Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Красноярова А.В. ПОНЯТИЕ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА, КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(137). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(137).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНЯТИЕ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА, КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ

Красноярова Анастасия Вячеславовна

студент, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Бухвостова Лариса Владимировна

научный руководитель,

проф., Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

THE CONCEPT OF FOLK STAGE DANCE AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN CULTURAL UNIVERSITIES

 

Anastasia Krasnoyarova

student, Department of Choreography, Orel State Institute of Culture,

Russia, Orel

Larisa Bukhvostova

scientific supervisor, Professor, Oryol State Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

На современном этапе развития российского общества повышается интерес к народному творчеству, одной из разновидностей которого является народный танец. Как один из древнейших видов искусства, он вбирает в себя многовековой опыт человеческой деятельности и служит мощным средством воспитания подрастающего поколения. В процессе освоения народного танца, благодаря проявляющимся особенностям старинных обрядов и ритуалов, отражению эталона культуры общения, манер поведения, примеров осуществления трудовой деятельности народа, происходит процесс приобщения молодого поколения к культурным, нравственным и духовным ценностям многих поколений.

ABSTRACT

At the present stage of development of Russian society, interest in folk art is increasing, one of the varieties of which is folk dance. As one of the oldest forms of art, it absorbs the centuries-old experience of human activity and serves as a powerful means of educating the younger generation. In the process of mastering folk dance, due to the manifested features of ancient rituals and rituals, the reflection of the standard of communication culture, manners of behavior, examples of the people's work, the process of introducing the younger generation to the cultural, moral and spiritual values of many generations takes place.

 

Ключевые слова: народно-сценический танец, навыки, педагогическая деятельность, творческая деятельность, фольклор, хореографическое искусство.

Keywords: folk stage dance, skills, pedagogical activity, creative activity, folklore, choreographic art.

 

В настоящее время на кафедрах хореографии в вузах культуры организация учебного процесса определяется комплексным подходом к обучению, основанным на взаимосвязи всех учебных дисциплин, обеспечивающих всестороннее развитие обучающихся. Основой цикла хореографических дисциплин является классический танец. Народно-сценический танец так же считается одним из основных предметов, находящихся в базовой части дисциплин профессионального блока образовательной программы. Данная дисциплина сочетает в себе логическую систему школы классического танца и многообразие народной пластики. При изучении дисциплин «Классический танец», «Классический танец и методика его преподавания» и «Народно-сценический танец», «Народно-сценический танец и методика его преподавания» обучающиеся получают не только знания хореографической культуры, но и возможность развития своих художественных способностей и творческого потенциала, реализация которых возможна через обращение к народному танцевальному творчеству, праздникам, обрядам, обычаям, традициям, песенному и музыкальному фольклору. При изучении народно-сценического танца расширяются и обогащаются исполнительские возможности обучающихся, формируется качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.

Всесторонние изучение народно-сценического танца важно, как с хореографической точки зрения, так и с точки зрения влияния его на этнокультурное воспитание личности исполнителя. Процесс обучения народному танцу способствует формированию у обучающихся интереса и уважения и культуре не только русского народа, но и культуре других народов мира. Процесс обучения построен таким образом, что поставленные педагогические задачи решаются при помощи синтеза многочисленных художественно-педагогических приемов и техник. Это в свою очередь способствует развитию и формированию у будущих специалистов высокого мастерства, владения методикой исполнения движений, умений грамотно объяснять, выстраивать и перерабатывать пройденный материал [1, с. 60].

А. Клинов и своей книге «Основы русского народного танца пишет о том, что русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества [2, с. 2] Эти слова можно отнести и к танцам других народов, так как испокон веков в танце каждый народ передавал свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития народный танец всегда был тесно связан как с бытом и обычаями человека, будь то рождение ребенка или свадьба, так и с трудовым сельскохозяйственным годом, величающим в себя посев, сбор урожая и многое другое.

