Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Николаева Е.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И ТЕМАТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ КРИСТОФЕРА НОЛАНА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(138). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(138).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМАЛЬНЫХ И ТЕМАТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ КРИСТОФЕРА НОЛАНА

Николаева Екатерина Евгеньевна

магистрант, кафедра истории и теории мировой культуры, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва 

Кобринец Мария Александровна

научный руководитель,

преподаватель, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

РФ, г. Москва

A STUDY OF THE FORMAL AND THEMATIC ASPECTS OF THE REPRESENTATION OF TIME IN THE WORK OF CHRISTOPHER NOLAN

 

Ekaterina Nikolaeva

student, Department of History and Theory of World culture, Moscow state University,

Russia, Moscow

Maria Kobrinets

scientific supervisor, tutor, Moscow state University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Время продолжает занимать особое место даже в творчестве современных режиссеров, одним из которых выступает Кристофер Нолан, снимающий кино на стыке элитарной и массовой культуры. Будучи одним из самых популярных американских режиссеров, родившийся в Великобритании, Кристофер Нолан снимает обращается к категории времени на протяжении всей своей фильмографии. Его фильмы используют категорию времени и манипулируют ей, чтобы улучшить понимание зрителями как опыта главных героев, так и условностей жанров. Для нашего исследования мы отобрали ряд картин Кристофера Нолана, которые, на наш взгляд, соответствуют временной тематике и наиболее очевидно показывают принципы его работы с категорией времени, на примере которых исследуем формальные и тематические аспекты режиссерской работы и стиля.

ABSTRACT

Time continues to occupy a special place even in the work of modern directors, one of whom is Christopher Nolan, who makes films at the junction of elite and popular culture. As one of the most popular American directors born in the UK, Christopher Nolan films drawn to the category of time throughout his filmography. His films use and manipulate the category of time to improve viewers' understanding of both the experiences of the main characters and the conventions of genres. For our research, we selected a number of paintings by Christopher Nolan, which, in our opinion, correspond to the temporal theme and most obviously show the principles of his work with the category of time, using the example of which we explore the formal and thematic aspects of directorial work and style.

 

Ключевые слова: кинематограф; время; категория времени; субъективное время; объективное время; Кристофер Нолан; киноязык.

Keywords: cinematography; time; category of time; subjective time; objective time; Christopher Nolan; film language.

 

Исследование категории времени в кинематографе началось с того момента, как зародился он сам. Связь кино и времени с самого начала была очевидной: возможность запечатлеть особый, недоступный для зрителя в обычное время опыт, связанный с событиями, эмоциями, которые в реальности могут длиться годами, а на экране помещаются в строго ограниченные рамки, поражала и требовала изучения нового медиума, чем и занялись и теоретики кино, и режиссеры.

Время продолжает занимать особое место даже в творчестве современных режиссеров, одним из которых выступает Кристофер Нолан, снимающий кино на стыке элитарной и массовой культуры. Будучи одним из самых популярных американских режиссеров, родившийся в Великобритании, Кристофер Нолан снимает «большое» кино о путешествиях людей во времени и пространстве. Критики и зрители признают его позицию в среде современного кинематографа как режиссера, который обращается к категории времени на протяжении всей своей фильмографии. Нестандартным подходом к работе со временем – та черта его творчества, сделавшая его знаменитым и почитаемым, при этом разделившим зрителей его кино на два лагеря: одни считают его большим автором, другие – просто ремесленником. Единственная точка соприкосновения этих двух позиций состоит в том, что Кристофер Нолан однозначно признается всеми мастером «игры со временем».

Его фильмы используют категорию времени и манипулируют ей, чтобы улучшить понимание зрителями как опыта главных героев, так и условностей жанров. Форма времени в «Преследовании» похожа на одну из головоломок, где на одну маленькую плитку меньше, чем пробелов, и вы должны постепенно переставьте плитки таким образом, чтобы сложить узор и решить головоломку. Форма времени в «Помни» – это плетеная веревка, оба конца которой уходят как в прошлое, так и в будущее. «Бессонница» разворачивается в основном в хронологическом порядке в продолжающемся настоящем, с некоторыми краткими напоминаниями во флэшбеках в виде образов пропитанной кровью ткани. Повествование «Престижа» уложено внутри матрешки, где желание отомстить за оль, заключенную в самой маленькой кукле, мотивирует действия, которые приводят к множеству других действий. В трилогии «Темный рыцарь» есть несколько временных схем, например, один из них – это спиралевидное возвращение времени к травмирующему образу облака летучих мышей, ставшему определяющим для Брюса Уэйна. «Начало» также увлекает аудиторию в скрытые, секретные, многослойные пейзажи сновидений, где время сновидений относительно. Время «Интерстеллара», основанное на реальной науке, предстает как часть теории относительности, которая работает по четким правилам и не подчиняется герою. Время в «Дюнкерке» представлено формально как способ рассказать одну историю, разворачивающуюся в трех разных временных отрезках. В «Доводе» время обращается вспять и представляет почти реальную на сегодняшний день модель путешествий во времени. В «Оппенгеймере» снова можно говорить о формальной работе с категорией времени, выраженной в разделении временных линий настоящего (состоящего из черно-белых сцен в суде) и прошлого (цветных сцен работы и жизни ученого).

