Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Коверсун И.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА УРАЛА В РЕПЕРТУАРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(137). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(137).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА УРАЛА В РЕПЕРТУАРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Коверсун Илья Владимирович

студент группы 41-04, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орёл

Абрамова Ирина Владимировна

научный руководитель,

доц. кафедры хореографии, Орловский государственный институт культуры

РФ, г. Орёл

THE UTILIZATION OF URAL FOLK DANCE TRADITIONS IN THE REPERTOIRE OF PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC ENSEMBLES

 

Ilya Koversun

student of group 41-04, Choreography Department, Oryol State Institute of Culture,

Russia, Orel

Irina Abramova

scientific supervisor, Associate Professor of the Choreography Department, Oryol State Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

В статье автор описывает деятельность профессиональных хореографических коллективов, которые используют в своей работе региональные особенности русского народного танца, а именно – уральского фольклора. Рассматривает ценность сохранения танцевальных традиций Урала, как способ обогащения хореографического произведения в творчестве подрастающего поколения.

ABSTRACT

The author of this article examines the work of professional choreographic ensembles that incorporate regional features of Russian folk dance, specifically Ural folklore, into their creative process. The article emphasizes the importance of preserving Ural dance traditions as a means of enriching choreographic works and ensuring their continuation by younger generations.

 

Ключевые слова: Урал, уральский фольклор, главный балетмейстер, хореографическое произведение, сохранение танцевальных традиций.

Keywords: Ural, ural folklore, principal ballet master, choreographic work, preservation of dance traditions.

 

Актуальность темы данной статьи подтверждается тем, что при создании хореографических композиций, большое значение придаётся насыщению номеров региональными компонентами русского народного танца. Так как использование областных особенностей делает номера более оригинальными, наполняет неповторимым колоритом, особыми рисунками по сценической площадке, присущими данному региону, и характерными положениями рук, ног и корпуса. Естественно, приступая к созданию подобных композиций, хореограф должен располагать широкой информацией по многим аспектам: надо знать достопримечательности края, костюм, одежду, домашний уклад; иметь точные представления о том, какие песни поют в интересующей области. Особое внимание нужно обращать на такие детали, как походка, манера исполнения, движения, рисунок танца.

На территории нашей необъятной России существует множество профессиональных коллективов танцевального и вокально-хореографического творчества, каждый из которых неповторим, имеет свой репертуар и историю становления. Самые знаменитые коллективы, занимающиеся популяризацией и сохранением наследия русского народного танца – это Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» им. Надежды Надеждиной, Государственный академический орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов русский народный хор им. М.Е. Пятницкого, Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К.И. Массалитинова, Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» им. М. Фирсова и многие другие. Урал – не исключение. На его территории существует Уральский академический русский народный хор, который бережно хранит традиции и популяризирует культуру региона.

Уральский государственный академический русский народный хор – один из самых знаменитых профессиональных коллективов народного творчества.  Создание уральского хора приходится на самое непростое время, разгар Великой Отечественной войны. 22 июля 1943 года был выпущен приказ Бюро Свердловского обкома ВКП (б) «О создании Уральского народного хора русской песни при Свердловской филармонии». Хоровая группа хора была создана на базе самодеятельных хоровых коллективов с. Измоденово Белоярского района и с. Покровское Егоршинского района Свердловской области, с привлечением солистов из с. Катарач Буткинского района и с. Малая Лая Кушвинского района Свердловской области [4].

Лев Львович Христиансен, выпускник Музыковедческого отделения Московской консерватории, стал основателем и первым художественным руководителем хора. Во время своей работы в Уральском хоре Лев Львович активно исследовал Уральский фольклор и аранжировал большую часть песен для коллектива. С первых дней основания коллектива рядом с ним была его верная помощница Неонилла Александровна Мальгинова, первый хормейстер [2].

В 1991 году, по приглашению министерства культуры Свердловской области, Уральский хор возглавил Заслуженный деятель искусств РФ Александр Григорьевич Дармастук.

