Статья опубликована в рамках: CXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 декабря 2022 г.)
Наука: Культурология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. ПРОБЛЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И СПЕЦИФИКА РОСПИСИ
GORODETSKAYA PAINTING. THE PROBLEM OF POPULARIZATION AND THE SPECIFICITY OF PAINTING
Anastasia Artemyeva
Student, Department of Design, Art Education and Technology, Yelets State University I.A. Bunin,
Russia, Yelets
АННОТАЦИЯ
Статья призывает к распространению городецкой росписи на более широком уровне, в том числе и профессиональном. Рассматривается история росписи в кратком формате. В статье также повествуется об основных этапах росписи, особенности работы с деревом. Все это подкрепляется росписью кухонной доски на личном примере.
ABSTRACT
The article calls for the dissemination of Gorodets painting on a wider level, including professional. The history of painting is considered in a short format. The article also tells about the main stages of painting, the features of working with wood. All this is supported by the painting of the kitchen board on a personal example.
Ключевые слова: роспись, городецкая, народный, орнамент, искусство, мастера, элементы, промысел, этап, цветы, ягоды.
Key words: painting, Gorodets, folk, ornament, art, craftsmen, elements, craft, stage, flowers, berries.
В наше время возникает проблема актуальности различных видов народных промыслов, а именно росписи. Да, народные орнаменты сейчас адаптируют под современную одежду, создают дизайнерские коллекции в стиле «этно», но именно небольшое количество людей поддерживает применение традиционной росписи на предметах быта, например, кухонных досках. При этом сама городецкая роспись довольно известна. Однако, во время поиска в сети «Интернет» было выяснено, что на фабрике «Городецкая роспись» не так много мастеров, занимающихся городецкой росписью. Может ли это значить, что данный вид промысла снова ждет упадок? Чтобы этого не произошло, необходимо популяризировать городецкую роспись и внедрить предметы с традиционной росписью в быт. И популяризировать следует различными способами, особенно среди молодежи. Одним из таких способов и является данная статья. Рассмотрим городецкую роспись подробнее.
Городецкая роспись получила свое развитие в середине 19 века. «По преданию первым художником, расписавшим донца прялок был иконописец огуречников, поселившийся в деревне Курцево недалеко от Городца» [1, с.16]. От Огуречникова мастерство переняли и другие крестьяне. Традиции городецкой росписи складывались 50 лет – развивался стиль и орнамент.
«К началу 20 века промысел потихоньку пришёл в упадок, а вскоре и вовсе прекратил своё существование. Восстанавливаться Городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев» [2, с.12].
Основными элементами росписи стали композиции, состоящие из растительных форм – цветы, ягоды и листья. Также изображали и людей, дополняя их растительными узорами. Чаще изображали дам и кавалеров, свадебные сюжеты, чаепития и др. Помимо этого создавали роспись птиц (петухов, фазанов и др.) и коней в сочетании с различными цветами.
Мастера росписи не наносят предварительный набросок на расписываемом изделии, а сразу наносят основные формы красками. Этот этап называется «подмалевок». На этом этапе задается основной колорит всей росписи. Используют красный, розовый, бордовый, зелёный, тёмно-зелёный, синий, голубой, чёрный и белый цвета. Изображаемые композиции гармоничны по цвету, чаще всего симметричны. Роспись включает в себя различные комбинации элементов, способы рисования которых уже давно «устоялись» и являются каноничными.
Следующим этапом является «оттенёвка» – затемнение основных элементов более темными цветами, нежели сами элементы. При этом выделяют края листочков, лепестки и другие составляющие цветков и др.
Последний этап росписи называется «разживка». Элементы композиции как бы «оживляются» при помощи белых и чёрных красок в определённых местах. Белой краской дополняют форму цветов и ягод, перья птиц, чёрной – обводят некоторые детали, рисуют лица, выполняют туловища птиц и коней.
Но прежде чем красиво расписать изделие из дерева, его следует подготовить под роспись. Предварительно деревянную поверхность необходимо отшлифовать при помощи наждачной бумаги. В современной росписи допускается использование акрила, гуаши и других красок, поэтому подготовку поверхности можно осуществить клеем ПВА, смешанным с водой. Это необходимо для забивки пор дерева, чтобы краска ложилась равномерно. После просушки следует снова обработать поверхность наждачной бумагой, чтобы убрать поднявшийся ворс и различные неровности. Такую обработку рекомендуется повторить несколько раз до относительной гладкости поверхности. И только после полного просыхания можно приступать к росписи изделия.
Ниже представлена кухонная доска, выпиленная вручную, подготовлена к росписи и расписана мной согласно информации, содержащейся выше. (рис. 1)
Рисунок 1. Расписанная доска
На доске изображены две симметричные относительно центральной линии группы цветов и ягод и два городецких фазана. По центральной линии проходит группа более крупных цветков, ягод и листьев. Они также являются симметричными. Для росписи выбраны цвета, о которых было написано выше. Фон окрашен в охристо-желтый цвет вместо того, чтобы оставить обработанную структуру дерева. Мастера часто используют цветной фон для своих росписей.
«Если бы сейчас пришли к нам старые мастера Лебедев И.К., Мазин И.А., Краснояров Ф.С. и Крюков Д.И. и посмотрели на современные работы мастеров, они были бы довольны и благодарны им за сохранение традиции и дальнейшей их развитие. Они бы высоко оценили богатство и разнообразие нового ассортимента изделий, то, чего они не могли добиться в свое время, убедились бы, что городецкая роспись не использует художественные приемы хохломских мастеров, что городецкий орнамент стал еще более красочным и технически совершенным, что он отвечает духу современности, оставаясь в своих основах традиционным» [3]. Так писал Коновалов Аристарх Евстафьевич в своей книге «Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве» еще в 1988 году. Именно он не только продолжил возрождать мастерство городецкой росписи после ее упадка, но и способствовал развитию деятельности. В 1960 году возникает фабрика «Городецкая роспись», преобразовавшаяся из бывшей артели. Фабрика функционирует и в наши дни, но уже не в таком объеме как раньше.
В завершении следует отметить, что ручная роспись, это процесс трудоемкий и кропотливый, требует особого навыка и мастерства. Именно поэтому городецкая роспись является значимой. Она сыграла особую роль в развитии народного творчества и региона в те времена. В наше же время она продолжает развиваться и привлекать к себе небольшое количество людей, которые могут по достоинству оценить данный вид росписи. Важно, чтобы новое поколение не потеряло интерес к народным промыслам, не привело городецкую роспись в упадок вновь, продолжила развивать народное искусство.
Список литературы:
- Новикова И.В. Кистевая роспись. Учебно-методическое пособие. “Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина”; Елец, 2021. - 54 с.
- сост. Лупащенко Н.В. Территория добра и творчества: библиографический путеводитель. МБУК “Перевозская ЦБС”, Центральная библиотека; Перевоз, 2020. – 36 с., ил.
- Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве. Волго-Вятское книжное издательство; Горький, 1988. - 236 с., ил.
Оставить комментарий