Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2024 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Николаева Р.В. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(136). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(136).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА

Николаева Регина Валерьевна

студент, кафедра экономических и социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал Волгоградского государственного университета,

РФ, г. Волжский

Люсова Оксана Валерьевна

научный руководитель,

канд. психол. наук, доц., кафедра экономических и социально-гуманитарных дисциплин, Волжский филиал Волгоградского государственного университета,

РФ, г. Волжский

THEORIES OF PERSONALITY BY C.G. JUNG

 

Regina Nikolaeva

student, Department of Economic, Social and Humanitarian Disciplines, Volga branch of the Volgograd State University,

Russia, Volzhsky

Oksana Lusova

scientific supervisor, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Volga branch of the Volgograd State University,

Russia, Volzhsky

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлен краткий обзор теории личности в учении К.Г. Юнга. Рассматриваются аналитическая психология К.Г. Юнга как теоретико-методологический подход к психологии бессознательного, психологические типы личности, психологические функции в экстравертном и в интровертном вариантах. В заключении сделан вывод об общем вкладе теории личности К.Г. Юнга в изучение структуры личности человека.

ABSTRACT

This article provides a brief overview of the theory of personality in the teachings of C.G. Jung. K.G. Jung's "Analytical Psychology" is considered as a theoretical and methodological approach to the psychology of the unconscious, psychological personality types, psychological functions in extroverted and introverted versions. In conclusion, the conclusion is made about the general contribution of C.G. Jung's theory of personality to the study of the structure of human personality.

 

Ключевые слова: личность, теории личности, К.Г. Юнг, эго, аналитическая психология, структура психики.

Keywords: personality, theories of personality, K.G. Jung, ego, analytical psychology, the structure of the psyche.

 

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг является основателем аналитической психологии, а также одним из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Он внес огромный вклад в развитие психотерапии, психологического консультирования и психотерапии, а также в развитие многих других наук, таких как алхимия, философия, астрономия. Можно сказать, что К.Г. Юнг был в первую очередь практиком, что и позволило сделать ему множество открытий в психотерапии.

Личность – сложное и многоплановое явление, поэтому современная психология пока не может разработать точного и общепринятого определения данного понятия. Наиболее точно явление личности с позиций теории К.Г. Юнга можно получить при определении явления границ личности. Определение границ личности для автора является способом более отчетливого анализа того, какие именно компоненты входят в структуру данного феномена. При рассмотрении границ личности автор выделяет наличие индивидуальных и социальных границ, как отмечает О.А. Бойко [3]. Обращение к явлению личности за счет использования ее индивидуальных границ, позволяет охарактеризовать ту или иную конкретную личность, ее основные черты. Определение социальных границ позволяет сформировать мнение о социальной природе человека, тем самым, обнаружив в каждой личности соединение личностного (т.е., индивидуального, единичного) и общественного (то есть, коллективного, общего). Анализируя явление индивидуальных границ, личность предстает в качестве такого аспекта, в котором происходит течение психических состояний, характерных для того или иного индивида. В своем исследовании мы опираемся на понятие личности К.Г. Юнга как «совокупности психических состояний конкретного индивида» [7, с. 448].

Огромное множество теорий и концепций, описывающих природу и механизмы развития личности, объединены исследователями в основные теории личности. В психологии активно разрабатываются несколько теорий личности. Психотерапевтическая концепция К.Г. Юнга настолько же связана в своих основах с концепцией З. Фрейда, насколько и отлична от последней, что, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, личностными особенностями создателя аналитической психологии, а уже затем всеми входящими обстоятельствами. Вообще можно полагать, что в истории психологии и психотерапии особенно ярко проявляются влияние и взаимозависимость личности автора и создаваемой им системы [7].

«Аналитическая психология» – так К.Г. Юнг назвал свой теоретико-методологический подход к психологии бессознательного после разрыва с Фрейдом и психоанализом в 1913 году. В отличие от психоанализа, аналитическая психология не понимает структуру бессознательного как ограниченную содержанием, которое изначально было частью сознания. Аналитическая психология утверждает, что рассматриваемая динамика формирования бессознательного не исчерпывается ставшим знаменитым благодаря психоанализу механизмом вытеснения [1].

К.Г. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, К.Г. Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого К.Г. Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы», вышедшей в 1921 году.