В 2012 году художественным руководителем становится Е.М. Пасечник.

С 2017 года художественным руководителем Уральского хора является Николай Зайцев – выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных по классу народного хора [3].

За более чем 80 лет своей творческой жизни, коллектив выступил во многих городах Российской Федерации, его концертные программы были представлены на лучших площадках страны, таких как – Концертный зал имени Петра Ильича Чайковского, Государственный Академический Большой Театр оперы и балета России, Государственный Кремлевский Дворец, и другие. Более 50 стран мира рукоплескали артистам уральского хора, песни и танцы Урала были представлены на лучших мировых площадках - Концертный зал «Плейель» (Франция), королевский театр «Друри-Лейн» (Лондон), художественный театр «Мансудэ» (КНДР) и другие [2].

В 1996 год стал знаменательным для коллектива, благодаря 53 летнему труду и множеству достижений Уральского хора указом Советов Министров РСФСР хору присвоили звание академического [3].

В 1944 году в хоре образовалась танцевальная группа. Ее основателем и первым балетмейстером была Ольга Николаевна Князева, которая проработала в хоре с 1944 по 1963 год.  В 1926 году она окончила балетную школу при Свердловском театре оперы и балета и была принята в балетную труппу этого театра. В 1944 году, после 18-ти лет сценических выступлений она стала хореографом, первым балетмейстером, постановщиком и художественным руководителем танцевальной группы Уральского государственного академического русского народного хора. О.Н. Князева считается его основателем наряду с известным музыковедом, фольклористом Л.Л. Христиансеном и хормейстером Н.А. Мальгиновой. Именно они, помогли ей освоится и раскрыться в народном творчестве. Благодаря дружескому наставничеству коллег артистка советского балета вела продолжительный станок, вводила в танцы новичков, занималась с хором и постепенно принялась за постановки. Она проработала в коллективе 25 лет, поставила более 60 танцев и воспитала 80 талантливых танцоров. В числе ее выдающихся выпускников и последователей был российский хореограф, балетмейстер, создатель, директор и художественный руководитель Московского государственного академического театра танца «Гжель» В.М. Захаров. Именно Ольга Николаевна его, как молодого специалиста, пригласила на практику в Свердловск, в Государственный Уральский хор. После окончания практики Ольга Князева отправила его в г. Куйбышев (сегодня г. Самара), где Владимир Захаров стал главным балетмейстером Государственного Волжского хора [3].

О.Н. Князева впервые занялась сбором, изучением и систематизацией танцевального фольклора Урала, собрала уральский танец из разнофактурных кусочков, создала ряд хореографических постановок, основанных на исключительно уральском материале. Среди них знаменитая уральская пляска «Семера». Эта кадрильная пляска отличалась высоким темпом, последовательностью комбинаций с мелкой техникой движений ног, характерной для Урала манерой, но несмотря на это отточенностью линий и легкостью исполнения.

Результатом многолетнего труда Ольги Николаевны стала книга «Танцы Урала», в которой подробно   описаны бытовавшие в различных регионах Урала, танцы, собранные автором во время многочисленных фольклорных экспедиций: «Зимушка»; «Байновская кадриль» - записана на Урале, в селе Байны, Свердловской области; «Шестёра» - кадрильная пляска, бытующая во многих районах Урала, записана в Покровском районе Свердловской области; «Топтуша» - бытовой танец, записанный в Пермской области, название идет от основного движения танца: пристукивания каблучками на месте (напоминающем топтание льна) и в продвижении; «Первая любовь»; «Крученка» - бытовая кадрильная пляска,  записана в Красноуфимском районе Свердловской области; «Рыбка окунечек» [1].

