Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2024 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сыскова Д.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(136). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(136).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ЦЕННОСТЕЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Сыскова Дарья Алексеевна

студент, Российский государственный профессионально-педагогический университет,

РФ, г. Екатеринбург

CHARACTERISTICS OF THE FUNCTIONS OF VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF PERSONALITY

 

Darya Syskova

Student, Russian State Vocational Pedagogical University,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье ценностно-смысловая сфера человека представлена как единое структурное образование. Раскрыт психологический феномен ценности, его отличительные черты от близких по смыслу понятий и категорий. Рассмотрена концепция ценностей Д.А. Леонтьева и позиция В.Ю. Хотинца. Представлена классификация ценностей (автор. Э. Шпрангер), расписаны шесть типов объективных ценностей данной классификации.

ABSTRACT

In the article, the value-semantic sphere of a person is presented as a single structural formation. The psychological phenomenon of value is revealed, its distinctive features from concepts and categories similar in meaning. The concept of D.A. Leontiev's values and V.Y. Khotinets' position are considered. The classification of values is presented (by E. Spranger), six types of objective values of this classification are described.

 

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, психологические механизмы, мотивы, функции смысла, социальные нормы, ценностные ориентации.

Keywords: value-semantic sphere, psychological mechanisms, motives, functions of meaning, social norms, value orientations.

 

Ценностно-смысловая сфера человека – это единое системно-структурное образование, которое включает в себя мотивы, смыслы и ценности, между которыми возможны взаимопереходы. Функционирование ценностно-смысловой сферы осуществляется посредством психологических механизмов – мотивационных, смысловых и ценностных.

Рассматривая мотив как элемент ценностно-смысловой сферы человека, мы отмечаем, что мотив выступает внутренней границей, с той или иной степенью прозрачности (борьба мотивов) и мерой содержательного и энергетического уплотнения. Внутреннее «оформление» мотива, есть в то же время и концентрация энергии, увеличение системы направленного напряжения в конкретной области. Границы многомерны, и в этом их изменчивость и универсальность, развитие и формирование. То, что мотив является внешне -внутренней границей, предполагает, что мотив может черпать, аккумулировать энергию из конкретных ситуаций [1; 17; 4].

Функции смысла проявляются в том, что он, также, как и мотив, есть внешне - внутренняя граница. Как внешняя граница - смысл, оформляя деятельность и жизнедеятельность, задает им направленность, этапность и ритмичность, стягивает и организует поведение человека. Человек постоянно, с большей или меньшей активностью и степенью осознанности, преобразует свой внутренний мир, выстраивает и упорядочивает его. Определяет, намечает, строит и изменяет смысловые образования, границы внутреннего мира. Смысл как более общая граница, по сравнению с мотивами, содержит в себе в снятом виде мотивационные границы, так или иначе обобщенные и систематизированные [16; 7; 10].

Ценность, как и мотивы, и смыслы, имеет внешне - внутреннее выражение. Но, конечно, наиболее ярко в них отражается внешняя (социальная, культурная) сторона. Ценности как наиболее общие ориентиры формируются культурой посредством социально-психологических механизмов. Ценность как внешняя граница притягивает человека, однако, сила притяжения зависит не только от степени сформированности ценностных ориентаций, но и развития ценностно-смысловой сферы человека, меры простроенности, организованности этой сферы. В ценностях, как внутренних границах имеется специфика, которая заключается в том, что они выводят человека на самый широкий контекст его жизнедеятельности – культурный [13].

Ценность является целью и основой воспитания. Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе – свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей.

Как психологический феномен ценности следует отличать от близких по смыслу понятий и категорий. Так, в частности, важно учитывать имеющее давнюю традицию разделение категорий «ценность» и «цель». Например, К. Левин указывает на то, что «ценность влияет на поведение, но не имеет характер цели (то есть поля силы). Например, индивидуум не пробует «достигнуть» ценности справедливости, но справедливость скорее «руководит» его поведением. Ценности следует отличать от других диспозиций человека, также участвующих в регуляции активности, например, от аттитюдов, число которых измеряется тысячами. Аттитюды вторичны, они выражают ценности. Устойчивость аттитюдов зависит от того, насколько высокую в иерархии индивида ценность он выражает [12; 14].

Ценности отличаются и от социальных норм. Главное состоит в том, что социальные нормы – явление договорное и внешнее для личности, в то время как индивидуальные ценности являются делом сугубо личным и внутренним.

В психологической литературе понятия «ценностные ориентации» и «ценности» часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым.

Ценности – это обобщенные представления, выступающие в качестве стереотипов общественного и индивидуального сознания, функционирующие как отдельные критерии оценки и ориентации личности и общества. Когда же речь заходит об эмпирических исследованиях, то своеобразным заменителем выступают ценностные ориентации [1].

Для лучшего понимания сущности ценностей необходимо подробнее остановиться на концепции ценностей Д.А. Леонтьева, а также рассмотреть позицию В.Ю. Хотинца, которая значительно ее дополняет. Итак, Д.А. Леонтьев предложил концепцию трех форм существования ценностей, которые переходят одна в другую. Она выделяет следующие формы ценностей: общественные идеалы – это обобщенные представления о совершенных способах и видах различных сфер жизнедеятельности человека в обществе, которые вырабатываются общественным сознанием; предметное воплощение общественных идеалов в деятельности или произведениях конкретных людей; мотивационные структуры личности, которые побуждают личность к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов [11, 15].

