Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 августа 2023 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сметанин М.О. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(128). URL: https://sibac.info/archive/guman/8(128).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ

Сметанин Максим Олегович

студент, институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

THE ACTIVITY OF A TEACHER AT THE WALDORF SCHOOL

 

Maksim Smetanin

Student, Institute of History, Social and Humanities Education, Novosibirsk state pedagogical University,

Novosibirsk, Russia

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется один из основных способов подачи материала – рассказ учителя, рассматривается его роль в учебном процессе, особенности, характерные для него в вальдорфской педагогике.

ABSTRACT

This article analyzes one of the main ways of presenting educational material – the teacher’s narrative, examines its role in the educational process, its characteristic features in Waldorf pedagogy.

 

Ключевые слова: Рудольф Штайнер, вальдорфская педагогика, рассказ учителя.

Keywords: Rudolf Steiner, Waldorf pedagogy, teacher’s narrative.

 

Образовательный процесс и отношения «преподаватель-учащийся» имеют в вальдорфских школах свои особенности: педагог ведет вверенный ему класс с первого по восьмой год обучения, является для детей «естественным, не принудительно насаждаемым авторитетом, служит проводником того непосредственного духовно-образного видения, под воздействием которого в ребенке должно происходить формирование совести, привычек, склонностей, под воздействием которого уравновешивается темперамент; это призма, через которую он смотрит на явления окружающего мира» [2, с. 19]. Разделение преподавания по предметам начинается в более старших классах (конец второго – третье семилетие), когда уроки ведут уже учителя-специалисты.

Так как вальдорфская педагогика не приветствует использование учебников, именно учитель является для детей главным источником знаний, вся учебная литература подбирается с его подачи и на его усмотрение. Ученики сами создают учебники – ими выступают их собственные тетради, которые дети заполняют в течение эпохи: это не просто тетрадь для записей, она оформляется по усмотрению ребенка. В ней содержатся результаты самостоятельного выполнения различных заданий по предмету, записывается краткое содержание изучаемой темы, делаются иллюстрации. На начальном этапе это происходит с помощью педагога, но по мере взросления эта работа все в большей степени выполняется самими обучающимися: в старших классах ученики могут уже самостоятельно выбирать для себя дополнительные источники информации.

Одним из самых важных способов подачи материала на протяжении всего двенадцатилетнего процесса обучения выступает рассказ учителя. В первую очередь он должен быть выстроен таким образом, чтобы вызывать интерес детей, в связи с тем, что, как замечает Е. В. Донгаузер, «конечной целью преподавателя вальдорфской школы, его художественного подхода к воспитанию является стремление пробудить в учениках «прочувствованные знания», «прочувствованную жизнь» – у неравнодушного учителя будут неравнодушные ученики» [1, с. 144].

В основе рассказа лежат культурно-исторические предания человечества: сказки, легенды, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и т. д., так как Штайнер считал, что во время обучения ««в особенности полезным будет все, что строится на заимствованных из истории изображениях характерных типов людей» [2, С. 13]. Сюжет зависит от возраста обучающихся: например, в первом классе рассказывают в основном сказки, в третьем начинают давать библейские сюжеты, в четвертом – мифы народов мира и т.д.

После рассказа учителя происходит его обсуждение с детьми (важно, чтобы ведущую роль в нем играли сами обучающиеся), рефлексия. Свои мысли и чувства ученики могут выражать не только письменно, но и с помощью пения танца, рисунка. Нередко по мотивам истории ставится театральное представление, включающее все перечисленные виды активности.

Преподаватель может впоследствии неоднократно возвращаться к изложенному повествованию, поднимая уже новые, соответствующие другому возрасту или предмету, вопросы. В этом принципе раскрывается идея Штайнера о существовании «особых возрастных переживаний» [3, с. 52], когда любое событие в разные возрастные периоды оценивается по-разному. Подобный подход широко известен и применяется не только в вальдорфской педагогике.

 

Список литературы:

  1. Донгаузер Елена Викторовна Особенности духовно-нравственного становления личности в педагогике Рудольфа Штайнера // Историко-педагогический журнал. 2012. №4. С. 139-145.
  2. Штайнер P. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. М.: Парсифаль, 1993. 40 с.
  3. Штайнер Р. Духовное обновление педагогики. М.: Парсифаль, 1995. 256 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Оставить комментарий