Нам представляется, что тема времени – действительно центральная тема его фильмографии, он был очарован связью кино и времени еще с детства, во многом поэтому вместе с братом, сценаристом Джонатаном Ноланом, и композитором Хансом Циммером продолжает рассказывать истории о времени и временности, а также оттачивает свои приемы киноязыка, чтобы использовать их при работе с категорией времени и позволить зрителям воспринять тематическую часть его картин. Работая в разных жанрах, тем не менее, наибольшего успеха Нолан достиг в создании «умных» блокбастеров, «фильмов-головоломок» – картин, выход которых спровоцировал «бум» не только фанатских, но и профессиональных киноведческих интерпретаций, что особенно заметно в западной традиции. Зрители до сих пор продолжают разбирать формальную сторону его фильмов и разбираться в логике и связи временных линий его нелинейного повествования. Однако стоит отметить, что тематическая сторона использования категории времени в его фильмографии оказывается лишенной внимания или же сводится к трактовке с точки зрения психоанализа или биографического метода. Важным также представляется тот факт, что фильмы Кристофера Нолана анализируются и разбираются в большей степени по отдельности или с точки зрения отдельных аспектов, а единого исследования категории и темы времени в его творчестве не представлено. Это составляет актуальность нашего исследования и позволяет провести глубокий анализ фильмографии режиссера с целью выявить, как он работает с категорией времени, систематизировать его работы и выделить особенности его стиля, которые являются определяющими при работе с временной тематикой.

Для нашего исследования мы отобрали ряд картин Кристофера Нолана, которые, на наш взгляд, соответствуют временной тематике и наиболее очевидно показывают принципы его работы с категорией времени. В работе мы почти не будем уделять внимание таким картинам, как «Преследование», «Бессонница», трилогии «Темный рыцарь», «Дюнкерк» и «Оппенгеймер», поскольку, во-первых, работа режиссерам со временем в данных фильмах носит исключительно формальный характер, во-вторых, указанные картины являются яркими представителями своего жанра и отвечают тематике данных жанров (триллер, военный фильм, биографический фильм, кинокомикс, детектив), поэтому на них мы будем коротко останавливаться в рамках работы, говоря о повторении технических приемов режиссера, ставших его основой его стиля.

Теоретическую основу нашего исследования составляют несколько произведений различных авторов, затрагивающих темы анализа времени в фильмографии Кристофера Нолана. Среди таких авторов необходимо выделить работы К. Торна, Жаклин Фёрби, Даррен Муни и Тома Шона. Мы также задействуем в нашем исследовании популярные теории кино таких авторов, как Михаил Бахтин (мы говорим о его теории времени в художественных произведениях), Жиль Делез, Андре Базен, Кристиан Метц, Жан-Луи Бодри, Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский. Все они пытались концептуализировать проблему времени кино. Мы также опираемся на известную и успешную теорию Мариевской о вертикальном и горизонтальном времени в кино.

Важно отметить, что история исследования категории времени весьма обширна и в наши задачи не входит охватить ее полностью и перечислить все возможные концепции. Но мы так или иначе задействуем указанные теории, хотя и не останавливаемся на их подробном изучении.

Еще одним важным моментом является тот факт, что, что несмотря на наличие такого количества концепций, посвященных осмыслению категории времени в кино вообще и в творчестве Кристофера Нолана в частности, мы считаем их либо не всегда применимыми к фильмам режиссера, либо недостаточными для глубокого изучения его методов работы со временем. Поэтому в рамках данного исследования мы вводим некоторые дополнительные условия, которые помогут нам наиболее точно, на наш взгляд, изложить суть его работы со временем. Во-первых, мы разделяем выбранную нами часть его фильмографии на те работы, где мы имеем дело с субъективным временем (то есть временем субъективного восприятия) и объективным временем (то есть временем как буквальной физической величиной). В дополнение к этому мы собираемся рассматривать категорию времени в его фильмах на двух уровнях: на уровне специфических приемов киноязыка (формальном, стилистическом) и на уровне тематическом (то есть исследовать присутствие элемента времени и временности в тематике фильма).

На основе данного разделения мы проанализировали его известные ленты и выявили, как в них представлено время: в «Помни» – это время травмы, в «Начале» – это время сна, в «Интерстелларе» – это время физическое, а в «Доводе» – время инвертированное. Мы также выяснили, что данные представления времени в фильмах были возможны благодаря наличию общего набора приемов киноязыка, которые являются одинаковыми и для работы с субъективным временем, и для работы с объективным временем, а также являются приметами режиссерского стиля Кристофера Нолана. Это такие приемы, как: нелинейное повествование, четкую структуру сюжета, кольцевую композицию, специфичную цветокоррекцию, аудиовизуальный контрапункт, особенная направленность звука, разделяющего и соединяющего временные линии, параллельный монтаж. Говоря о тематическом элементе времени в фильмах режиссера, то мы отметили набор общих мотивов, с которыми он сопряжен: мотив утраты, мотив разлуки, мотив травмы, мотив временной петли, мотив предопределенности и мотив любви.

 

Список литературы:

  1. Darren Mooney. Christopher Nolan: A Critical Study of the Films/ McFarland & Company, 2018.
  2. Jacqueline Furby, Stuart Joy. The Cinema of Christopher Nolan: Imagining the Impossible/ Columbia University Press 2015.
  3. Ахметов К. 125 лет кинодраматургии: От братьев Люмьер до братьев Нолан/ 2-е изд., испр. И доп. – М. : Альпина нон-фикшн, 2022.
  4. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М. : Худож. Лит., 1975. – 468 с.
  5. Делёз Ж. Кино. М., 2004. – 764 с.
  6. Мариевская Н.Е. Время в кино. – М.: Прогресс-Традиция, 2015. – 336 с.
  7. Торн К. Интерстеллар: наука за кадром / К. Торн — «Манн, Иванов и Фербер (МИФ)», 2014. – 481 с.
  8. Шон. Т. Кристофер Нолан. Фильмы, загадки и чудеса культового режиссера: АСТ; Москва; 2023. – 758 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.