Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИССЛЕДОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МАЛЫХ НАРОДОВ МИРА КАК ИСТОЧНИК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ХОРЕОГРАФА
THE STUDY OF THE DANCE CULTURE OF SMALL NATIONS OF THE WORLD AS A SOURCE FOR PROFESSIONAL IMPROVEMENT OF THE CHOREOGRAPHER
Elizaveta Tarasova
student of group 41-14, Choreography Department, Oryol State Institute of Culture,
Russia, Orel
Irina Abramova
scientific supervisor, Associate Professor of the Choreography Department, Oryol State Institute of Culture,
Russia, Orel
АННОТАЦИЯ
В статье автор анализирует источники для создания хореографического произведения. Рассматривает необходимость сохранения и развития коренных или малочисленных народов, сценическое воплощение национального колорита малых народов.
ABSTRACT
In the article, the author analyzes the sources for creating a choreographic work. Considers the need for the preservation and development of indigenous or small-numbered peoples, the scenic embodiment of the national flavor of small peoples.
Ключевые слова: хореограф, хореографическое произведение, малые народы, народный танец.
Keywords: choreographer, choreographic work, small nations, folk dance.
«Я хотел делать что-то новое в танце, чтобы вводить новшества в танце, нужно нечто большее, чем инновация. …»
Джин Келли
В настоящее время актуальной задачей для балетмейстера-постановщика является саморазвитие и профессиональное совершенствование. Балетмейстер постановщик должен быть всегда осведомлен в таких науках как география, психология, живопись, история и т.д. Постановщику нужно постоянно развиваться, адаптироваться, идти в ногу со временем. Профессиональное совершенствование балетмейстера заключается в постоянном изучение и саморазвитии.
Для создания хореографического произведения необходимо возникновение замысла у балетмейстера. Работа над хореографическим произведением, которое бы соответствовало художественно-эстетической подготовке исполнителей, их возрасту, техническим и актерским возможностям. Идея может возникнуть на основе литературного произведения, произведения живописи, иногда необходимость высказаться приходит к балетмейстеру после прослушивания музыкального произведения. Это цель (задача), которая стоит перед создателем танца [4, с. 18].
Народный танец является основой хореографического искусства, его лексической, технической, и композиционной базой. Традиция народного танца создана самим народом, возникла из его жизни, социальных и природных условий. На ее развитие и становление воздействовали быт, нравы людей. По мере роста культуры народов танец постепенно переходил в сферу празднеств, увеселений, торжеств. Из народного танца вырос бальный, салонный танец, на его основе появился классический танец. Взаимосвязь классического и народного танцев хорошо прослеживается в национальных балетах. Это характерные танцы в классических балетах – из народных танцев отбираются наиболее яркая лексика, позы и сочетаются приемы классической танцевальной системы [4, с. 7].
Многие исследователи полагают одной из основных задач человечества в XXI веке необходимость сохранения и развития коренных и малочисленных народов Земли. Согласно определению, данному в словаре-справочнике по социолингвистике, коренными считаются народы – «исконно проживающие на той или иной территории». Кроме того, коренное население должно сохранить традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охоты, земледелие, собирательство, скотоводство, и исповедовать древние религии. К данному определению можно добавить, что в мировой практике есть и другие названия для коренных народов: исконные народы, коренное население, четвертый мир, народы, ведущие племенной образ жизни [2, с. 382].
Русский писатель Владимир Даль дает наиболее широкое понятие определению «малые народы» - «первобытные, исконные, вековые, родовые, коренные жители, туземцы, старожилы, первоселы, коренники, сидящие на корню, противоположи, поселенцы, переселенцы, посельники, новоселы, прибылые, пришлые, припущен пики, наброд»" [6].
В Российской Федерации коренными малочисленными народами понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Как уже отмечалось ранее, выделение коренных малочисленных народов в отдельную группу обусловлено так же тем, что они ведут традиционный образ жизни, основанный на традиционном землепользовании [5, с. 4].
Фольклорный танец – этот термин употребляется уже: собственно народный танец или танец с народной первоосновой. Он исполнялся в быту, то есть в некоей жизненной ситуации. Поводом мог быть любой обряд – трудовой, семейный, календарный или народные посиделки, вечерки, гулянья. Сценический танец – это танец, рассчитанный для исполнения на подмостках. Это определяет многое: работа на зрителя, требование законченности, определение формы и временные рамки и т.д.