Согласно Д. А. Леонтьеву указанные три формы существования ценностей переходят одна в другую: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве «моделей должного» начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов. То есть, процесс развития каждой личности характеризуется усвоением ценностей социальных общностей и их трансформацией в личностные ценности [5].

В.Ю. Хотинец дополнил концепцию Д.А. Леонтьева и вывел ее разработку на этнопсихологический уровень. По сути дела, как пишет В.Ю. Хотинец, когда мы говорим об индивидуальности, то должны подразумевать именно этноиндивидуальность, которая в функциональном плане отражает трансляцию индивидуальностью этнических смыслов (личностных ценностей по Д. А. Леонтьеву) объектам мира посредством внутренних источников детерминации, обретая субъектный способ существования в этническом мире [7; 9].

Следовательно, мы видим, что при помощи объединения концепций Д.А. Леонтьева и В.Ю. Хотинца возможно представить согласованность социальных и культурных ценностей как результат приобщения к той или иной социокультурной среде.

Проблема психологии ценностей заключается не только в их понимании, но и в различении. Ценности, как правило, разделяются на материальные и духовные. Это деление выступает в самых разных обличиях (витальные и интеллектуальные, биологические и культурные и т.д.); к материальным ценностям относят «материальные блага», а к духовным – достижения познания, науки, культурные явления, искусство и т.п.

По происхождению и по характеру выполняемых функций ценности можно делить на первичные, вторичные и третичные.

Интересную классификацию ценностей дает Э. Шпрангер. Ценности для него – это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Э. Шпангер выделяет шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); эстетические (стремление к оформлению, выражение своих впечатлений, к самовыражению); экономические (материальные блага, полезность); социальные (общественная деятельность); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой [8].

Человек руководствуется следующими ценностями существования: рациональным подходом к жизни или больше опирается на иррациональное, интуитивное отношение к жизни. Ориентация человека на рациональное проявляется в преобладании логического мышления, последовательности и целесообразности поведения, упорядоченности жизненного уклада, поиске закономерностей и естественного хода жизни. Противоположна ориентация человека на иррациональное, которая проявляется в направленности на целостное и образное познание действительности, на интуицию, случай. Иррациональное поведение – это поиск случайных встреч и событий [14].

Следующая пара ценностей существования – это созидающая активность и разрушающая активность. Ориентация на созидающую активность связана, прежде всего, с проявлением творчества, изобретательности, созиданием нового, еще ранее никем не созданного решения проблем. Ориентация на разрушающую активность больше связана с критикой чужих точек зрения, взглядов, теорий. Повторение ранее известного и хорошо изученного, отказ от нового и неизвестного, шаблонность мышления, подверженность стереотипам познания и поведения. В отношениях с людьми и в поведении чаще проявляется конфликтность, злорадство, зависть и ложь, вражда, стремление наказать другого. Преобладают чувства страдания, гнева, отвращения, презрения, страха и стыда [2; 3].

Последней парой ценностей существования выступают: эмоционально положительное и эмоционально-отрицательное. В ориентации на эмоционально-положительные в познании проявляются чувства удивления и радости от открытия чего-то нового, интерес к неизвестному, но важному для человека. Человек стремиться к комфорту и радостям жизни, счастью, которое видит в любви. Стремление к почету и уважению, славе и исключительности. Ориентация на эмоционально-отрицательное характеризуется в познании на избежание критики, насмешек, страха от невозможности решить проблему. Часто эта ориентация блокирует сам процесс познания. У человека преобладает плохое настроение, его одолевает скука и злость, которую он выплескивает на окружающих его людей. Потребность испытывать отрицательные переживания характеризует в крайнем выражении садистов, мазохистов и разного рода маньяков [6].

Вышеперечисленная классификация ценностей существования является предельно общей, так как исходит из глобальных отношений «Человек – Мир». В реальной действительности проявление этих ценностей зависит от конкретной общности, культуры, социума.

Культура посредством присущих ей ценностей существования не прямо задает ориентиры жизни человека. Ориентиры растворены в культуре, пронизывают ее, задают как бы общее напряжение, своеобразное «культурное поле», влияние которого сказывается на социуме в общении людей и взаимодействии, укладе и поведении.

 

Список литературы:

  1. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. – 2008. – №8. – С. 118-122.
  2. Дружилов С. А. Психология выживания в современном мире. –Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2012. - 300 с.
  3. Ермолич С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Школьное воспитание. – 2009. – №9. – С. 23-27.
  4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2009. - 312 с.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 512 с.
  6. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. // Вопросы психологии. – 2009. – №6. - С. 29 - 36.
  7. Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2010. – 215 с.
  8. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 794 с.
  9. Пантин В. Семья и семейныe ценности в сознании россиян (по данным социологических опросов) // Воспитание школьников. – 2009. – №10. – С. 9-14.
  10.  Фрейджер Р. Психология сознания: [перевод] / Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2010. - 123 с.
  11. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - №3. - 2008. - С.3-15.
  12. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2009. – 544 с.
  13.  Широких О. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. – 2009. – №9. – С. 23-27.
  14. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - СПБ, 2009. - 142
  15. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. – С. 85–92.
  16. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя: Монография. – Самара: Изд-во СГПУ, 2009. 148 с.
  17. Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход: монография – Харьков: Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011. - 296 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.