г. N 10)
- Сташкова Я. А. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СБОРНИКУ СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Екатеринбург, 2017. - 62 с.
- Сырова, Н.В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека / Н.В. Сырова, В.Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6. – № 1(22). – С. 5.
- Яковлева, С.И. Графическое оформление детской художественной литературы как аспект несущий воспитательный и образовательный характер / С.И. Яковлева, А.В. Богатырева // Школа будущего. – 2019. – №4. – С. 254-259.
дипломов
Оставить комментарий