При создании танцевального номера на фольклорном материале балетмейстер изучает эпоху, быт, обычаи, обряды, костюм, музыку, движения, характер и манеру исполнения, и композицию бытующих в народе танцев. Это особенно важно при создании танца на фольклоре малых народов, или на основе исторических событий, т.к. должно быть отражено в манере исполнения движений и использовании выразительных средств хореографического искусства. [1]. Важно обращать внимание к исследованию и сценическому воплощению национального колорита малых народов, их яркость и самобытность, а также необходимостью сохранения и развития богатой и уникальной культуры.
Изучение культуры малоизвестных народов способствует не только саморазвитию и совершенствованию балетмейстера, расширяет его кругозор и уровень культуры, но также повышает культурный и художественный уровень исполнителей хореографических номеров и зрителей, которые их видят в концертных программах.
Если вести разговор об этнических меньшинствах, чьи язык и традиции находятся на грани исчезновения, то таких реликтовых этносов в Европе не один десяток, рассмотреть это можно на примере Уйгурского народа.
Уйгуры являются коренным народом тюркского Восточного Туркестана. Это сформировавшаяся средневековая народность, у которой есть свой язык, культура и традиции. Среднеазиатские народы называют уйгуров кашгарцами, китайцы — чантоу, монголы — хотонами.
Основные занятия – пашенное поливное земледелие, огородничество, садоводство и виноградарство (Турфан), выращивание бахчевых культур. Музыкальный инструментарий общий для многих народов Ближнего и Среднего Востока в числе традиционных инструментов: струнные щипковые – дутар, тамбир, равап [3, с. 13].
Становление танцевального искусства уйгур проходило тем же путем, что и танцевальное искусство народов Средней Азии и Казахстана.
Его истоки уходят в глубокую древность в период родоплеменных объединений тюркских народов, когда уйгуры были одним из самых крупных племен в составе древних Орхано-Енисейских племенных объединений. Предки уйгур имели в своих культурных запасах и древнейшие подражательные пляски и старинные танцы шаманов, и танцы, посвященные календарным празднествам, возносившим хвалу природе, и разного рода праздничные массовые танцы (ритуальные, трудовые, воинственные и др.).
На ранней ступени развития, уйгурский танец носил культовый характер, в нем отражались различные мировосприятия, связанные с жизнью человека, явлениями окружающей природы и попыткой их осмысления. На этом этапе, в трудовых действиях, связанных с охотой, скотоводством, а в дальнейшем и с земледелием зарождались такие формы как подражание движениям живой природы; зверям, животным, птицам; образная иллюстрация явлений природа: ветра, речной волны, распускающегося цветка и т.п. Охота, как форма труда рождала охотничьи пляски, которые исполнялись как до, так и после охоты большим количеством людей. Многие охотничьи пляски уйгур не дошли до нас. Многие утеряли свое магическое действие и приобрели характер народных плясок или дошли до нас в форме отдельных танцевальных движений и образных танцевальных фраз [3, с. 2].
В настоящее время для сохранения и развития танцевального фольклора уйгур необходимость «примирить» его фольклорное и сценические начала, подчинить народный танец законам театрального действа. Только тогда он будет интересен зрителю, будет заключать в себе рассказ о жизни людей. И здесь, необходима грамотная и вдумчивая работа хореографа.
Приступая к работе, хореограф должен знать, какую цель перед собой ставит, к чему стремится, обязан четко продумать драматургию будущего сочинения. Таким образом, хореограф это и режиссер, т.е. человек, создающий не только танец, но и хореографический спектакль полностью, все его сценическое действие от начала до конца.
Список литературы:
- Васильева Т.А., Резепова Э.А. Искусство танца: принципы, методы, основные композиционные приемы / Васильева Т.А., Резепова Э.А. [Электронный ресурс] // XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2021 : [сайт]. — URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018025556 (дата обращения: 05.05.2024).
- Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т. В. Жеребило — 5. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2010 — 486 c.
- Исраилов М. В. Уйгурский танец на территории Средней Азии и Казахстана [Текст] / Исраилов М. В. — Ташкент: Каталог авторефератов диссертаций, 2021 — 26 c.
- Попова, Л. В. Композиция постановка танца [Текст] / Л. В. Попова — Якутск: 2022 — 103 c.
- Чижикова, А. А. Категории "коренные малочисленные народы" и "традиционное природопользование" в российском и международном законодательстве [Текст] / А. А. Чижикова // Форум молодых ученых. — 2021. — № 4 (56). — С. 421.
- Толковый словарь Даля : [Электронный ресурс] // — URL: https://www.slovardalja.net/word.php?wordid=23 (дата обращения: 01.05.2024).
дипломов
Оставить комментарий