Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Копылова И.А. УСТНЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ, И ЕГО СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(137). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(137).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

УСТНЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ, И ЕГО СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Копылова Ирина Александровна

студент, кафедра хореографического искусства, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Абрамова Ирина Владимировна

научный руководитель,

доц., Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

ORAL FOLKLORE OF THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA, AND ITS STAGE IMPLEMENTATION BY MEANS OF CHOREOGRAPHIC ART

 

Irina Kopylova

student, Department of Choreographic Art, Oryol State Institute of Culture,

Oryol, Russia

Irina Abramova

Scientific Supervisor, Associate Professor, Oryol State Institute of Culture,

Oryol, Russia

 

АННОТАЦИЯ

Устный фольклор является уникальным достоянием каждого народа, с его помощью можно рассказать историю, особенности быта, верований и культурных традиций. Народы, населяющие территорию современной Средней Азии, обладают особым культурным кодом, поэтому изучение специфики их устного фольклора, важная и интересная задача. Особенно в контексте синтеза фольклора и хореографии, важно разобраться, в том, что народ пытался сохранить и передать, чтобы иметь возможность для сценического воплощения, фольклора средствами хореографического искусства.

ABSTRACT

Oral folklore is a unique asset of each people, with its help you can tell the story, features of life, beliefs and cultural traditions. The peoples inhabiting the territory of modern Central Asia have a special cultural code, therefore, the study of the specifics of their oral folklore is an important and interesting task. Especially in the context of the synthesis of folklore and choreography, it is important to understand what the people tried to preserve and convey in order to be able to stage embodiment, folklore by means of choreographic art.

 

Ключевые слова: фольклор, устный фольклор народов Средней Азии, хореографическое искусство.

Keywords: folklore, oral folklore of the peoples of Central Asia, choreographic art.

 

Устное народное творчество – это устные произведения, созданные народом. Устный фольклор формируется с давних времен. Фольклорные произведения, которые передаются из уст в уста и не имеют зафиксированного вида, не предусматривают авторства, в этом случае им выступает – целый народ. В таких произведениях накапливается весь жизненный опыт, представления человека о мире, природных явлениях, поступках и отношениях к ним.

Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное (мифы, легенды, сказки и т. п.) и музыкальное народное творчество, также словесно-музыкальные и музыкально-хореографические народные произведения. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

Фольклор народов мира ценный культурный ресурс, который веками накапливал в себе историю, культуру, традиции и особенности быта. В современном мире, когда многие народы исчезают и происходит синтез культур, очень важно не забывать, о национальной и культурной самобытности народов.

Устное творчество народов, издревле населявших территорию современной средней Азии, отличается своей красочностью, поэтичностью, богатством и самобытностью. В своей истории оно насчитывает не одно столетие и тесно переплетается с фольклором других восточных народов.

Востоковеды определяют территорию Средней Азии в несколько стран. Среди них: Республика Казахстан, Республика Туркмения, Республика Узбекистан, Республика Киргизия и Республика Таджикистан. Население Средней Азии составляет около 70 млн. человек. Их традиции и обычаи во многом одинаковы, но имеется и немало отличий. Рассмотрим их более подробно.

Казахский фольклор — отличается глубоким содержанием, мастерством художественного слова, имеющим огромное воспитательное значение для молодежи. Основные жанры казахского фольклора: героический эпос, обрядовая песня, лирическая поэзия, исторические, пастушеские, магические, свадебные и похоронные песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки.

К казахскому фольклору также относятся и дидактические жанры: басни, притчи, пословицы, поговорки, крылатые слова, загадки и назидания. Большинство из них содержат наставления, поучения, глубокую мысль, тонкий подтекст, запоминающиеся ритмику и рифму.

Киргизский фольклор представлен обрядовой поэзией, лирическим жанром, санатом, насыятом — нравоучительной устной поэзией, пословицами и поговорками, загадками и сказками, мифами и легендами. Фольклор киргизов является многожанровым, среди них эпос «Манас» (имеется в виду трилогия «Манас», «Семетей», «Сейтек».) играет выдающуюся роль, и состоит из нескольких сот тысяч стихотворных строк и превосходит по объему все известные эпические произведения мира, что и составляет одну из его отличительных особенностей.

Наиболее популярные в народном жанре пословицы и поговорки охватывают практически все стороны жизни киргизского народа, отражая его опыт в лаконичных, но метких и образных выражениях.

