Статья опубликована в рамках: CXXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 февраля 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ЖАНР ХОРОВОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ РОМАНТИКОВ
Конец XVIII - начало XIX века - период зарождения нового в искусстве направления, получившего в итоге название “романтизм”. Одной из главных предпосылок для формирования новых музыкальных тенденций можно обозначить поражение французской революции и общее социальное настроение.
Представители романтизма считали, что музыка является самым главным из «искусств» по той причине, что она богата различными выразительными средствами. Именно романтики первые «заговорят о том, чтобы сблизить все виды искусств, чтобы музыка могла рисовать, чтобы музыка могла рассказывать содержание романа и трагедии, чтобы поэзия приблизилась по своей музыкальности к искусству звука, чтобы живопись стремилась передать образы литературы и т.д.»
Таким образом, становится естественным то, что идеи синкретизма искусства получили широкое распространение в творчестве композиторов XIX века разных стран. Одним из примеров такого соединения можно обозначить «программность» (связь с литературой), а также связь музыкальных произведений с живописью.
По причине того, что романтизму свойственны индивидуализм, отрешение от реальной действительности, мечта об идеале, стремление к свободе и многое другое, господствующими в романтическом искусстве стали чувства, страсти, стихийные силы, пылкий полет фантазии. Все эти особенности нашли отражение и в хоровой музыке.
- Склонность к миниатюре, проявившаяся в инструментальной музыке, отразилась в хоровом творчестве созданием целого ряда хоровых миниатюр;
- Появление «свободных форм» или форм «сквозного развития» в инструментальной музыке повлекло создание композиционно подобных произведений и для хора;
- Индивидуализация лирического высказывания, передача психологического развития чувств, является главной содержательной сущностью хоровых произведений различных жанров.
- Интерес к национальному, к народному фольклору нашел отражение как в песенном творчестве композиторов-романтиков, так и в хоровой миниатюре.
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809—1847) вошёл в историю как пропагандист хоровой музыки. В его творчестве, хоровая музыка занимает значительную часть. Ф. Мендельсон по разному подходит к воплощению своих хоровых миниатюр и пишет их для различных по своему составу хоров, среди них: двадцать восемь для смешанного хора и двадцать одно для мужского состава.
Образное содержание этих произведений разнообразно: эмоционально окрашенные пейзажи, любовная лирика, жанрово-бытовые, фантастические образы, но в музыкальном плане для всех партитур характерна эмоциональная искренность мелодики, ясность и уравновешенность фактуры, стройность формы.
Проанализировав написанные композитором хоровые миниатюры, можно отметить в его творчестве свойственные романтизму тенденции, например, связь с национальными, народными истоками. Наиболее ярко это выражено в мелодике близкой немецкому фольклору и частом использовании куплетной или куплетно-вариационной формы.
Вторым пропагандистом хоровой музыки и основоположником венской романтической школы можно назвать Франца Шуберта (1797-1828). Среди хорового композиторского наследия Ф. Шуберта: шесть месс, Немецкая месса, кантаты, в том числе «Победная песнь Мирьям», около ста хоров и произведений для мужского ансамбля.
Хоровая миниатюра - важная часть творческого наследия композитора. Наиболее часто он обращается к следующим образным сферам:
- любовная лирика;
- тема природы и эмоциональное восприятие природы человеком - любование ее красотами.
Как и Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт сочинял хоровые произведения для разных составов, как смешанных, так и мужских, отдавая все же явное предпочтение мужским голосам [1].
Значительный вклад в развитие хорового искусства внес Роберт Шуман (1810-1856). Образно-тематическое содержание его хоровых миниатюр, написанных для смешанного и мужского состава, разнообразно: психологически окрашенные пейзажные зарисовки, любовная лирика, охотничьи песни, шуточные и другие. Мелодика хоров следует эмоциональному настроению содержания. Большое значение в его произведениях имеет гармония, как одно из музыкально-выразительных средств для передачи образного содержания. Красочность фактуры достигается за счет тональных отклонений, модуляций, изменением до этого диатоничной фактуры альтерациями и хроматическими усложнениями.
Во второй половине XIX века – начале XX века жанр малых форм начинает уступать новым веяниям. Интерес композиторов переключается на крупные симфонические формы и оперы. Возрождение хоровой миниатюры происходит в творчестве более поздних представителей западноевропейской музыки – М. Равеля, Б. Бартока, З. Кодая, П. Хиндемита, Ф. Пуленка, Б. Бриттена и др.
Список литературы:
- Бодишевская Н.Н. История зарубежного хорового искусства: учебно-методические материалы. – Могилев, 2012
- Илларионова А.А Западноевропейская хоровая миниатюра в аспекте ее влияния на развитие русской хоровой музыки a-capella рубежа XIX-XX вв. (на примере творчества И.Брамса): [Электронный ресурс]. URL: https://rachmaninov.ru/assets/uploads/konf/dgt_2015/illarionova-a-a.pdf
- Колпакова Т.В. Романтизм: материалы к изучению темы // Интерактивное образование. - 2014. - №52. - Режим доступа: http://io.nios.ru/articles2/1/40/romantizm-materialy-k-izucheniyu-temy
дипломов
Оставить комментарий