Народный танец неотделим от песни и музыкальных произведений, они наложили отпечаток на его характер в стиль, определив особенности манеры исполнения, наполнив танец каждого народа содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

Из аннотации к рабочей программе Орловского государственного института культуры учебной дисциплины «Народно-сценический танец» по направлению подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство» по профилю подготовки «Педагогика», видно, что целью данного курса является профессиональная подготовка обучающегося к педагогической деятельности в сфере современного хореографического образования. В процессе освоения дисциплины у обучающихся должен сформироваться необходимый комплекс знаний в области теории и методики народно-сценического танца, а также осуществиться знакомство с многообразием форм, стилей, существующих в мировой народной сценической хореографии, совершенствование исполнительской техники, развитие координации движения, чувства ритма, проявления собственной индивидуальности во время исполнения народного танца.

В результате освоения дисциплины у студентов должны сформироваться следующие компетенции:

  • способность осознавать роль искусства и культуры в человеческой жизнедеятельности, развивать собственное художественное восприятие и вкус;
  • способность обучать танцевальным и теоретическим дисциплинам, сочетая научную теорию и достижения художественной практики;
  • способность использовать понятийный аппарат и терминологию хореографической педагогики, образования, психологии;
  • способность создавать учебные танцевальные композиции от простых комбинаций до небольших музыкально-хореографических форм;
  • способность сочинять качественный хореографический текст.

В результате освоения дисциплины «Народно-сценический танец» у обучающихся должны сформироваться знания о содержания народно-сценического танца как основе в системе специальных дисциплин, его принципах и назначений и организациях искусств. Также к основным задачам дисциплины относится: приобретение системы знаний лексического материала народно-сценического танца, накопление теоретических знаний и практических навыков по построению, проведению и методике преподавания уроков народно-сценического танца, освоение методов сочинения танцевальных комбинаций, этюдов, композиций, хореографических номеров на материале танцев различных национальностей, воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умение точно передать национальный характер и манеру танцев различных народов, сложность их темпов и ритмов [4, с. 3].

Дисциплина «Народно-сценический танец» в вузах культуры, как и многие другие модули специального цикла, решают множество педагогических задач, ставя при этом свои определенные цели. Цели данного модуля можно разделить на несколько блоков:

1. Развитие двигательного аппарата всего организма обучаемого. Данный блок направлен на развитие подвижности в суставах, воспитание эластичности и укрепление связок, развитие и формирование мышц, их силы и выносливости. В разной степени при этом происходит тренировка нервной системы, которая в свою очередь регулирует всю деятельность двигательного аппарата. К данной деятельности относится не только внимание, направленность, собранность психофизической работы, связанной с творческим наполнением движений, но и способность охватить одновременно все стороны исполнительства. При этом развить умение рационально использовать свои силы, быстро и точно переключать внимание с одного движения на другое. Все это способствует воспитанию воли, в основу которой входит сознательная дисциплина, которая помогает в формировании твердости характера, трудолюбия, настойчивости, умение выдерживать большие физические нагрузки и высокое нервное напряжение.

2. Развитие выразительности исполнения. Основу блока составляет комплексный подход в процессе физического и художественного воспитания и развития, в процессе которого значительно повышается техника исполнения упражнений, развивается выразительность, танцевальность, нарабатываются навыки исполнения характерных особенностей такого или иного танца и его национального своеобразия.

Изучение народно-сценического танца, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения, владение теоретическими и методическими знаниями данной области хореографии, дают возможность создавать на сцене средствами сценического танца правдивый образ той или иной национальности. Вынося танец на сцену, надо уметь рассматривать его не как социальное явление в жизни человека, а как искусство, сформированное в социуме. Смотря на танец с этой точки зрения, надо сказать, что формируясь под влиянием социальной среды, он становится зрелищем, у него появляется зритель, а значит, танцевальное искусство становится не просто народным творчеством, а сценическим видом искусства. Для народного танца момент перехода в сценический танец наступил, когда из обрядового и бытового он перерос в танцевальные зарисовки скоморохов. Ю.А. Бахрушин наряду с другими исследователями считает, что именно скоморохи были первыми профессиональными исполнителями русского танца, а значит, и прародителями народно-сценического танца [3, с. 10].