Немалую известность составляют постановки Ольги Князевой – «Семера» и танцевальные картинки «Большой уральский перепляс», «Весеннее гуляние», «Уральская свадьба», «Лирический танцевальный дуэт», «Уральская круговая барыня», «Пляска Уральская, праздничная». Важно отметить, что «Семера» была очень популярна и понравилась многим балетмейстерам. Уральской «Семерой» заинтересовался даже Игорь Моисеев, который просил Ольгу Николаевну разрешить вставить номер в репертуар своего ансамбля и пригласил её в Москву для постановки. Все пляски, созданные Ольгой Князевой, яркие и веселые, запоминающиеся и разнохарактерные. Ей удалось ухватить суть у народа и воплотить в художественные формы то изящество простоты, красоты и благородства, которые так хорошо гармонируют с духом народного творчества.

На сегодняшний день главным балетмейстером Уральского хора является Александр Николаевич Черепанов, а хореографический репертуар составляют постановки балетмейстеров, служивших коллективу долгие годы. Это и работы Ольги Князевой, В. Миронова - вокально-хореографические композиции «Ирбитская ярмарка», «Барыня – сударыня», «Святочные игрища», «Верхотурские гуляния», «Триптих» (созданный по мотивам уральских промыслов). Сам же Александр Черепанов тоже привнёс в историю коллектива такие постановки как «Зауральская круговая топотуха», «Потихоня», «Уральская барыня», «За околицей» [2].

Уральский хор всегда старается идти в ногу со временем, развиваться и создавать новые танцевальные и вокально-хореографические зарисовки, но при этом сохраняя танцевальные традиции Урала и сценические номера, вошедшие в «золотой фонд» коллектива. Секрет творческого долголетия коллектива - это его концертные программы, вобравшее лучшие танцевальные и вокально-хореографические зарисовки всего времени существования коллектива - «Легенда Урала», «За Россию, за мою», «Наша родина – Урал», «Берегите Россию», «Рождественский концерт», «Под окном черёмуха колышется», музыкальное действо по сказам П.П. Бажова «Сказы дедушки Коковани (грустные и веселые)», и многие другие [4].

В состав Уральского округа также входят: Челябинская, Курганская и Тюменская области. В Челябинской области успешно работает и развивается Государственный ансамбль танца «Урал» Челябинского государственного концертного объединения. Ансамбль танца «Урал» - это продолжение истории прославленного коллектива «Уральская скоморошина» братьев Карачинцевых, который был создан в 1971 году. «Уральская скоморошина» был поистине уникальным ансамблем, ведь он был семейным. В нём танцевали шесть родных братьев: Геннадий, Иван, Владимир, Виктор, Вячеслав и Леонид Карачинцевы. Уникальная хореографическая лексика и неповторимый творческий почерк приобрели невероятную популярность у публики, полюбились многими хореографами России. 1 августа 1980 года на заседании Художественного совета Челябинской филармонии было решено создать новый хореографический коллектив – Государственный ансамбль танца «Урал», что позволило улучшить материально-техническую базу коллектива и расширило творческие горизонты. Из семьи Карачинцевых работу в новом ансамбле продолжили Виктор, Вячеслав, Леонид, Владимир и его супруга Валентина. Первым художественным руководителем коллектива, хореографом-постановщиком и режиссером стал заслуженный артист РСФСР Виктор Федорович Копылов. Приглашённый из Москвы балетмейстер Виктор Федорович, был достаточно глубоко просвященным в сфере народно-танцевального жанра, имел богатый запас знаний по истории и этнографии, создавал танцевальные композиции и концертные программы основываясь на своем профессиональном опыте и опираясь на фольклорные традиции Уральского региона. В основе своей работы, Виктор Копылов считал бережное сохранение традиций народного фольклора уральцев, но не оставляя это на любительском уровне, а наоборот переложив на современную хореографию, работать на уровне профессионального коллектива. Наиболее известными работы В.Копылова стали хореографические композиции – «Синеглазовские барабушки», пляс «Враспашку», старинные игрища уральских казаков «Бышенька» [5].

С 1984 года и по сей день директором ансамбля «Урал» является Владимир Карачинцев. Преданность родному коллективу, присутствие с самого начала творческого и профессионального пути даёт возможность Карачинцеву сохранить все знания, малейшие оттенки и особенности исполнения и характера уральской танцевальной школы [5].