Типология, предложенная К.Г. Юнгом, базируется на двух установках: экстраверсия – интроверсия и на четырех функциях, которые он описал как попарно альтернативные. Согласно книге «Психологические типы» К.Г. Юнга, существуют следующие признаки, на основе которых выделены типы личности:

1. Вертность: интроверсия и экстраверсия.

2. Рациональность: рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности в обработке информации и принятии решений.

3. Иррациональность: интуитивный и ощущающий типы характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов.

4. Функции психики: мышление, чувство, интуиция и ощущение.

На основе вышеуказанных признаков, К.Г. Юнг выделил такие психологические типы, как мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Первый из них, принимая решения, преимущественно опирается на логику и мышление. У таких людей подавленной остается область чувств. Чувствующий тип включает людей, которые концентрируются на чувствах, судят через категории «хорошо/плохо», не рассуждая логически. Ощущающий тип – это человек, который воспринимает реальность непосредственно органами чувств. Такие люди смотрят, слушают, трогают и принимают решения на основе получаемой информации. Они, как правило, подавляют такой аспект, как интуиция. Интуитивный тип полагается, напротив, на интуицию («шестое» чувство). Такой индивид принимает решения, основываясь на интуитивных, бессознательных знаниях, а не на непосредственных ощущениях [6].

Психологические типы не встречаются в чистом виде. Согласно концепции К.Г. Юнга, психологический тип человека остаётся неизменным на протяжении всей его жизни. Однако он может быть немного откорректирован, подчиняясь внешним обстоятельствам.

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. Тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для человека.

К.Г. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с этим миром он назвал установками человеческой психики. К.Г. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию.

Интроверсией К.Г. Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» [5, с. 230]. В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов. Каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. Нужно обратить внимание на то, что в соционике не следует отождествлять понятия экстраверсии и интроверсии со степенью общительности или замкнутости человека. Как видно из определения и объяснений самого К.Г. Юнга, в этих понятиях общительность и замкнутость – далеко не главное. Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный). Есть экстравертные типы, предпочитающие наблюдать объекты со стороны. И наоборот, интроверт может быть очень общительным, создавая тем самым себе внутренний комфорт [4].

Таким образом, типология личности К.Г. Юнга построена на двух основаниях: преобладающей эго-направленности (экстраверсия либо интроверсия) и ведущей психической функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Взаимодействие того и другого образует восемь основных типов личности человека: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий и интровертный мыслительный.

К сожалению, несмотря на огромный практический опыт К.Г. Юнга и его учеников, их современники не приняли данной типологии. В психологической среде долгое время существовало устойчивое мнение, что типология эта трудна и сложна для практического применения. В наше время идеи К.Г. Юнга имеют последователей. Все больше ученых принимают вывод К.Г. Юнга о том, что поведение человека, на первый взгляд непредсказуемое, на самом деле вполне логично, если понять, какие глубинные мотивы лежат в его основе.

В стремлении понять закономерности поведения человека К.Г. Юнг сделал вывод о том, что в мыслительных процессах человека можно выделить четыре устойчивые психические функции: мышление, чувство, интуицию и ощущение. Учение К.Г. Юнга об аналитической психологии раскрыло содержание структуры личности человека, которая по мнению ученого включает в себя три взаимосвязанных элемента: сознание или Эго, бессознательное и коллективное бессознательное.

 

Список литературы:

  1. Бабосов Е. Карл Густав Юнг. – М.: Книжный дом (Минск), 2009. – 169 c.
  2. Базикян С. Архетипы К.Г. Юнга как экзистенциальные истоки становления и развития сознания // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. –  №2.
  3. Бойко О.А. Проблема личности и ее границ в антропологической теории К.Г. Юнга // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №4. – С. 59-66.
  4. Хоменко Н.В. Личность. Теории личности: учеб.-метод. пособие. – Минск: БГМУ, 2017. – 28 с.
  5. Шнайдер В.Ф., Талалуева Т.А. Современные аспекты теории личности К.Г. Юнга // Символ науки. – 2021. – №10-2. – [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-teorii-lichnosti-k-g-yunga (дата обращения: 08.04.2024).
  6. Юнг К.Г. Психологические типы / Пер. С. Лорие. – Мн.: Харвест, 2003. – 528 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.