Таджикистанское народное творчество поражает своим богатством и жанровым разнообразием. Фольклор таджиков, имеющий тысячелетние традиции, богат и разнообразен: героический эпос, трудовые (майда), колыбельные, обрядово-календарные, обрядово-праздничные и траурные народные песни (суруд). Популярны в народе четверостишия (рубаи), сказки — волшебные и сатирические, распространены юмористические рассказы-анекдоты (латифы). Таджикский народный эпос «Гуругли» – произведение монументальное. В устно-песенном исполнении лучших сказителей он содержит более ста тысяч рифмованных строк. Цикл эпических песен «Гуруглы» исполнялся под аккомпанемент дутара.

Большой популярностью пользуется национальный эпос - дестан. В дестанах чередуется прозаическое повествование и поэтические фрагменты -стихотворения, которые поются под аккомпанемент дутара нараспев.

В устном фольклоре Туркменского народа можно встретить большое разнообразие жанров: волшебные сказки, колкие поговорки и пословицы, отличающиеся своим остроумием анекдоты, мелодичные, хватающие за душу, песни. И история каждого из них уходит в далекое прошлое.

Самобытность туркменской музыки выражается и в оригинальной манере пения. Певцы поют при большом напряжении голосовых связок и главным образом очень высоким голосом. Особенности природного ландшафта (степи, пустыни) и кочевого образа жизни выработали у туркмен привычку громко разговаривать. Отсюда и громкое пение, резко контрастирующее с тихим, нежным звучанием дутapa.

Народы, населяющие Узбекистан, всегда бережно относились к своему устному фольклору, как к великому наследию своих предков, стараясь передать его потомкам, в свою очередь обогащая его. Основные жанры узбекского фольклора тесно переплетаются с фольклором народов Средней Азии, здесь также есть обрядовые песни, лирическая поэзия, сказания о храбрых героях, прекрасные и поэтические легенды о влюблённых.

Выделяется музыкальный фольклор узбекского народа, он самобытен и разнообразен. В нем песни, которые, не могут существовать без музыки: «Ёр-ёр» -свадебные песни; «Лапар»-шуточные песни, «Марсия»-похоронные песни. Есть узбекские макомы-сложная в исполнении лирическая музыка со множеством музыкальных исполнителей. Среди этих разновидностей особняком стоят народные сказители - «бахши» (в Хорезмской области-«халфа»). [4]

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что устный фольклор народов, проживающих на территории современной Средней Азии, очень самобытен, красочен, разнообразен и разножанровен. Он живет и сопровождает народ на протяжении всей многовековой истории, в повседневной жизни и в торжественных моментах, и в радости, и в горе. Длительное территориальное соседство наложило свой отпечаток на народный фольклор, чувствуется взаимовлияние и взаимопроникновение устного народного творчества, что прослеживается в жанровых сходствах, сюжетных переплетениях героических эпосов и легенд.

Устный фольклор народов Средней Азии, малоизученный пласт тем и идей, которые могут стать источником для создания хореографического произведения. Имеют большой потенциал, для пластической реализации на сценических площадках, чему есть много промеров. Многие великие балетмейстеры вдохновлялись легендами и сказаниями. Например, балет "Легенда о любви" поставленный Ю.Григоровичем по драме турецкого поэта Назыма Хикмета "Ферхад и Ширин" которая, в свою очередь, основывалась на поэме классика азербайджанской поэзии Низами Гянджеви «Хосров и Ширин», взявшей свое начало из фольклорных любовных эпосов.

Также из истоков узбекского фольклора, берет начало драматический жанр, в котором была написана драма Б. Гарги "Сохани и Махивал", по которой Галия Измайлова поставила национальный балет "Амулет любви".

Важно сохранять традиции и культуру народа, так как она повествует нам о его истории и человеческих переживания, о культуре быта. С помощью фольклора можно проследить развитие страны, народа и культурной принадлежности. Устный Фольклор, это огромная кладезь для творчества. Его нужно не только сохранять и передавать следующим поколениям, но и обрабатывать и показывать через призму хореографического искусства.

 

Список литературы:

  1. Беляев В. Некоторые вопросы развития национальных музыкальных культур в среднеазиатских республиках // Революция и национальности. 1936. № 6. С. 44-52.
  2. Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Щекотихина С.А., Балетмейстер и коллектив: учебное пособие. Орёл, ОГИК, 2020
  3. Гусев, В.Е. Фольклор: История термина и его современные значения /В.Е.Гусев. - СЭ, 1966. №2. - С.232–236.
  4. Кароматов Ф., Узбекское народное музыкальное наследие, 1-2книга, Т., 1978-1983 гг.
  5. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века. М.: Изд. дом Марджани, 2015. 124 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.