Система движений народного танца, область теории и практики, способы передачи приобретенных знаний - вот три направления хореографического искусства, составляющие когнитивную основу курса «Народно-сценический танец».

Рассматривая данную тему, можно сказать, что изучение танцевальной культуры народов мира необходимо так же, как и всемирной истории и мировой художественной культуры. Это подтверждается тем, что большинство народов мира очень тщательно относятся к своим традициям и своему фольклору, оберегают и сохраняют его, а вот у россиян это как-то утратилось. В современном обществе уже нигде не встретишь того, чтобы люди танцевали «Барыню» или какой-либо другой русский танец просто так на праздниках. Хорошим примером, сохранения своих национальных традиций, являются кавказские народы, так как они, независимо от профессии, возраста и статуса, могут встать станцевать «Лезгинку» в любом месте, на любом мероприятии. В России только вузы культуры ещё стараются сохранять знания о русском танце, областных особенностях.

Как мы выяснили, вузы культуры, в большей своей части, готовят специалистов в сфере педагогической деятельности, именно поэтому одной из деятельностных составляющих курса «Народно-сценический танец» является обучение основам педагогического мастерства. В данный раздел обучения входит формирование профессиональных педагогических и балетмейстерских умений и навыков в области народно-сценического танца, совершенствование умений и навыков наблюдения и анализа образовательного процесса, овладение умениями и навыками самоанализа и самооценки своей деятельности как преподавателя и художественного руководителя, обучения творческому применению на практике знаний, полученных при изучении теории и методики преподавания народно-сценическому танцу вузе, формированию умений и навыков культуры педагогического общения в процессе постановочной и репетиторской деятельности и формирование индивидуального стиля готическое деятельности [1, с. 5].

Методика преподавания курса «Народно-сценический танец», как и практически любой другой дисциплины, построена по принципу «от простого, к сложному». При этом она предполагает не только набор правил и догм, а применение творческого подхода к уже наработанным годами методам и приёмам. Опираясь на опыт большинства педагогов, можно отметить, что более эффективной организацией учебного процесса является изучение основного материала в первом полугодии (первый семестр занятий). Учитывая основной принцип методики преподавания, вначале обучающиеся изучают движения в чистом виде, постепенно переходя к их простым сочетаниям. Далее учебный процесс выстраивается в порядке: проработка изученного материала — изучение всех возможных подходов и переходов — сочетание движении, подходов и переходов с другими движениями. Далее следует построение более сложных, насыщенных и длительных учебных комбинаций с постепенным нарастанием темпа исполнения.

Каждый этап обучения важен, так как имеет свои особенности и подводные камни. Так, например, если на начальном этапе, закладывая базовые знания для важных исполнительских качеств, при которых формируется культура исполнения, упустить момент в формировании какого-либо навыка, в дальнейшем обучающемуся будет труднее справляться с более сложным материалом. Это важный момент процесса освоения дисциплины, при котором происходит развитие чувства позы, навыки координации, выработка выносливости, умение передать в движении стилевые особенности музыки, разнообразие ее темпов и ритмов, что в свою очередь влияет на формирование чистоты стиля и манеры исполнения.

Для наилучшего усвоения материала программой дисциплины, «Народно-сценический танец» предусмотрена самостоятельная работа. Этот раздел обучения предполагает самостоятельное изучение обучающимся учебно-методической литературы, знакомство с историей и культурой народов, изучение взаимодействия народно-сценического танца с другими видами искусства, просмотр видеоматериалов с творческой деятельностью выдающихся балетмейстеров, педагогов и различных ансамблей народного танца. Сюда же относится самостоятельная отработка пройденного материала, подбор музыкального сопровождения, сочинение комбинаций и этюдов, составление планов уроков народно-сценического танца, поведение урок, их разбор и анализ. Всё это, наряду с расширением знаний будущих специалистов в области народно-сценического танца, даёт навыки научного подхода к созданию постановок на основе изученного материала [5, с. 5].

