Статья опубликована в рамках: CXXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 декабря 2023 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖНОГО ЖАНРА
Жанр пейзажа во все времена актуален. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, где главный герой – это природа, первозданная или преображенная человеком. Наше представление о пейзаже сформировывалось, за счет развития всевозможных художественных приемов и техник, на протяжении длительного времени. Пейзаж в графике имеет свои особенности. Графическое искусство – это очень своеобразный вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюру, литографию, монотипию и др.). Основными изобразительными средствами графики являются линия, пятно, штрих, светотень, фактура. Основной задачей изобразительных средств графики является передача формы, объёма и пространства. Вот с помощью этих средств создается пейзаж. В графическом пейзаже важно с помощью выразительных средств передавать фактуру деревьев, кустов, дороги, облаков и т.п. Техники также могут быть разнообразными. Графика может быть очень разной: рисунок графическими карандашами; рисунок углем; рисунок гелевой ручкой, рисунок пером и тушью. Отличает графику от живописных полотен своеобразная «графичность» [1]. Композиция строится на сочетании линий, пятен, тона и цвета, контрасте темного со светлым, со стремлением к локально окрашенным объемам и формам.
Первые наброски пейзажа в графике можно встретить еще в наскальных рисунках, первобытные люди изображали горы, деревья, реки. Как жанр пейзаж в графике имеет долгую историю развития, которая началась еще в Древнем Египте и Древней Греции. Говоря о Древнем Египте следует отметить, что изображения природы и окружающей среды часто включали изображение гор, рек, деревьев и животных, а также садов и сельской местности. Одним из наиболее ярких примеров является стена храма Аменопета III в Карнаке, на которой можно увидеть пейзажи Нила и его окрестностей. В Древней Греции пейзажный жанр развивался как самостоятельное направление искусства. В этот период появились изображения пейзажей в виде фресок, на которых чаще всего изображались пейзажи сельской местности, горы и водные пространста. Наиболее известным примером является фреска «Лесная сцена» из Помпей, на которой изображен пейзаж с деревьями и животными.
В средние века графический пейзажный жанр был мало развитым, так как художники больше сосредотачивались на религиозных и исторических сюжетах. Однако в эпоху Возрождения начался новый этап развития пейзажного жанра. Художники стали изображать пейзажи как самостоятельные произведения искусства, раньше пейзаж был только фоном для сюжетно-тематических композиций. Наиболее известными мастерами этого периода являются художники Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.
В 17-18 веках пейзажный жанр распространился в Нидерландах, где художники создавали насыщенные деталями реалистичные пейзажи. Одним из примеров этого периода можно привести художника Яна Вермеера, который выполнял сельские пейзажи с большой точностью и детализацией.
В 19 веке пейзажный жанр продолжил свое развитие, особенно это нашло свое воплощение во Франции. Художники импрессионисты и постимперссионисты, такие как Клод Моне, Поль Сезанн и Винсент ван Гог, стали использовать яркие цвета и экспериментировать с различными техниками, чтобы передать настроение и эмоции через свои пейзажи. Этот период также был характерен для развития пленэрной живописи, когда художники выходили на природу, чтобы непосредственно наблюдать и изображать пейзажи. Ван Гор известен также своими графическими пейзажными работами.
Наибольшего развития получил реалистический подход к изображению пейзажа в работах И. И. Шишкина. Он выполнял рисунки используя наиболее разнообразные графические средства, передавая ими фактуру деревьев, травы, камней, неба.
В 20 веке пейзажный жанр развивался и принимал новые формы, появлялись новые подходы и стили. Абстрактные и экспрессионистические пейзажи в этот период переживали свой расцвет, они стали популярными, а такие художники, как Пабло Пикассо и Василий Кандинский, отвлеченными сюжетами использовали пейзажи для выражения своих идей и чувств. Наибольшего мастерства достигли советские графики, такие как А. И. Кравченко, О. Г. Верейский, М. П. Митурич-Хлебников, у Г.Ф. Захаров и многие другие [2].
Таким образом, пейзаж в графике развивался на протяжении длительного времени и продолжает приобретать все новые качества в настоящее время. Интерес к графическому пейзажу у художников и у зрителей был и остается. Выразительные средства обогащаются возможностями графических техник, так как каждый материал обладает своими достоинствами. Сегодня графический пейзажный жанр продолжает развиваться и принимает различные формы и стили. Художники используют различные техники и материалы, чтобы передать свое видение природы и окружающего мира.
Список литературы:
- Горшкова, Т. В. Материалы и техники графики пейзажа: тушь, перо, кисть / Т. В. Горшкова // Молодежь. Наука. Образование : Материалы республиканской научной студенческой сессии, Карачаевск, 22–24 апреля 2019 года. Том Выпуск 13. – Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2019. – С. 124-127. – EDN DAJOET.
- Еретин, А. В. Системный подход в методике преподавания графики пейзажа / А. В. Еретин // Информационно-образовательная и социокультурная среда вуза: трансформации в образовании : Материалы XLIX Внутривузовской научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и сотрудников СГИК, посвященной Дню российской науки, Самара, 11 февраля 2022 года / Под редакцией М.А. Петиновой. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2022. – С. 145-150. – EDN KULXYQ.
дипломов
Оставить комментарий