В 1984 году в ансамбль танца «Урал» в качестве балетмейстера был приглашен лауреат международных и всесоюзных конкурсов, заслуженный деятеля искусств Кабардино-Балкарской АССР Григорий Юльевич Гальперин. Сохраняя преемственность фольклорных традиций Урала и особенности танцевальной лексики, труппа ансамбля совершенствовала свои исполнительские навыки и росла профессионально. В репертуаре появились композиции – «Каслинская чугунная цепочка», «Уральский сказ», «Проходочки», вошедшие в «золотой» фонд ансамбля [5].

В 2000 году на пост художественного руководителя ансамблем пришел заслуженный артист Российской Федерации Борис Николаевич Соколкин, который поставил задачу повысить исполнительское мастерство артистов балета за счёт привлечения выпускников Челябинской государственной академии культуры и искусств. За время профессиональной деятельности Б. Н. Соколкина репертуар ансамбля пополнился такими жанровыми картинами как «Каменские проходки», «Поулошная», «Фабричная кадриль», «Душечка», «На Саткинской улице» [5].

С 2008 года художественное руководство Государственным ансамблем танца «Урал» ведут талантливые хореографы – Светлана Лукина и Алексей Разин. Ансамбль растёт профессионально и сохраняет исконные уральские традиции, которые были заложены еще в «Уральскую скоморошину». Всё это благодаря удивительным людям, которые танцуют и руководят коллективом, умелому сочетанию таланта и труда, молодости и опыта и, конечно, преданности и   любви к русском народному танцу [5].

Наглядным примером популяризации и контроля над сохранением подлинных фольклорных традиций Урала, в честь создателя уральской школы русского танца, с большой благодарностью к многолетнему творческому труду Ольги Князевой, в городе Екатеринбурге организован Всероссийский фестиваль-конкурс ансамблей народного танца и вокально-хореографических коллективов на приз О. Князевой. Он представляет широкой публике выступления ведущих народных коллективов и возвращает в обиход старинные уральские переплясы, хороводы, кадрили, в свое время прославившие Уральский народный хор. Данный конкурс проводится под патронажем Министерства Культуры РФ и Министерства культуры Свердловской области, направлен на сохранение традиций и развитие хореографического искусства народов Урала, а также на сохранение и пропаганду творческого наследия О.Н. Князевой [6].

 

Список литературы:

  1. Князева, О.Н. Танцы Урала / О.Н. Князева. – Свердловск, 1962. – 167 с.
  2. Свердловская государственная академическая филармония : [Электронный ресурс] — URL: https://sgaf.ru/musicians/7945 (дата обращения: 17.04.2024)
  3. Уральский центр народного искусства имени Е.П. Родыгина : [Электронный ресурс] — URL: https://urfolk-art.ru/kollektivy/uralskij-narodnyj-hor/istorija-uralskogo-narodnogo-hora/ (дата обращения: 20.04.2024)
  4. Уральский государственный академический русский народный хор: [Электронный ресурс] — URL: https://uralchoir.urfolk-art.ru/uralchoir/docs/O-kollektive-Uralskiy-narodny-hor.pdf (дата обращения: 25.04.2024)
  5. Челябинская областная универсальная научная библиотека : [Электронный ресурс] — URL: https://chelreglib.ru/media/files/dl/el_izdan/kalend2010/ural.htm (дата обращения: 01.05.2024)
  6. Государственный Российский Дом Народного творчества имени В.Д. Поленова / ЮБИЛЕЙ «КНЯЗЕВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ»: X Всероссийский фестиваль-конкурс ансамблей народного танца и вокально-хореографических коллективов на приз Ольги Николаевны Князевой: буклет. – Екатеринбург: ГАУК СО «СГОДНТ», 2021 г. – 32 с. : [Электронный ресурс] // — URL: https://www.rusfolk.ru/documents/news/1321/X_Vserossiyskiy_festival-konkurs_na_priz_O_Knyazevoy.pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.