Статья опубликована в рамках: CXLVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 февраля 2025 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЖЕНСКАЯ ПОЛОВИНА ДВОРЦОВОГО КОМПЛЕКСА ПЕРСЕПОЛЯ: АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
THE FEMALE HALF OF THE PERSEPOLIS PALACE COMPLEX: ARCHITECTURAL HERITAGE AND SOCIAL STRUCTURES
Vladislava Senator
Student, Institute of History, Social and Humanities Education, Novosibirsk state pedagogical University,
Novosibirsk, Russia
АННОТАЦИЯ
В данной работе анализируются архитектурные особенности женской половины Дворцового комплекса Персеполя, один из наиболее значимых архитектурных памятников Ахеменидской империи. Рассматривается социальная структура Гарема, выделяется его роль в жизни древнеиранского общества.
ABSTRACT
This paper analyzes the architectural features of the female half of the Persepolis Palace Complex, one of the most significant architectural monuments of the Achaemenid Empire. The social structure of the Harem is considered, highlighting its role in the life of ancient Iranian society.
Ключевые слова: Персеполь, архитектура, гарем, Ахеменидская держава.
Keywords: Persepolis, architecture, harem, Achaemenid Empire.
Архитектура эпохи Ахеменидов вошла в историю мирового зодчества именно своими дворцовыми сооружениями, среди которых первое место занимают парадные многоколонные залы и жилые зимние дворцы. Дворец и прочие здания были возведены на гигантской, имеющей почти прямоугольную форму каменной платформе 455х300 м (по длине примерно равной Акрополю в Афинах, а по ширине в 4 раза больше), на которую вела двойная лестница в два пролёта семиметровой ширины, состоявшая из 110 ступеней [1, с. 171].
Персеполь (перс. Тахт-е Джамшид) один из самых знаменитых археологических достопримечательностей Ирана, являлся древней столицей Ахеменидской империи. Персеполь был основан Киром около 560 г. до н. э.; после 520 г. Дарий I перенёс сюда столицу и начал масштабное строительство. Город символизировал величие, богатство и мощь Ахеменидов.
Дворцовый комплекс Персеполя — шедевр мировой архитектуры, по своей ценности и великолепию вполне сопоставимый с такими памятниками, как Афинский Акрополь или комплекс императорских форумов в Риме. Работа над ним началась в начале правления персидского царя Дария I (521-486 гг. до н. э.), и была завершена примерно столетие спустя, во время правления его внука Артаксеркса I. Персеполь считался главной ритуальной столицей Персидской империи и был сожжен и разграблен во время восточного похода Александра Македонского в 330 г. до н. э. Первые систематические исследования были созданы в 1931 году Восточным институтом Чикагского университета под руководством Эрнста Герцфельда и Эриха Шмидта. После событий иранской революции 1979 года все исследования западных ученых были прерваны и продолжены местными археологами. Дворцовый ансамбль Персеполя считается хорошо изученным, и его планировка включена во многие современные учебники [3, с. 209].
Дворцовый комплекс выглядит как различные здания, объединенные одной платформой и стенами. Он состоит из квадратных и прямоугольных зданий разных размеров и функций, но всех их объединяет общая черта: использование в большом количестве внешних и внутренних колонн, увенчанных зооморфными капителями. Современные исследования выявили, что при строительстве платформы, устройство внутренних каналов, служащих стоками для отвода дождевой воды, свидетельствует о высоком уровне инженерного мастерства.
Женская половина дворцового комплекса в Персеполе, или Гарем, располагалась в юго-восточной части комплекса. Она была отделена от остальных частей дворца и предназначалась для проживания женщин, включая жен царя, наложниц и прислугу. Гарем состоял из нескольких зданий, соединенных между собой дворами и коридорами. В целом пространство, занимаемое гаремом, состояло из двадцати двух небольших трехкомнатных помещений [2, с. 97].
На основе научных работ и современной компьютерной графики можно лишь представить возможную схему пространственной планировки комплекса:
1. Жилая зона для жен, детей;
2. Зона отдыха (зеленые участки, фонтаны и бассейны);
3. Вспомогательная зона для служб.
Социальная структура Гарема была сложной. Внутри гарема существовала строгая иерархия: служанки и наложницы, находились под бдительным надзором жены персидского царя. Ниже в иерархии находились сестры правителя, затем остальные жены, живущие с детьми и старшими женщинами. Женщины, проживающие в Гареме, играли важную роль в политической и культурной жизни империи, оказывая влияние на решения царя и участвуя в дипломатических мероприятиях. Все жены и наложницы проводили жизнь в окружении великолепных дворцовых интерьеров. Помимо жилых помещений, были помещения для отдыха: сад, общий вестибюль и т.д.
Гарем является сложной и неотъемлемой частью всего архитектурного комплекса в целом. Интерьер был оформлен в дополнительной цветовой гамме. Внутренний сад, образованный из двух частей, окружен основным зданием Гарема, а на другом конце заканчивается крытым портиком с колоннами, которые были украшены росписью; капиталы колонн выполнены в виде голов быков. Крытое пространство между колоннами образует навес, под которым можно было укрыться от солнца или небольшого дождя. В центре сада расположен фонтан, облицованный бордовым камнем, с кристально чистой водой. Особое внимание было уделено растениям при внутренней реконструкции. Деревья и кустарники в садах были представлены посетителям, прежде всего цветущими растениями из-за их аромата и цвета.
Таким образом, женская половина дворцового комплекса в Персеполе представляет собой уникальное архитектурное и культурное наследие Ахеменидской империи. Ее изучение раскрывает важные аспекты социальной структуры и роли женщин в древнем иранском обществе. Архитектурные особенности и богатый декор Гарема свидетельствуют о высоком статусе его обитательниц и их значимости в политической и культурной жизни империи.
Список литературы:
- Байбурова Р. Образы дворцов Древней Персии эпохи Ахеменидов как отражение представлений их создателей об окружающем мире // Произведение искусства как документ эпохи: время, язык, образ: материалы Международной научно-практической конференции. Том Часть 1. М.: Общество с ограниченной ответственностью «БуксМАрт», 2014. С. 164-191.
- Вергазов Р. Р. Садово-парковое искусство Ахеменидского Ирана. К проблеме реконструкции и типологии древнеперсидских парадизов // Вестник Московского университета. Серия 8: История, 2019. № 5. С. 89-107.
- Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М.: Искусство, 1977. 230 с.
дипломов
Оставить комментарий