Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Малая А.А. СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(131). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(131).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ

Малая Ангелина Алексеевна

студент, факультет исполнительского искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры,

РФ, г. Белгород

Журавлева Ирина Юрьевна

научный руководитель,

преподаватель, концертмейстер, Белгородский государственный институт искусств и культуры,

РФ, г. Белгород

SERGEI VASILYEVICH RACHMANINOV AND HIS CONTEMPORARIES

 

Angelina Malaya

Student, Faculty of Performing Arts, Belgorod State Institute of Arts and Culture,

Russia, Belgorod

Irina Zhuravleva,

Scientific supervisor, teacher, concertmaster, Belgorod State Institute of Arts and Culture,

 Russia, Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Статья содержит сведения о С.В. Рахманинове и его современниках.

ABSTRACT

The article contains information about S.V. Rachmaninov and his contemporaries.

 

Ключевые слова: С. Рахманинов, композитор, пианист, музыка.

Keywords: S. Rachmaninov, composer, pianist, music

 

Указом президента Российской Федерации В.В. Путина 2023 год объявлен «Годом С. Рахманинова» и 1 апреля весь мир музыкального искусства встретил 150-летие со дня рождения великого русского композитора, блестящего пианиста, дирижера, чьи произведения уже много лет получают признание у слушателей всего мира.

Эпоха, в которую жил и творил С.В. Рахманинов, безусловно подарила мировому культурному наследию множество ярких представителей в разных сферах культуры и искусства. В своей работе мы коснемся лишь некоторых имен, творчество и работа которых имели связь с С.В. Рахманиновым.

Сергей Васильевич был большим поклонником наследия П.И. Чайковского, поэтому становление молодого композитора проходило под сильнейшим влиянием его творчества.  Петр Ильич в свою очередь очень высоко оценил оперу «Алеко», представленную молодым композитором на выпускной экзамен в Московской консерватории.

Творчество А.Н. Скрябина, также как и творчество С.В. Рахманинова, привлекало особое внимание. Они были современниками, оба – воспитанники Московской консерватории, в дальнейшем известные пианисты и композиторы, обучались у одних преподавателей – Н.С. Зверева и А.С. Аренского. Несмотря на это, опираясь на источники, они имели противоположные взгляды практически во всем и никогда не были друзьями. Существовало мнение критиков, что смелый новатор Скрябин открывает «новые музыкальные миры», а Рахманинов, опирающийся на традиционное наследие творец, преимущественно использует в работе основы классического стиля.

Сергей Рахманинов был филигранным певцом русской природы. Через все его творчество проходит тема Родины. «Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя. «Я - русский композитор, и мое отечество воздействовало на мой темперамент, и на мое мировоззрение, поэтому и музыка моя - русская...», — говорил С.В. Рахманинов [3, с. 380]. Одна из характерных особенностей музыки Сергея Рахманинова — выразительнейший мелодизм. Каждое чувство, каждое душевное состояние он стремится довести до крайней степени выражения.

В возвышенных лирических мелодиях С. Рахманинова, с их непрерывающимися длинными фразами, часто слышится что-то родственное «неизбывной «широте русской протяжной народной песни». Отсюда его близость к великим вокалистам, с которыми ему довелось общаться.

В 1897 году известный московский меценат Савва Мамонтов пригласил Сергея Рахманинова на пост второго дирижера в свой театр. В то время С. Мамонтов пользовался большим авторитетом. В оформлении спектаклей и создании декораций принимали участие лучшие русские художники: В. Серов, В. Васнецов, М. Врубель. Именно здесь Сергей Васильевич знакомится с великим русским басом Федором Шаляпиным, дружбу с которым впоследствии пронес через всю жизнь. Современники писали, что вместе они творили чудеса, когда Федор Иванович пел, а Сергей Васильевич аккомпанировал.

Выдающаяся певица того времени Антонина Нежданова говорила, что Рахманинов считался с мнением хороших вокалистов и часто советовался с ними относительно вокальной стороны сочиняемых им произведений: тесситуры и неудобных для пения интервалов. Сама Нежданова была одной из «любимых певиц» Сергея Васильевича и первой исполнительницей многих его знаменитых романсов — «Сирень», «Здесь хорошо», «У моего окна».

Испытывая любовь к вокальному исполнению, С.В. Рахманинов создал более 80 романсов. Многие из них имеют посвящения – В. Скалон, А. Неждановой, Н. Сатиной. Но революция и эмиграция Рахманинова положили конец линии романсового творчества, в эмиграции им не было написано ни одного романса.

В число немногих друзей Сергея Васильевича Рахманинова входил Фредерик Стейнвей, глава фортепианной фирмы, на роялях которой играл великий пианист.

Жизненный путь Сергея Васильевича пересекся также с писателями А.П. Чеховым и И.А. Буниным. Антон Павлович подошел к молодому пианисту после концерта в Ялте и выразил свое восхищение. Уже в поздние годы жизни Сергей Васильевич сожалел о том, что не познакомился с ним в свое время более близко.

Тождественность взглядов на жизнь, мироощущение, взаимная симпатия связывали Сергея Васильевича с Буниным на протяжении многих лет. Их сближали и роднили страстная любовь к родной русской природе. Иван Алексеевич с трепетом вспоминал свою первую встречу с Рахманиновым в Ялте. Чуть не всю ночь они говорили на берегу моря. Сергей Васильевич тогда сказал: «Будем друзьями навсегда!»

Музыка великого композитора и пианиста С. В. Рахманинова бессмертна. Таковыми оказались многочисленные романсы Сергея Васильевича Рахманинова, написанные на слова многих поэтов, как золотого, так и серебряного века. Композитор предпочитал стихи, в которых он чувствовал русскую природу, её красоту и раздолье. Не случайно с первого же исполнения стали любимыми романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Кольцова, И. Бунина. Музыка Рахманинова всегда будет вдохновлять художников и поэтов, как вдохновила она народного художника Е. В. Рябинского на создание картины, изображающей композитора посреди русского чернозёмного поля (картина находится в Музее-усадьбе в Ивановке), как вдохновила она поэтов на создание бессмертных шедевров в литературе.

Значение творчества Сергей Васильевича Рахманинова огромно. Он вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

 

Список литературы:

  1. Брянцева В.Н. С.В. Рахманинов: Монография. М.: Советский композитор, 1976. – 681 с.
  2. Воспоминания о Рахманинове в 2 томах / под ред. З.А. Апетян М.: Музыка, 1961. Т.1 -  556 с.
  3. Келдыш Ю. В. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973. – 469 с.
  4. Симонов Г.Н., Ковалева – Огороднова Л.Л. Бунин и Рахманинов: Биографический экскурс. – М.: Русский путь, 2006. – 320 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.