В процессе обучения, обучающиеся проводят самостоятельные практические занятия, что дает им возможность нарабатывать навык педагогической деятельности. Проводя занятия, они учатся грамотному объяснению и показу материала, его правильной музыкальной раскладке, стремлению добиваться правильного исполнения, соблюдая при этом манеру и характер определенного танца.

«Народно-сценический танец» как учебная дисциплина воспитывает у обучающихся навыки исполнительской и педагогической деятельности. Как педагог, и как исполнитель специалист в данной области должен систематически пополнять свои знания в области национальных культур народов мира, используя при этом все возможные богатства подлинно народных танцев и применяя их в практике.

Таблица 1

Результат освоения дисциплины «Народно-сценический танец»

Знания

Умения

Навыки

  1. Сущность, цель и задачи народно-сценического танца в системе хореографического образования;
  2. Теоретические и научно-педагогические основы народно- сценического танца;
  3. Основные источники и каналы информации о народно-сценическом танце;
  4. Терминология научно народно-сценического танца;
  5. Основные этапы становления и развития школы народно-сценического танца;
  6. Методика, техника и манера исполнения народных танцев;
  7. Принципы музыкального оформления урока народно-сценического танца;
  8. Технология создания танцевальных движений, этюдов, постановочных работ на основе лексики народно-сценического танца.

1. Уметь примерять теорию и методику преподавания народно-сценического танца в своей творческой, исследовательской и исполнительской деятельности;

2. Осваивать методику преподавание народно-сценического танца;

3. Осваивать методику построения и ведения урока народно-сценического танца;

4. Развивать музыкальность, координацию движений, выразительность, эмоциональность и свободу исполнительства;

5. Вырабатывать силу и выносливость в овладении техникой народно-сценического танца;

6. Разбивать и анализировать урок народно-сценического танца;

7. Применять теоретические знания в процессе выполнения самостоятельных творческих заданий;

8. Осуществлять подбор музыкального материала;

9. Использовать учебную, учебно-методическую и научную литературу в профессиональной деятельности;

10. Использовать систему знаний народно-сценического танца для преподавания в школах искусства, хореографических ансамблях и других учреждениях культуры и искусства.

1. Владеть методикой педагогической, постановочной и репетиционной работой в области народно-сценического танца;

2.Техникой исполнения движения народно-сценического танца;

3. Манерой и стилевыми особенностями исполнения народно-сценического танца;

4. Навыками сочинения учебных и танцевальных комбинации;

5. Навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций.

 

Список литературы:

  1. Фоменко, И.М. Народно-сценический танец: вопросы теории и практики: учебное пособие. В 2 ч. ч. 1[Текст] / И.М. Фоменко, К.В. Гладышев. - Орёл: ОГИК, 2018. -  240 С.
  2. Климов, А.А. Основы русского народного танца: учебник для студентов хореограф. Отд-ий ин-тов культуры, балетмейст. Ф-тов театр. Ин-тов и учащихся хореограф. Училищ [Текст] / А.А. Климов. - М. : Искусство, 1981. - 270 с.
  3. Бахрушин, Ю.А. История русского балета: учебник для вузов [Текст] / Ю.А. Бахрушин. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 275 с.
  4. Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины Б1.В.03 Народно-сценический танец направление 52.03.01 - Хореографическое искусство, профиль подготовки: Педагогика [Электронный ресурс] // ОГИК: официальный сайт. - Орел, 2018. - 9с. - Режим доступа: http://ogiik.orel.ru/sveden/education/52.03.01/Annot_B1.V.03_52.30.01_15.05.2018.pdf (дата обращения: 17.03.2024)
  5. Фоменко, И.М. Народно-сценический танец. Экзерсис у станка: учебное пособие [Текст] / И.М. Фоменко - Орел: ООО «Горизонт», 2019. - 253 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.